Это заметка будет интересна в основном коллегам писателям (и работникам книжной индустрии), остальные могут смело пролистывать.
Итак, прошла половина 2018 года и компании начинают делиться отчетами за прошедшие полгода и делиться планами на оставшиеся шесть месяцев. Заодно и мои коллеги высказывают свои мнения и мысли на сей счет. Я не смог удержаться и решил высказать свою точку зрения о том, куда же мы с вами движемся.
Поводом для написания этой заметки стали посты
Павел Корнев (ссылка на его пост:
https://vk.com/wall184138485_4882) и
Дмитрий Рус , а также отчеты Эксмо-АСТ (
https://www.kommersant.ru/doc/3668709), Литреса, Ридеро и некоторых независимых электронных порталов.
Начнем по порядку. Относительно перспектив продаж через Ридеро: перспектив там практически нет. Это сервис вообще не о книгах, он заточен на получение денежных знаков с МТА и прочих жаждущих опубликоваться. Да, сотрудничая с екатеринбургским стартапом вы получите на выходе отлично сверстанную книгу, с редактурой, корректурой, ещё вам сделают буктрейлер и расскажут как на их взгляд надо раскручивать и продвигать своё творчество. Но по факту, счастливый билет с ними может вытащить лишь один из тысячи, чьи произведения заметят в настоящем издательстве. Но это не заслуга Ридеро, это заслуга самого автора.
А теперь о ЛитРес. Точнее, сперва о самом Литресе, а затем о его ответвлении, «
ЛитРес: Самиздат».
Как верно заметил мой коллега Дмитрий Рус (ссылка на его пост:
https://vk.com/wall210236104_327612), Литресу уже давно пора задуматься над своей политикой ценообразования с айфонами. Да-да, я в курсе относительно накруток Яблока, могу вам напомнить недавний суд Литреса на эту тему (
https://vc.ru/31835-polzovatel-podal-v-sud-na-litres-..). Но если Литрес будет и дальше закрывать глаза на эту проблему, то в забеге на длинную дистанцию они проиграют. Ведь подобный расклад невыгоден ни читателю, ни автору. В качестве иллюстрации я сделал для вас картинку, чтобы вы могли оценить рост цен на мои ЭЛЕКТРОННЫЕ книги на Литресе, продающиеся через приложение на айфоне. В январе разница составляла 450 рублей, а сейчас уже 1070 (почти 40% от цены этих же самых книг при покупке с помощью андроида).
Ещё раз, пониманию, что не все от вас зависит от Литрес в этом моменте. Может стоит как-то детально объяснять клиентам, почему такое ценообразование, что это не ваша воля, что тут накрутки Яблока (конечно, вариант компенсировать разницу из своего кошелька я вам не предлагаю, это конечно очень френдли, но раздавать чужие деньги я не мастак :))
Выгодно ли это читателю? Нет, зачем ему переплачивать такие деньги?
Выгодно ли это автору (мне)? Конечно нет! Во-первых, потому что мои отчисления не зависят от того, за какую цену читатель приобрел книгу. Во-вторых, читатели не хотят покупать книги по цене выше средне рыночной.
И вот мы дошли до того момента, о котором в компании Литрес, судя по всему, не подозревают. Они уже не монополисты на рынке электронных книг. Та-дам! Поэтому ребятам стоит взглянуть хотя бы на собственный проект «Литрес: Самиздат». За всё время своего существования (с января 2017 года) их авторы заработали 8 215 348 рублей. Для понимания - это меньше чем в месяц зарабатывают авторы из топ 10 существующих ныне в ассортименте независимых литературных порталов. И разрыв этот увеличивается каждый день.
Что в итоге.
Куда пойдут авторы? Конечно на те ресурсы, где они сами смогут устанавливать цену; где авторские роялти составляют не 5-15 руб. за экземпляр, а 50-90 руб.; где количество читателей растет день ото дня (кстати, ребята из Литрес, а вы в курсе, что по посещаемости вы тоже уже не первые из сайтов по продаже электронных книг в России? Нет, вас обошли не ваши же дочерние компании, а совершенно посторонние ресурсы, появившиеся на рынке всего пару лет назад).
Куда пойдут читатели? Вслед за авторами.
Я сейчас не пытаюсь кого-то ругать или хвалить. Нет, наоборот, я стараюсь помочь ребятам из Литрес, объясняя им, что ситуация на рынке не просто меняется, она уже ИЗМЕНИЛАСЬ. И наверное настал момент, когда вам нужно что-то поменять в своей системе.
Такие дела.
С любовью, ваш Н.А.