Продолжая тематику текстов о «маршруточном» подвижном составе, предлагаем вашему вниманию обзор очень популярного по всей России, хоть и гораздо менее популярного в Санкт-Петербрге, микроавтобуса Peugeot Boxer (Пежо Боксер), а так же его «братьев-близнецов»: Citroёn Jumper (Ситроен Джампер) и FIAT Ducato (ФИАТ Дукато). Как и все другие микроавтобусы данного класса, эти машины переоборудуются в России из цельнометаллических фургонов, в данном случае выпускаемых в Италии на заводе SEVEL.
Внешне "близнецов" можно отличить только по накладке на решётке радиатора, где располагается эмблема марки автобуса.
Фото:
autosnab-yug.ruДанные автомобили поставляются в Россию под маркой Peugeot с 2008 года, под маркой Citroёn c 2011 и под маркой FIAT с 2012 года. «Пионером» переоборудования данных машин является компания «Ирито», которая и занимается франко-итальянскими «тройняшками» с 2008 года.
Микроавтобус "ИРИТО" на маршруте компании "Автоком", 2012 год
С 2010 года Боксеры стала переделывать и компания «Нижегородец», причём они начали не с городских маршруток, а с туристического варианта повышенной комфортности. Позже, переоборудованием данных машин занялись и другие компании, такие как «Самотлор-НН», «Имя-М», «Росвэн», «АвтоВектор», «Автодом», «Гарантия Сервис» и т.д.
Маршрутных микроавтобусов "Имя-М" марки Peugeot в Санкт-Петербурге всего 2, оба ездят от ст. м. "Московская" в Лугу. Фото:
fotobus.msk.ruА в 2014 году Боксер/Джампер/Дукато пережили рестайлинг, после которого они получили новое оформление передней части автомобиля.
Рестайлинговый Peugeot производства компании "Автодом" на маршруте до ТРК "МЕГА"-Дыбенко, 2016 год
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как и по всей России, наиболее популярны Peugeot (и их аналоги) в исполнении от компаний «Ирито» и «Нижегородец», большинство машин имеет стандартную планировку на 18 сидячих и 4 стоячих пассажира, при этом часть мест расположены спиной или боком. Для пассажира отличия между производителями малозначимы, так как они заключаются лишь в ньюансах отделки салона.
Пассажирские места в салоне ориентированы на все 4 стороны. Фото:
fotobus.msk.ruВ отличие от большинства аналогов, «тройняшки» переднеприводные, что обеспечивает более низкий пол в салоне - на входе нет дополнительной ступеньки, что облегчает вход и даёт чуть больше места для стоячих пассажиров.
Микроавтобус "Нижегородец-2227" на маршруте компании "Автоком", 2012 год
Высота окон в салоне типичная для микроавтобусов, но всё-таки выше, чем, например, у Ford Transit и Renault Master. Однако стоящие пассажиры всё равно видят обшивку боковины салона, а не окружающий пейзаж.
Ранние машины от «Ирито» (2008 - 2011 годов) отличаются достаточно убогими и собирающими грязь и пыль материалами салона - пол покрыт дешёвой рифленой резиной, а большая часть обшивки потолка - это просто натянутая ткань. С 2012 года данный «перепильщик» перешёл на транспортный линолеум и пластик соответственно (см. фото чуть выше).
Отделка салона микроавтобуса "Ирито" 2010 г.в.
Самыми «козырными» местами в салоне Боксера (и аналогов) являются те, что расположены прямо по ходу движения, так как на тех, что стоят боком, 4 «плановых пассажира» могут усесться, только если они являются детьми или миниатюрными девушками. В передней и средней части салона 4 разрешённых стоячих пассажира разместятся с лёгкостью, а вот большему числу людей (стандартной практикой является провоз 5-7 стоящих человек) будет уже тесновато. На ряде популярных маршрутов Петербурга водители допускают наличие 10 и более стоящих пассажиров, рекорд был зафиксирован на маршруте К-492 - 17 стоящих человек.
Внешний вид у всей «троицы» - на любителя, причём рестайлинг добавил ему ещё больше специфичности.
Эмблема Citroёn больше всего подходит к изогнутым элементам нового дизайна. Фото:
fotobus.msk.ruВодители хвалят микроавтобусы данного семейства за легкость в управлении, хорошую динамику и низкий расход топлива. На панели достаточно «бардачков», лоточков и полочек, которые при работе на регулярных маршрутах используются для хранения денег и путевой документации.
Однако, с точки зрения многих перевозчиков, всё не так радужно, по причине невысокой надёжности данных машин. Двигатель, практически идентичный «лёгким» модификациям Ford Transit, плохо переваривает нашу солярку, а 6-ступенчатая МКПП при работе на городских «коммерческих» линиях является чем-то вроде расходного материала. Причём перевозчики часто ставят 5-ступенчатую МКПП от других версий Боксеров/Джамперов, так как она надёжнее и выносливее, а максимальная скорость на городском маршруте не так уж и важна.
Из троицы положительно выделяется FIAT Ducato, так как он оснащается двигателем собственной разработки компании FIAT и другой коробкой передач. У Боксера и Джампера существуют версии с 3-литровым мотором от IVECO Daily и другой, усиленной коробкой, но официально в Россию они никогда не поставлялись и вероятность встретить такую машину крайне низка. Ходовая часть у «тройняшек» конструктивно близка к легковушкам, что обеспечивает хорошую управляемость, но опять-таки не очень надёжна и в этом плане сильно уступает «вечным» подвескам Mercedes-Benz Sprinter, Volkswagen Crafter и IVECO Daily.
Сегодня на 30 маршрутах Санкт-Петербурга и ближайших окрестностей эксплуатируются более 90 представителей этого семейства. Почти 70% составляют микроавтобусы марки Peugeot, чуть менее 25% - Citroёn. Стоит отметить, что до января 2016 года эти модели нельзя было эксплуатировать на маршрутах, подконтрольных Комитету по транспорту Санкт-Петербурга, т.к. их вместимость составляет 22 человека против требовавшихся минимальных 23. Поэтому и до сих пор большинство из этих автобусов используется либо на нелегальных (более 40%), либо на областных и междугородних (почти 30%) маршрутах. Из числа городских официальных маршрутов, объекты нашего внимания попадаются на:
К-28,
К-218,
К-223,
К-252а,
К-289,
К-375 и
К-389.
FIAT Ducato индивидуального предпринимателя Файрузи Минехатифовны на последнем оставшемся нелегальном маршруте, который следует в центр Петербурга -
К-269р Подводя итоги, можно резюмировать: Peugeot Boxer / Citroёn Jumper / FIAT Ducato неплохи для пассажиров (на малозагруженных маршрутах) и радуют водителей, но порядком расстраивают их владельцев, особенно после нескольких лет эксплуатации. Спринтер / Крафтер / Дейли всё-таки и комфортнее для пассажиров и более надёжны. Но за счёт относительно низкой цены (от 1,7 млн. руб.), «тройняшки» тоже имеют своих поклонников - и на наш взгляд, вполне заслуженно.
© 2016 | Дмитрий Сидоров