В июле 2014 года в Петербурге заработал городской велопрокат под названием “Велогород”. Во многих европейских городах велопрокат уже давно пользуется огромной популярностью. Аренда велосипедов стала излюбленным способом передвижения по городу не только для местных жителей, но и для многочисленных туристов. Система проката создала хорошую альтернативу автомобилю и традиционным видам общественного транспорта, предоставив жителям города и туристам доступный транспорт для кратковременных поездок. Но можно ли так сказать про городской велопрокат Санкт-Петербурга?
pitertransport решил изучить один из самых молодых и необычных видов городского общественного транспорта.
На сегодняшний день можно однозначно констатировать, что “Велогород” пока является одним из самых успешных проектов государственно-частного партнёрства по развитию транспортной инфраструктуры в северной столице. Статистика однозначно подкрепляет это утверждение: с 2014 по 2015 гг. количество станций увеличилось с 57 до 90 ед., число поездок при этом возросло многократно - с 25 до почти 190 тыс. Показательно - размер субсидий из бюджета на содержание проекта за этот же период уменьшился почти в 4 раза, с 80 до 21 млн. рублей. По итогам сезона 2015 года число зарегистрированных в системе проката пользователей составило порядка 29 тысяч человек, сейчас эта цифра приближается к показателю в 40 тысяч (0,75% от численности населения СПб, без учёта областных пригородов в рамках городской агломерации).
Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга
В этом году количество станций велопроката увеличилось незначительно - всего на 6 штук, однако далеко не все станции сохранили свои прежние места. Например, в этом году исчезли велостанции рядом с вестибюлем станции метро “Электросила” и у здания университета МЧС на Московском проспекте. Зато в новых кварталах Приморского района “Велогородом” стало пользоваться удобнее.
Однако традиционно велосипедный транспорт наиболее востребован в центральных районах нашего города. И это неудивительно: плотная квартальная застройка, огромное количество расположенных вблизи друг от друга точек притяжения, сложная дорожная обстановка, отсутствие приоритетов в движении общественного транспорта и общий крайне низкий уровень его развития - всё это стимулирует людей использовать именно велосипед, собственный или арендуемый. К слову, именно поэтому в центральной части города сезон работы велопроката оканчивается примерно на месяц позже, аж в ноябре.
В этом году у “Велогорода” велосезон начался не очень удачно. Накануне начала сезона-2016 компания провела ребрендинг, однако с технической стороны не всё было доведено до ума. Уже на второй день работы пользователи велопроката столкнулись с серьёзными трудностями: взять велосипед можно было без проблем, а вот корректно вернуть не получалось из-за сбоев в программном обеспечении. Система не фиксировала, что велосипед был сдан, и продолжала начислять плату за неоказанные услуги. Частичное восстановление работы станций произошло лишь 9 мая.
Фото: mobileup.ru
Власти Петербурга утверждали, что полноценный запуск системы (без сбоев) состоится 14 мая, но этого не произошло. 16 мая на собственном сайте представители "Велогорода" заявили, что "глобальная ошибка программного обеспечения решена". Однако пользователи официального сообщества "Велогорода" в соцсети рассказывают, что и по сей день сталкиваются со сбоями в работе системы.
Мы тоже столкнулись с аналогичной проблемой, на велостанции №21 (Колмовский сад), когда редактор “Питертранспорт” взял велосипед, но приложение с уверенностью писало, что этот велосипед находится станции. Увы, скорее всего, такие неприятности будут сопровождать велолюбителей до конца сезона.
Но всё же вернёмся к обзору самого велопроката. Как мы уже упомянули, в этом году “Велогород” произвёл ребрендинг. И надо отдать должное: сайт и приложение оператора велопроката стали более современными и удобными, а взять велосипед в прокат (если без сбоев) стало намного проще.
Велосипеды простенькие, без «наворотов», они предназначены для езды по городу.
К сожалению, за 2 года активной эксплуатации их успели изрядно “ушатать”… На многих велосипедах уже нет звонка, а сиденье заменено не один раз.
По словам оператора, совсем скоро на смену всем нынешним велосипедам придёт новая техника.
Фото: “Фонтанка.ру”
Мы решили выяснить, сможет ли арендованный велосипед стать хорошей альтернативой «классическому» общественному транспорту именно в Санкт-Петербурге. Для этого мы проделали два довольно простых веломаршрута:
1) От Московского вокзала до Пионерской площади
2) От Колмовского сада до станции метро “Парк Победы”.
Чтобы взять велосипед надо либо зарегистрироваться на сайте/скачать приложение “Велогорода” (spb.velogorod.org), либо оплатить пользование двухколёсным транспортом с помощью СМС. Мы решили выбрать первый способ и зарегистрировали свой аккаунт на сайте оператора.
Тарифная сетка у “Велогорода” разнообразная. Есть повременные тарифы, где платишь 60 рублей за поездку, затем первые 30 минут можно кататься бесплатно, а потом каждый час со счета уходят деньги, а есть абонементы от суточного до месячного. На наш взгляд, абонементы выходят намного выгоднее, нежели повременная система.
Инфографика: “Велогород”
Для максмального удобства советуем скачать приложение “Велогород” - оно с лёгкостью поможет взять велосипед в прокат - нужно лишь нажать на значок велосипеда…
Выбрать нужный…
И подождать минуту…
Поехали!
С 2015 года велосипедистам разрешили ездить по выделенным полосам общественного транспорта по всей стране, однако на практике начинание претворилось не самым лучшим образом… Скорость автобуса или троллейбуса значительно выше средней скорости велосипеда и из-за этого разные виды транспорта могут мешать друг другу, создавая в т.ч. опасные ситуации на дороге.
Кстати, отчасти поэтому велосипедисты до сих пор в основном едут по тротуару, потому что там им гораздо безопаснее. Ну и ещё потому, что выделенных полос в нашем городе кот наплакал. Хотя для пешехода, безусловно, наличие велосипеда на пути совсем не в радость, да и ПДД это также противоречит.
Фото:
paaladin Именно поэтому нужно делать в городе выделенные велополосы, если уж на полноценные полосы для всех видов ОТ не хватает средств (глупость конечно же) и ума.
Фото: “Газета Метро”
К слову, в Санкт-Петербурге они есть, правда сделаны в основном в виде отдельных дорожек и по принципу «шоб было». Например, самая протяжённая, протянувшаяся вдоль Софийской улицы (10 км), с одной стороны упирается в строительный забор метродепо «Южное» и развязку КАД, с другой - в необорудованную и неухоженную обочину Колпинского шоссе, в 2 км от города Колпино.
Но вернёмся к нашему маленькому эксперименту. Время в пути от Московского вокзала до Пионерской площади составило 28 минут. Для сравнения:
на метро + пешком мы бы доехали до туда за 21 минуту
путь «пешком + 16 трамвай» занял бы 34 минуты.
Если учесть, что наш маршрут проходил по различным закоулкам (хочется же не только добраться из А в Б, но и город посмотреть!), то возможно, что время передвижения на велосипеде и вовсе сравнялось бы со временем поездки на метро.
Чтобы проверить, так ли это, мы решили провести второй эксперимент в Московском районе. Путь от Колмовского сада до Парка Победы занял 16 минут. Для сравнения:
на наземном транспорте мы бы потратили 12 минут,
на метро + пешком - и вовсе 24 минуты
Таким образом, испытав один из самых молодых видов общественного транспорта на себе, мы смело можем сделать вывод, что для Санкт-Петербурга система велопроката может быть очень хорошим и вполне конкурентоспособным видом транспорта на небольшие расстояния. Кроме того, это прекрасный способ вести здоровый образ жизни и при грамотном планировании поездок - экономить на транспортных расходах, в т.ч. на покупке и содержании собственного велосипеда.
Поэтому рекомендуем всем, кто ещё ни разу не арендовал двухколёсного - обязательно попробуйте, лето только началось!
Сайт ВелогородаПриложение для IOSПриложение для Android P.S Чтобы никто случайно не подумал, что пост рекламный (мы такое не практикуем), прилагаем схему всех точек велопроката Санкт-Петербурга от остальных компаний (кликните по рисунку, чтобы увеличить его).
© 2016 | Владислав Булгаков