Поскольку я сам сейчас присматриваю машину на вторичном рынке, то просматриваю предложения на той же «Авите», ну а система контекстной рекламы подсовывает всякие статьи, типа вот этой -
https://dzen.ru/a/ZNOr55OsVR-WNCIh Но насколько в подобных обзорах действительно дельные советы? И на что, в реальных условиях, обращать внимание при покупке поддержанного автомобиля? Вот про это сегодня и предлагаю поговорить.
Для начала, самый основной совет, который дают почти все и всегда - воспользоваться услугами по подбору авто. Но тут тоже ведь от ситуации зависит. Конечно, если вы сам в машинах пока мало что понимаете, возможно, подбираете для себя первый автомобиль, то смысл обратиться к профессиональному подборщику действительно есть. Если же у вас уже есть опыт и вы располагаете временем, чтобы ездить и смотреть машины самостоятельно, то можно обойтись и без помощи.
Потом, одно дело, когда вы берёте машину в бюджете плюс минус 600к, и там 20-30к за услуги подборщика кажутся не такой и большой суммой. А если вы покупаете машину с ценником до 300к, то это уже получится 10% от стоимости. Да и надо понимать такой момент, что часто б/у автомобили берут на последние деньги, привлекая все возможные резервы, и это правильно, поскольку лучше один раз «затянуть пояса», собрать все ресурсы и купить максимально хороший автомобиль. И тут получается, что этих 20-30к на услуги подборщика может просто не быть. Да и не факт, что такие услуги окупятся, даже если какие-то недочёты по машине вы проглядите, то, скорее всего, их исправление будет не дороже стоимости услуг подборщика, если, конечно, совсем уж хлам на колёсах не купите.
Так что я не говорю, хорошо это или плохо, но призываю смотреть по ситуации. Где-то действительно неплохо было бы воспользоваться профессиональной помощью, а где-то можно и самому обойтись, своими силами. В любом случае, если вы решили покупать машину самостоятельно, то это вполне возможно, особенно если есть уже некоторый опыт.
Про то, что очень хорошо смотреть машину после длительного простоя, т.е. с холодным мотором, я согласен. Только далеко не всегда это возможно в реальности. И не всегда это связано с попыткой продавца что-то скрыть, хотя бывает всякое. Да, если возможно, смотрите машину не прогретую, но прям возводить этот пункт в крайне важный я бы не стал.
По поводу толщиномера и состояние ЛКП, тут вообще сложная ситуация. Толщиномер может показать наличие окрасов, да, но качественная окраска, допустим, после борьбы с коррозией, вовсе не является чем-то плохим. Скажем, куда лучше будет купить машину, у которой пару лет назад менялись пороги и качественно окрашивались, чем купить авто с «вентиляцией» вместо кузова. Да, часто окрас делают после ДТП, но и тут не всё так однозначно. Ведь речь могла идти как о действительно серьёзном происшествии, так и о какой-то мелочи, вроде притёртого крыла. Так что само по себе наличие каких-то окрасов по кузову приговором не является, а толщиномер ответит нам только на этот вопрос, но никак не покажет качество проделанного ранее кузовного ремонта.
Так что лично я вообще этот прибор не использую, поскольку некачественный окрас будет видно и так, если глаз намётан на такие вещи, а вот в качественном кузовном ремонте ничего плохого не вижу.
По поводу тест-драйва, вот тут я категорически не согласен с автором той заметки, ссылка на которую есть выше. Напомню, он там говорит, что надо обязательно проехаться на машине, по разным дорогам, несколько километров, и призывает отказаться от покупки, если продавец этого не позволяет.
Но, по личному опыту, могу сказать, что мало кто из продавцов позволит вдоволь покататься на машине, и причина тому вовсе не в желании что-то скрыть. Просто в страховку вы не писаны, машину не знаете, к габаритам не привыкли, и такие покатушки по городу могут вполне закончится аварией, расхлёбывать последствия которой будет продавец. Спрашивается, оно ему надо? Куда проще продать авто человеку, которому тест-драив не нужен.
Более скажу, даже профессиональные перекупщики не стремятся порулить. Недавно я вот продавал машину перекупам, так вот, они её, конечно, всю осмотрели, всю излазили, но за руль садиться не хотели, просили меня завести, погазовать и т.д. И это совершенно верно, ведь пока договор купли-продажи не подписан, машина была моя.
Так что лично я бы не настаивал на тест-драйве, но проверить машину в движении действительно нужно, послушать подвеску, двигатель, коробку. Для этого вполне достаточно попросить проехаться на машине продавца, а самому занять место пассажира. Можно ещё попросить его сделать какие-то манёвры, например, отпустить руль на прямой (посмотреть, не уводит ли авто в сторону) или резко разогнаться. При этом вы получите нужную информацию об автомобиле, а рисков ни для вас, ни для продавца, не будет.
Ну и вечный вопрос про перекупов, можно ли у них брать машину? Скажем так, иногда они действительно могут продавать нормальный автомобиль, но часто бывают случаи, когда они покупают машины в плохом состоянии, делают предпродажную «косметику» и сбывают машины под видом очень хороших. Так что я бы очень осторожно шёл на контакт с такими.
Если подбираете авто на «Авито», то посмотрите на рейтинг, почитайте отзывы (включая нейтральные, которые на рейтинге не сказываются). Общее правило, что если у пееркупа отзывов нет или же есть хоть несколько отрицательных, то сразу мимо, вне зависимости от того, насколько там хорошее предложение по автомобилю. Если же отзывов много, отзывы именно по машинам, и рейтинг 5.0 (ну, минимум, 4.9), тогда такой вариант можно рассмотреть.
Но, в любом случае, лично я готов смотреть машины даже у таких «честных» перекупов, только если они находятся недалеко территориально. Чтоб приехал, посмотрел, если что-то не понравилось, то просто уехал обратно. А вот ехать за несколько сотен километров смотреть машину у перекупа я бы точно не стал (хотя у собственника бы мог съездить, посмотреть, если машина хорошая).
По поводу отчёта автотеки, да, его можно купить на «Авито» за небольшие деньги, и, думаю, что если вы реально рассматриваете машину к к покупке, то это сделать надо. Цена небольшая, а информация по авто будет.
Но только надо понимать, как этой информацией распоряжаться и на что обращать внимание. Вопреки уверениям в интернете, пробег по данным техосмотра вы таким образом не проверите. Во-первых, этот осмотр уже давно не обязателен для личного транспорта (нужен только при покупке машины б/у), так что данных вообще может не быть за последние годы, а во-вторых, ни для кого не секрет, что почти всегда этот техосмотр покупают, и пробег при этом записывают «от фонаря», что в голову прийдёт. У меня, например, на УАЗе родной пробег 140к с копейками, а по данным ТО там больше 200к, ну просто в какой-то момент указал цифру в 200, и всё. К реальности все эти цифры никакого отношения не имеют.
А вот что действительно важного можно посмотреть в автотеке, так это историю продажи машины на «Авито». Там будут и фотографии машины (т.е. вы увидите состояние её кузова ранее), и пробеги, и вот там можно будет хоть примерно прикинуть, скручивал ли километраж кто-то из продавцов. Конечно, гарантии никто не даст, но прикинуть можно.
Ну и плюс данные по ДТП, хотя и там информация будет не полной. В автотеке можно посмотреть официально зарегистрированные аварии, а если человек по пьяни дерево сшиб в лесу, то этого вы не узнаете.
И не лишним будет ещё проверить по VIN и госномеру, запросите эти данные у продавца, если ему скрывать нечего, то он должен без проблем их предоставить. А иногда интересные вещи можно обнаружить, даже просто указав номер авто в строке поиска. Например, я как-то так сделал и увидел фото одной из своих машин со следами мелкого ДТП, так что такая проверка может быть не лишней.
Ещё немаловажно поговорить о проверках машины в сервисе. В принципе, конечно да, если приехали, посмотрели автомобиль, всё устраивает, то хорошо бы его загнать на диагностику. И загонять надо не в сервис, где у продавца есть договорённость, а туда, куда хотите заехать вы сами. Лучше вообще выбирать сервис на некотором отдалении, там больше шансов, что работники не окажутся знакомыми продавца, да и пока доедете туда, сможете прокатиться пассажиром в машине и оценить её состояние.
Но всё это хорошо в сферическом вакууме, а на деле возможность проверить машину в сервисе есть далеко не всегда. Прежде всего, большинство сервисов работает по предварительной записи, т.е. часто возникает ситуация, когда вы приехали, посмотрели машину, вас всё устроило, вы находите телефоны сервисов в радиусе разумного удаления, но нигде нет возможности принять вас прям сейчас. Предлагают запись через несколько дней, но тут, если машина действительно стоящая, то нет никакой гарантии, что она вас дождётся. Вполне может приехать покупатель, который заберёт без всяких проверок сразу. И ни один продавец не согласится ждать несколько дней, естественно, что за это время он будет показывать авто другим людям. Так что тут реальный выбор будет только между вариантами «купить без проверки» и «не покупать».
А ещё, если забирать машину из регионов, то возможны и другие сложности. Первая, если речь о небольшом посёлке, где всего один сервис. В таком случае понято, что продавец наверняка договорился с его работниками, тем более, что обычно в таких небольших поселениях все друг друга знают. В такой ситуации везти туда на диагностику машину смысла нет никакого (а других сервисов может вообще не быть в обозримой округе).
Другой вариант, когда сервиса вообще нет, ну, вернее, может он есть за 50-70км, и то работает по предварительной записи. В таких ситуациях проверить машину просто нет возможности, и надо полагаться исключительно на себя.
Так что да, совет загнать авто на диагностику действительно хороший, но не всегда реализуемый. На практике часто машину покупают без всяких проверок, и единственное, что я могу тут посоветовать, это внимательнее смотреть, чтобы максимально понять состояние автомобиля. Если у самого опыта недостаточно, попросите съездить на осмотр машина друга, который в технике понимает.
И, кстати, вдогонку к теме диагностики авто - не верьте данным одометра. Скрутить пробег очень легко, и если авто хоть раз в своей истории проходило через перекупа, то можете быть уверенными, пробег будет скручен. А диагностика далеко не всегда может это выявить. Конечно, в премиальных авто, где все данные дублируются в разных блоках, найти подвох будет проще. Но если речь про массовый бюджетный сегмент, то там, в лучшем случаи, пробег хранится в памяти ЭБУ, а в худшем, может вообще быть только в виде цифр на механическом спидометре. В этих случаях реальный пробег вы не узнаете, никакой сервис не поможет, ориентироваться, и то косвенно, можно по состоянию салона. Сильно потёртый руль, потёртые кнопки, стёсанные накладки на педали - всё это однозначно говорит о больших пробегах.
Ну, это были основные советы, которые можно встретить на просторах интернета, которые я попытался разобрать с практической точки зрения. А вообще, я рекомендовал бы каждому потенциальном покупателю потратить пару вечеров, посмотреть особенности конкретных моделей машин, среди которых идёт выбор, посмотреть их «семейные болезни», ресурс мотора, и т.д. Сегодня ведь покупка б/у машины является очень затратным делом, если раньше вполне реально было купить нормальный автомобиль за пару зарплат простого работяги, то сегодня за более-менее адекватные варианты придётся выложить уже годовой бюджет. Скажем, я бы поставил минимальную плану по стоимости в районе 200к, но это надо прям мониторить рынок, выхватывать быстрее перекупов, и это будет машина на ходу, но с некоторыми проблемами (прежде всего, по кузову). Чтобы спокойно купить более-менее нормальный автомобиль, сегодня, весной 2024 года, надо иметь не меньше 300к, а это, для подавляющего большинства россиян, сумма приличная. Так что к такой дорогой покупке лучше подойти обстоятельно и вдумчиво. Ну и конечно, желаю удачи на дорогах!