Отмена техосмотра - подводные камни

Sep 08, 2021 21:56

Так уж получилось, что последние несколько постов моего блога посвящены автомобильной тематике, ну что поделать, раз основные новости приходят именно с этого «фронта». Вот и сегодня предлагаю поговорить о почти уже состоявшейся отмене обязательного техосмотра. Похоже, что на этот раз дело двинулось дальше разговоров и столь ожидаемая многими автомобилистами реформа становится реальностью. Но надо ещё понимать, чего же нам ждать и где бизнес, прочно пустивший корни во власть, будет получать то, что потерял на техосмотре.

И так, от слов к делу - если недавно про возможную отмету обязательного техосмотра частного транспорта только говорили чиновники, при этом в инициативном порядке, то теперь это уже вполне осязаемый законопроект, который в думу внесло само ЕдРо - https://auto.mail.ru/article/82465-obyazatelnyi_tehosmotr_otmenyat_na_samom_dele/ При таком подходе не приходится сомневаться - отмене ТО быть.

Но неужели бизнес добровольно готов потерять тот гешефт, которые имеет сегодня от этого осмотра, а точнее, будем честными, от продажи диагностических карт? Увы, но нет, я не думаю, что автомобилист будет платить меньше, просто процедура станет чуть более цивилизованной и из откровенного побора превратится в побор узаконенный.

Ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом, до отвязывания ТО от ОСАГО, диагностическую карту можно было легко купить при покупке полиса, машину никому показывать было не нужно, и не знаю, где как, а в Москве такая карта, с занесением во все базы данных, стоила 1500р. Понятно, что действие не совсем законное, но, как известно, «строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения». В принципе, все были довольны - сумма небольшая, меньше бака бензина, проблем с покупкой документов никаких, а бизнес имеет свою моржу. Что называется, и овцы целы, и волки сыты. Недовольны были, пожалуй, только в МВД, ведь некогда принадлежавшая им кормушка нынче осела в руках бизнесменов, а точнее, страховой мафии.

И тут не удивительно, что именно представители МВД и стали первыми выступать за отмену обязательного ТО, правда, их интерес никак нельзя назвать бескорыстным, ибо, не успев даже довести идею до реализации, серые-меньшие в лице инспекторов ДПС уже активно начали «нагибать» водителей за изменения в конструкции машин. Иными словами, если раньше это формально контролировалось при прохождении ТО (а реально не контролировалось, ибо ТО не проходили, а покупали), то теперь роль проверяющего взяли на себя инспектора на дорогах. И тут сколько угодно можно говорить о том, что инспектор не является экспертом и, юридически, права на проверку не имеет. Но у нас законы обходить могут не только простые граждане, но и представители власти. Так что никого не волнует, что инспектор не имеет формального права проверять состояние автомобиля, на деле проверил, нашёл, к чему придраться (а найти можно всегда и в любой ситуации), и выписал штраф, для отчёта. А кроме штрафа, он может ещё и предписание на устранение изменений добавить, и вот тут для водителя начинается сущий ад, ибо надо за 10 дней выполнить предписание и показать авто на осмотр. Понятно, что дабы избежать подобного, 95% водителей будут «решать вопрос на месте». И понятно, кому это выгодно. Фактически, МВД возвращает себе кормушку, которую потеряло с передачей ТО частному бизнесу, только теперь эта кормушка выглядит немного иначе.

Что же до бизнеса, то, похоже, что и он не сильно потеряет. В законопроекте есть одна настораживающая формулировка, а именно, там речь идёт не об отмене ТО для частных лиц, как такового, а о том, чтобы сделать его добровольным. И разница тут огромна - процедура не исчезает, а переходит в добровольный формат. А дабы водитель добровольно решился на так называемый техосмотр, должен быть какой-то финансовый инструмент поощрения. И таким инструментом, скорее всего, станет стоимость полиса ОСАГО. Всё просто, есть карта ТО, платишь за полюс меньше, а нет - получи повышающий коэффициент. Так что, как минимум, страховая мафия себе тут не обидит, а скорее наоборот, ещё и в плюсе останется.

Ну и последний момент, на который сейчас мало кто обращает внимание - это сохранение необходимости ТО при покупке машины на вторичном рынке. Вот это уже серьёзно и затрагивает совсем другие сферы бизнеса, возможно, что именно их лобби в итоге и позволило вообще вплотную подойти к принятию подобного закона. Тут дело в интересах автопроизводителей (вместе с дилерами) и банкиров.

Всё очень просто, уже давно людей активно подталкивают к покупке новых авто, всячески угнетая вторичный рынок. В начале действия были сугубо технические, в виде пресловутого ограниченного ресурса, но у нас ведь такие умельцы, что и блоху подкуют, и непригодный для капремонта мотор «Киа» отремонтируют. Да и видавшие виды автомобили старой школы пары десятков лет отроду были сделаны настолько добротно, что в заботливых руках практически вечны. Так что не добившись желаемого эффекта техническими методами, буржуи перешли к административным.

По состоянию на сейчас ведь при покупке авто покупатель берёт все риски на себя, ибо договор составляется в простой письменной форме, и если потом, при постановке на учёт, всплывут сложности, например, изменения в конструкции или сгнивший номер на кузове, то это будут уже проблемы покупателя. Плюс, осмотр при постановке часто проводят с пристрастием, так сказать, дабы повадно не было.

Нет, не всегда, конечно, недавно я писал, что вот мне, при постановке ну учёт «Буханки», попался просто замечательный инспектор, который вообще «не увидел» никаких переделок, но он был рыбак и охотник, так сказать, родственная душа, да и потом, это первый нормальный инспектор ДПС, которого я встречал в жизни. А чаще бывает наоборот, например, человек, купивший у меня медицинскую «Волгу», с которой по документам, с занесением в ПТС, было демонтировано специальное оборудование, ставил её на учёт три недели и его отправили делать это в то ГАИ, которое изменение в ПТС вписало.

Короче, много сложностей, которые лежаться на покупателя подержанной машины, и это уже само по себе несколько охлаждает желание брать автомобиль на вториче.

А сейчас ещё и ТО добавят, и неизвестно, как там за этим всем следить будут. Нет, конечно, у нас можно купить любую бумажку, но вот только цена вполне может быть сильно выше той, что мы платили за диагностическую карту.

Добавим сюда и активно обсуждаемую идею всяких там ограничений в зависимости от экологического класса, и получим, что покупателя подержанной машины ждёт всё больше и больше сложностей.

Напротив, автосалоны, вкупе с банками, предлагают всевозможные кредитные программы, благодаря которым вполне можно купить новый автомобиль даже без первоначального взноса и с относительно небольшим платежом по кредиту. Понятно, что это всё равно выгодно не покупателю, а продавцу и банку, но, чем сложнее будет купить машину на вторичке, и чем это будет дороже, тем больше будет желающих получить кредит на покупку нового железного коня. А это и деньги автопроизводителю, и проценты банку, и плата за обслуживание у официального дилера (ведь пока машина на гарантии, многие будут переплачивать за услуги официалов, и, в принципе, это даже имеет смысл).

Так что выгода бизнеса тут очевидна, ровно как очевидно, что источником этой выгоды для буржуев являются наши с вами кошельки.

Таким образом, можно резюмировать, что отмена обязательного техосмотра для частного транспорта, с финансовой точки зрения, никак не облегчит жизнь водителей, а скорее наоборот.

Только не поймите неправильно, сам я, конечно, поддерживаю идею отмены ТО, поскольку понимаю, что это просто фикция, которая реально не имеет ничего общего с безопасностью на дорогах (и официальная статистика МВД это подтверждает). Безусловно, можно только приветствовать отказ от негласно допустимых поборов в пользу законодательного механизма.

Но, как всегда, вопросы у меня не к самой идее, которая здравая, а к её реализации. Лично мне кажется, что ТО надо вообще отменить, просто полностью, и оставить возможность его прохождения в добровольном порядке только для тех частников, которым нужно получать «зелёную карту» (но таких водителей в России минимум, так что это не массовое явление). Наличие же ТО никак не должно влиять на стоимость ОСАГО и прочие официально узаконенные поборы. И, конечно, инспектора на дорогах не должны занимать место экспертов и не должны проверять состояние и конструкцию транспортных средств.

Это подразумевает, что водители сами должны следить за исправность своих железных коней, но, конечно, законодательный элемент ответственности оставить нужно. Его вполне можно реализовать в виде возможности страховой компании подать регрессивный иск к виновнику ДТП, если будет доказано, что оно произошло по причине технической неисправности машины. Этого было бы вполне достаточно.

Но, увы, у нас все законы принимаются вовсе не для благополучия рядовых обывателей… Вообще, может как-нибудь соберусь и сформулирую положения идеального, на мой взгляд, автомобильного законодательства, во главу угла которого были бы поставлены простые водители. Но это уже тема отдельного и долгого разговора.

закон, Россия, ОСАГО, техосмотр, автомобили, ГАИ, МВД, ГИБДД, аналитика, ТО

Previous post Next post
Up