24 февраля 2014 года в дежурную часть ОМВД России по г. Шадринску поступило сообщение о том, что неизвестный ограбил администрацию Шадринского района. Угрожая пистолетом кассиру, он забрал 300 тысяч рублей (по другим данным 479 тысяч) и скрылся. «Пока мы не можем утверждать, был ли это разбой или ограбление. Мы подтверждаем лишь факт происшествия. Какие-либо данные будут оглашены после завершения работы опергруппы», - заявили тогда представители правоохранительных органов.
В начале марта того же года была распространена информация о том, что уголовное дело по факту ограбления администрации Шадринского района раскрыто. Полицейские задержали двух подозреваемых по данному ограблению, ими оказались сотрудница администрации 1962 года рождения и мужчина 1991 года рождения. Обоим подозреваемым в качестве меры пресечения на период следствия была избрана подписка о невыезде. Сотрудники следственного отдела переквалифицировали возбужденное ранее уголовное дело по статье 162 УК РФ (разбой) на статью 160 УК РФ (присвоение или растрата). Полицейские предполагали, что преступление являлось инсценировкой. Часть украденных денег у подозреваемых была изъята.
Юлия Гусева работала в Управлении образования администрации Шадринского района кассиром с 2007 года. В её обязанности входили получение и выдача денежных средств, в том числе в банке по чеку, который выписывала главный бухгалтер. Юлия Евгеньевна воспитывает сына, который во время описываемых событий учился в одном из екатеринбургских вузов. Глава семьи скончался ещё в конце 90-х годов, поэтому сына женщина поднимала на ноги самостоятельно. Пенсии по потере кормильца и скромной зарплаты едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Когда парень переехал в Екатеринбург, где поселился в вузовском общежитии, Юлии пришлось совсем туго. Несмотря на то, что сын поступил на бюджет, ему нужны были деньги на еду, проезд в общественном транспорте, одежду и так далее, и тому подобное. Тогда-то Гусева и решила воспользоваться услугами, которые предлагают различные финансово-кредитные организации.
К сожалению, точно сказать, в какой из местных банков или кредитных бюро обратилась женщина раньше всего, не получится. Однако в материалах дела упоминаются такие организации, как «Русский Стандарт», ОТП-Банк, «Пойдём!», «Быстрые деньги» и другие. В какой-то момент Юлия поняла, что ежемесячные платежи серьёзно превышают её реальные доходы, и для погашения кредитов он решила воспользоваться подотчётными денежными средствами. С вышеуказанной целью она начиная с октября 2013 года несколько раз брала деньги из кассы Управления образования. Взятое она старалась возвращать, но это сделать получалось не всегда. Недостачу средств в кассе некоторое время обнаружить не удавалось, так как она перекрывала её документами.
В феврале 2014 года Ю. Гусева стала получать в банке большие суммы денежных средств, примерно в это же время надумала продать половину дома, в котором проживала, чтобы хоть как-то рассчитаться с долгами и поправить материальное положение. Примерно в то же время Юлия при личной встрече рассказала о своих финансовых проблемах племяннику, у которого попросила взаймы 300 тыс. рублей. Когда он поинтересовался, зачем ей нужна такая большая сумма, она пояснила, что собирается взять очередной кредит, но только после того, как погасит все долги по взятым ранее. Именно для погашения долга она и взяла вышеуказанную сумму из кассы. После нескольких телефонных звонков парень сказал тёте, что помочь ей ничем не может.
19 февраля Гусева получила в банке около 3 млн 800 тыс. рублей и решила взять из них 200 тыс. рублей, чтобы вернуть их, когда продаст дом. Для того, чтобы скрыть недостачу, кассир решила инсценировать преступление. 23 февраля она рассказала о своём плане сыну, который полностью поддержал её и согласился помочь.
На следующий день Юлия как ни в чём не бывало вышла на работу. После обеда, около 13.00, сын зашёл к ней кабинет, она достала из сейфа порядка 300 тыс. рублей и передала их парню, после чего он быстро вышел из кабинета и покинул здание администрации района.
Затем, когда Гусева поняла, что же всё-таки натворила, она почувствовала ухудшение самочувствия и боль в области сердца. Юлия вышла из кабинета и попросила случайную посетительницу позвать главного бухгалтера на помощь. Начальница спустя пару минут зашла в кабинет, спросила у Гусевой, что случилось, и та в ответ рассказала, что некоторое время назад в кассу зашёл неизвестный, стал угрожать ей пистолетом, требуя отдать всю имеющуюся наличность. Она, в свою очередь, испугалась и отдала ему несколько пачек купюр из сейфа. Эту версию «происшествия» Юлия рассказала и начальнику управления образования администрации Шадринского района, которая и предложила вызвать полицию.
В тот же день в кассе была проведена ревизия, в ходе которой выяснилось, что сумма недостачи составляет 479 тыс. рублей. Вечером после окончания проверки и допроса, вернувшись домой, Ю. Гусева спрятала все похищенные деньги в подполе своего дома. Отметим, что в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий был допрошен и племянник Гусевой, которому она жаловалась на финансовые проблемы. В целях проверки сведений о совершённом преступлении на основании постановления Шадринского районного суда телефонные переговоры Ю. Гусевой было решено прослушивать.
28 февраля Юлия позвонила давней подруге, с которой они были знакомы ещё с детских лет. Во время телефонного разговора Гусева сообщила, что у неё большие проблемы, и в подробностях рассказала о совершённом преступлении. Подруга спросила у Юлии, замешан ли в её делах сын, на что последняя сказала «Да», но подробности не пояснила. Как она поняла со слов Юлии, её племянник Михаил в ходе допроса рассказал о встрече, которая имела место быть. В конце беседы Юлия пожаловалась, что ей очень стыдно, так как на работе она сказала, что деньги были похищены в результате разбойного нападения. Спустя некоторое время в доме Гусевой был проведён обыск, в ходе которого она добровольно выдала 294 тыс. рублей.
Шадринским районным судом Юлия Гусева была признана виновной в присвоении денежных средств в крупном размере и приговорена к окончательному наказанию в виде 350 часов обязательных работ, а также лишению права заниматься деятельностью, которая заключается в приёме, выдаче, учёте либо хранении денег и иных материальных ценностей на 5-летний срок. Обвиняемая в судебном заседании признала себя виновной по каждому эпизоду предъявленного обвинения, раскаялась и обязалась возместить причиненный её преступными действиями ущерб в полном объёме. В связи с несправедливостью приговора ввиду чрезмерно мягкого наказания государственным обвинителем было подготовлено апелляционное представление в Курганский областной суд. Однако по неизвестным причинам в декабре прошлого года оно было отозвано, и решение Шадринского райсуда вступило в законную силу.
Материал подготовлен при содействии старшего следователя СО ОМВД России по г. Шадринску Е. Поповой. Личные данные обвиняемой изменены.