Gypsy bartender. Суббота: Эль и Стаут.

Jan 28, 2016 01:11

7 дней - 7 разных баров и биршопов Москвы… по ту сторону барной стойки. Это проект gypsy bartender ("странствующий бармен"), который Cicerone Certified Beer Server Армен Захарян совместно с семью крафтовыми заведениями Москвы реализовали в конце сентября-начале октября этого года.
7 смен в роли бармена, консультанта и продавца - все ради ответа на простой вопрос: чем живет “крафтовая” Москва? Конечно, для полной картины нужен “взгляд сверху”, но детали гораздо проще разглядывать изнутри. А нескольких характерных частей иногда вполне достаточно, чтобы воссоздать целое.

Суббота. Эль и Стаут.

Суббота в барной неделе - день чрезвычайно особенный, почти самый главный. Но как раз в этом почти кроется меланхоличная, почти незаметная, спрятанная глубоко внутри грусть. Это грусть веселого клоуна, который выходит на арену вслед за акробатом, с легкостью закидывавшим за голову обе ноги. Эта грусть смотрит в темноту зрительного зала, искрометно шутит и тоже в какой-то момент тянет ногу к голове, но падает. Упав, конечно, смеется, но про себя снова грустно бормочет: "Ну почему именно мне все время выпадает один и тот же жребий: прикрывать пятницу в ее безумствах?".

Суббота в баре всегда напоминала мне теннисиста Энди Роддика - симпатичного, веселого, классного, с убойной подачей и страстью к игре. Но Роддик одних только финалов Уимблдона великому Федереру проиграл аж три! А сколько раз Роджер ставил ему подножку в полуфиналах? Словом, родись Энди в другую эпоху - был бы одним из самых титулованных теннисистов современности. Но почтальон всегда звонит дважды, Роддик проигрывает Федереру, а суббота наступает после пятницы. В этом ее грусть, но в этом и ее великая красота.

Именно с такими мыслями я выходил из метро на станции Сухаревская, направляясь к предпоследнему прибежищу "странствующего бармена" на этой неделе - бару "Эль и Стаут".




Что происходит? День.

Я отлично помню, как впервые попал в "Эль и Стаут" на Сретенке. Это было начало августа, в тот день мы с товарищами достаточно долго выпивали в "Сосне и Липе", и особой охоты менять дислокацию ни у кого не было. Однако я настаивал: ведь на Сретенке появился "Эль и Стаут", который открыли те самые ребята, у которых был (он, впрочем, и сейчас есть) магазинчик в Коньково. И существовал он еще в те времена, когда чуть ли не единственным источником крафта в центре был Главпивмаг на Новокузнецкой, разговоры о "крафтовом буме" были очень осторожные, а Craft RePUBlic еще не открылся ("Эль и Стаут" в Коньково опередил его всего на 1 день, начав свою работу 30 октября 2014, за сутки до Репаблика).

Словом, я считал, что бар с именем одной из старейших "крафтовых" точек Москвы заслуживает обязательного посещения. И не ошибся. А уже через пару месяцев оказался в том же месте, но по другую сторону барной стойки - в ожидании своих первых посетителей.




Но суббота лишает тебя необходимости ждать. Суббота - это единственный родственник пятницы, который с азартом прожигает доставшееся наследство. Вот и здесь посетители за стойкой часто сменялись, время от времени вспоминали вчерашнее, уверяя, что "сегодня такого не будет", жаловались на проблемы с памятью ("Пил ли я это? Не уверен..."), да и в целом вели себя активно, но осторожно, медленно разгоняясь: суббота день не рабочий, банкет начинается не в 19, когда стартовать можно с места в карьер, а в 15, так что силы нужно экономить.

Что происходит? Вечер.

Эффект "открытых дверей" сработал и здесь. Приметить наверняка тот момент, когда неторопливое течение субботней жизни стало превращаться в "Эле и Стауте" в пульсирующий нерв, мне не удалось. Как всегда, это случилось внезапно. Кажется, вот просто одна компания ребят зашла и оккупировала пространство перед "пивным" табло: но сейчас раздадим всем сестрам по серьгам, а братьям по АПАм - и снова восстановится плавный и длинный день, клонящийся к вечеру. Но за этой компанией возникает следующая, за ней - еще одна, а когда и она расходится с бокалами стаутов и элей - к тебе возвращается первая. И дальше тебя увлекает этот круговорот субботней жизни: динамичный, но неспешный, лишенный пятничного: "Следующий! Следующий! Следующий!", а с особым, субботним: "Следующий. Следующий. Следующий".

Это вообще отличительная особенность "Эля и Стаута" - присущая ему неторопливость (за пятницу, конечно, не скажу). Это бар с совершенно особым ритмом, причем начинается он сразу за дверью, диктуя свои условия вновь прибывшим. Если в большинстве других мест, где проходила неделя gypsy bartender'а ритм, чаще всего, оказывался рваным, развивающимся по синусоиде, то ритм в "Эле и Стауте", да еще и в субботу - это экспонента.




Что пьют?

Прежде чем рассказывать, что пьют в "Эле и Стауте", стоит подробнее остановиться на том, кто там пьет. Особая аудитория этого бара предопределяет специфический выбор. Отличительная черта аудитории в том, что "Эль и Стаут" - это скрещивание самых разных людей ( совсем как в Гардене), но без присущей Гардену космополитичности. Если Гарден - людная таверна, стоящая на главном тракте, этакий "Гарцующий Пони" Толкиена, то "Эль и Стаут" больше напоминает гостеприимную гостиную Бильбо Бэггинса. Кажется, что большинство стекающихся сюда по вечерам людей знает друг друга в лицо, а может быть даже по имени. Кажется, что постоянные клиенты состоят здесь с местом как будто в родственных отношениях.

Именно поэтому периодически здесь видишь необычные картины: достаточно взрослая пара - муж и жена - пришли в мою смену и унесли с собой литр квадрюпеля от Mikkeller в пластиковой бутылке. И в этом не было ничего странного или неправильного, это было абсолютно органично: "Ничего себе, вы уже поставили Monk's Brew на кран? А я за рулем, как жаль. Ну давайте тогда с собой наливайте, вечером за ужином выпьем". И я уже вижу картину этой семьи, явно живущей неподалеку, которая вечером останется один на один с хорошей кухней, красивым кино и литром миккеллеровского квадрюпеля. Если это не крафтовая революция, то что тогда вообще революция?




Однако, я отвлекся. Своя, близкая, домашняя аудитория "Эля и Стаута" предопределяет, что здесь пьется очень много бутылочного пива (по сравнению с большинством других мест службы "странствующего бармена"). Дело в том, что бутылкам у нас вообще не очень доверяют: "навскидку" только один клиент из 15-20 предпочтет в баре бутылочное разливному. Но в "Эле и Стауте" приходящие доверяют стоящему за стойкой холодильнику - как своему собственному, а стоящим за стойкой людям - как своим друзьям. Так что здесь соотношение разливного к бутылочному было 1 к 7 (!). И это при том, что на кранах в "Эле и Стауте" всегда "есть, что пить" - в день моей смены на розливе стояли Mikkeller, парочка Nogne, Schneider Weisse, Лоботомия 777 от AF Brew, имперский портер BA от Salden's и проч. и проч.

Лидерами оказались: у мужчин - Monk's Brew от Mikkeller, Пряник Стаут от Salden's и Gaffel Kolsch - на них пришлась четверть всех мужских заказов разливного пива. У женщин лидерами стали: Petrus Aged Red и Bourbon Barrel Stout от Anderson Valley. Совсем чуть-чуть от них отстали по популярности Monk's Brew, Мозаик от AF Brew и Пряник Стаут.
В бутылках брали в основном To Ol, Mikkeller, De Molen, Salden's, AF Brew.

Местная особенность.

Частично я уже упомянул об этом несколькими абзацами выше. "Эль и Стаут" синтезирует в себе отличный тэп-лист, свободные посиделки биргиков и анти-биргиков, теплую домашнюю атмосферу, хорошую музыку, 2 этажа пространства и достаточное количество свободного места, чтобы зайти в бар, например, со своим велосипедом (если уж ты на нем прикатил), а с недавних пор еще и отличную итальянскую кухню.
"Эль и Стаут" располагает, но не обязывает, он как человек, который смело добавляет тебя в друзья на Facebook, но у него членораздельно написаны имя и фамилия, а на аватарке - его реальное фото, так что тебе не приходится ломать голову: "Кто же это такой и почему у нас 250 общих друзей?". Он близкий и домашний, но никого не тяготит этой близостью: она опциональна - здесь достаточно места, чтобы просто посидеть в стороне и понаблюдать, как Бильбо с товарищами совершают набег на очередную бутылку, охраняемую огнедышащим драконом.




Однако главной особенностью "Эля и Стаута" я назвал бы даже не эту особую, дружескую и близкую атмосферу, а дух "первых радостных дней крафтовой революции", который из Коньково без пересадок доехал до Сухаревской. "Эль и Стаут" создан людьми, давно и основательно увлеченными пивом. Здесь совладельцы бара постоянно стоят за стойкой, потому что это и есть их главное дело. Но самое важное: они со всей искренностью и верой в это дело жаждут делиться им с другими. Совершенно особый фрагмент московской крафтовой революции, ее отдельная глава - это разговоры у пивного табло в "Эле и Стауте", это странствие по лабиринту открытий, в котором люди за стойкой делают все, чтобы расширить вкусы тех, кто стоит напротив. Сколько раз возле этого табло я слышал "А не хотите ли попробовать что-нибудь другое?", сколько раз я подслушивал, как за стойкой обсуждаются те причудливые узелки на нити Ариадны, которыми можно вести "новоприбывшего" по крафтовому лабиринту. И тогда человека после бокала кёльша вдруг подхватывает "Солнечный ветер", проносит его над чудесными землями страны "Эльдорадо", а затем бросает в барабан "Атомной Прачечной", чтобы снова вознести его тело и дух ввысь - на крыльях трижды Героя Советского Союза, "Ивана Кожедуба".

Бар "Эль и Стаут" находится в Москве по адресу: м. Сухаревская, ул. Сретенка 26/1 (вход с Даева переулка)

ps за фото спасибо Паше Шумилову, смотрите также его видео о дне gypsy bartender'а в "Эле и Стауте":

image Click to view



Продолжение следует...
Previous post Next post
Up