После публикации подборок фотографий по warbirds у некоторых читателей моего журнала появились вопросы по поводу уборки шасси на изображённых самолётах. Я решил немного раскрыть эту тему и сделать специальный выпуск посвящённый различным схемам уборки шасси на самолётах различных типов. Так как я использую только собственные фотографии, представленный здесь материал вряд-ли можно будет считать всеобъемлющим, но мне кажется, что получилось довольно динамично и наглядно. Некоторые фотографии из этой публикации уже были размещены в предыдущих постах, но я думаю, мои посетители не обидятся на меня за это.
Собственно с этой фотографии всё и началось:
1. Классическая схема уборки шасси для самолёта низкоплана. Основные стойки убираются в ниши вдоль крыла к фюзеляжу, перпендикулярно потоку, - носовая стойка уходит в нишу в фюзеляже. Несомненные достоинства - широкая колея шасси, отличная обтекаемость, отработанная и надёжная схема. Самолёт Beech S35 - классическая Бонанза.
2. Разновидность классической схемы - уборка основных стоек по направлению от фюзеляжа. Обратите внимание, что носовое колесо при уборке поворачивается на 90 градусов, это позволяет уменьшить объём носового отсека шасси. Самолёт Beech C24R.
3. Классика из классики, самолёт T-6G Texan. Как имногие самолёты военных времён он построен по схеме с хвостовым колесом.
4. Мегаклассика - P-51D Mustang - шасси убираются полностью и полностью закрываются щитками. Даже хвостовое колесо.
5. Он же, только один.
6. Классическая и наиболее распространённая схема уборки шасси на двухмоторных самолётах, - назад по потоку в мотогондолы. North American TB-25N Mitchell.
7. Разновидность уборки шасси в мотогондолы - на двухбалочных машинах можно убирать шасси в балки. Adam A500.
8. А эдесь - вроде бы и мотогондолы есть, но шасси всё равно убирается в крыло. Grumman OV-1D Mohawk.
9. Еще один одномоторный самолёт с классической схемой уборки шасси с носовым колесом. Новейший Hawker Beechcraft T-6C Texan II.
10. Можно убирать шасси в крыло назад по потоку с поворотом колеса. Curtiss P-40E Warhawk.
11. Здесь примерно так же. Goodyear F2G Corsair.
12. А на истребителе Grumman FM-2 Wildcat насси убираются не в крыло, а в фюзеляж, пусть колея получается узкая, зато можно сделать мощные пирамидальные стойки, которые выдержат жёсткую посадку на авианосец.
13. Примерно также, в фюзеляж, убирается шасси на другом самолёте Grumman - летающей лодке G-44 Widgeon.
14. И на более раннем гидросамолёте Grumman J2F-4 Duck. Более подробно про этот самолёт
здесь.
15. На большой лодке Grumman HU-16 Albatross шасси убирается и в крыло и в огромную нишу в фюзеляже.
16. На летающей лодке Lake LA-4-200 всё по классике - основные стойки убираются в крыло, носовое колесо в закрывающуюся нишу в носу. Вырезы в днище лодки - не лучшее решение, т.к. ослабляют конструкцию и предполагают более высокие требования к прочности закрывающих нишу щитков и надёжности механизма их открытия/закрытия.
17. У самарской лодки ЛА-8 все три стойки шасси убираются в днище, приходится делать три ниши, конструировать прочные, держащие напор воды щитки.
18. На лодках Л-42/44 шасси вынесено из воды, но убрать его некуда - только поднять и оставить в потоке. Не лучшее решение, но любая амфибия - это летающий компромисс.
19. Для улучшения аэродинамики на Л-42/44 применяются обтекатели на основных стойках. Получается полуубирающееся шасси заключённое ещё и в обтекатели. Кроме того конструкция Л-42/44 не позволяет модифицировать самолёт под применение шасси с носовым колесом.
20. Ещё одно оригинальное шасси для гидросамолёта. Посмотреть бы как оно в действительности убирается. Это российский самолёт Алекс-251.
21. Также не разу не видел, как убирается шасси и у этого навороченного малыша Questair M-20 Venture. Кстати, на этом типе установлено много рекордов скорости и скороподъёмности в категории C-1b, поршневые.
22. Очень нравится подобная уборка основных стоек в фюзеляж. Lancair Propjet.
23. Но красивее всего подобная схема реализована на самолётах Cessna - практически у каждой одномоторной модели есть модификация RG с убирающимся шасси. Cessna 177RG.
24. Тоже 177RG. Очень похож на изящную болотную птицу.
25. Cessna 182R взлетает.
26. 172RG с российской регистрацией.
27. Машина побольше - 210J.
28. Он-же.
29. Взлетает четырёхместный канард Velocity - у него шасси убирается и в крыло, и в фюзеляж.
30. У Tecnam P-2006T шасси убирается как у лайнера - в фюзеляж. Просто ATR-72 какой-то, только маленький.
31. Яки. Точнее их двоюродный брат - китайский Nanchang CJ-6A. Но шасси у него также, как и у Яков убирается в разнобой.
32. Основные стойки убраны, носовая не торопится. Самолёт СМ-94.
33. Як-18Т, та же история.
34. А у этого не торопится убираться левая основная стойка.
35. Один из немногих, виденных мной Як-18Т у которого все стойки убираются синхронно, принадлежит аэроклубу "Первый полёт".
36. У пилотажного самолёта Як-50 основные стойки просто уходят назад и прижимаются к крылу.
37. Примерно так же как и у тренировочного Як-52, только здесь основные стойки поднимаются против потока и есть носовая стойка.
38. А это западный Як-52 - модификация TW, у него основные стойки уходят в ниши в крыле. Как у истребителя.
Такая получилась подборка, думаю вам было интересно.