Питанов В.Ю. Тождественен ли смысл понятий «религия» и «йога»?

Jan 14, 2010 14:31


Адепты псевдорелигиозного движения New Age активно распространяют миф об отсутствии принципиальной разницы между существующими религиями, о том, что все религии ведут к одному и тому же Богу,  а их мистическая практика - к одному и тому же духовному результату. Утверждается, что осознанию этого духовного тождества последователям разных религий препятствует исключительно их собственное невежество. Столь известную идею распространяют теософы, агни-йоги, бахаисты и многие другие представители так называемых «нетрадиционных религиозных движений» [1]. Выступая в качестве апологетов идеи «братства религий», они с легкостью прибегают к своему излюбленному оружию - лжи [2], выдвигая для защиты своих убеждений, в частности, следующий аргумент: слово «религия» происходит от латинского religare и перевод его в точности соответствует значению санскритского слова «йога» - «связь». Вот как об этом писала Елена Рерих: «…есть истинная религия …в каждой церкви …ответвлении единой мировой истины …. Религия произошла от слова «религаре», что означает связь с Высшим. Потому все, искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда сумеют создать себе достойный храм, в котором будет пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины» [3]; «…есть естественная Йога, истинная связь с Высшим» [4]. Логика рассуждений ньюэйджеров проста: раз оба понятия одинаково переводятся, значит, они обозначают одно и то же. Следовательно, все религии тождественны йоге, в частности между христианством и индуизмом нет принципиальной разницы, а потому христианин вполне может практиковать йогу, не переставая при этом оставаться христианином. На первый взгляд,  последовательность рассуждений выглядит красиво. Но состоятельна ли она по существу? Попытаемся разобраться в этом вопросе.


             Необходимо отметить, что современная наука не может точно определить этимологию термина «религия». Одни исследователи возводят истоки этого понятия  к латинскому слову religio - «совестливость», «благочестие», «благоговение», «святость», «богослужение» [5]. Другие - к латинскому глаголу relegere, означающему «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление» [6]. Блаженный Августин считал, что слово «религия» произошло от глагола religere - «воссоединять» [7]. Есть и те, кто считает, что  термин «религия» происходит от латинского глагола religare - «связывать», «соединять» [8].  Как видим, мнения разделились, поэтому предложение одного-единственного из, по крайней мере, четырех возможных  вариантов  перевода термина «религия», одновременно с умолчанием о существовании других предположительных переводах, свидетельствует либо о недостаточной компетентности в данном вопросе, либо о пристрастии к некорректной аргументации, не исключающей сознательные недомолвки. Но умолчание такого рода - это форма лжи, ложь же никогда не служила признаком высокого духовного развития человека, скорее,  напротив.

Не все так просто и с понятием «йога». Слово «йога» имеет около двадцати словарных значений [9], например, «средство», «способ», «единение», «действие», «укрепление» [10], в том числе его можно перевести и как «связь», но при этом не стоит забывать и о других вариантах возможного перевода.  Для активных сторонников перевода термина «йога» словом связь,  понимающих связь  как соединение души человека с Богом, приводим мнение по этому вопросу известного буддолога Е.А. Торчинова: «Обычно слово «йога» (кстати, по одной из версий слово «религия» также означает «связь») интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого соединения не предполагает. Корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает прежде всего «запрягать коня»; поэтому «йога» скорее всего - связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» [11]. Как видим, связь связи рознь. Связь как единение с Богом и связь как единение чувств, мыслей и «психического фактора» - это совершенно разные вещи. Можно практиковать йогу и при этом не верить в Бога, как это делают, например, буддисты. Даже если согласиться с версией происхождения понятия религия от лат. глагола religare, то в христианстве Богообщение, связь с Богом является личностной, а отнюдь не связью «чувств, мыслей и психических факторов». Без личной связи с Богом, согласно христианскому мировоззрению, ни одно учение не может быть названо религиозным [12]. Если йога подразумевает самостоятельное раскрытие божественности человека, то христианин всегда помнит о словах Христа: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) - мистическая практика христианина и йога фундаментально отлична уже по этому критерию, однако оккультисты активно стремятся убедить своих последователей в обратном: «…истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока [13]…» [14]. И это притом, что, например, тот же буддизм отрицает существование Личного Бога  и, по сути, является носителем атеистических идей. Его, а также индуистскую йогу, можно квалифицировать как «мистическое учение», но не как религию в христианском понимании этого термина.

Рассмотрим каким образом, в соответствии с реальной мистической практикой йоги, осмысляется  термин «йога». «Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной прагматики учения - «освобождение» [15] …» [16]. Но, как мы уже отметили,  в отличие от йогической практики, цель которой - достижение определенных состояний сознания, растворение в Абсолюте, христианское подвижничество, в том числе молитвенная практика,  имеет своей целью  живое и личностное Богообщение. Например, прп. Макарий, живший в конце IV - начале V в., писал: «Молитва наша, одновременно мудрая и горячая, должна быть ожиданием Бога - вплоть до того, как Бог явится и войдет в нее, … все, что мы взыскуем в молитве - это приход Бога» [17]. Христианские подвиги совершаются христианином ради Бога, во имя  единения с Ним, но они не являются автоматическим способом реализации этой цели, та же молитва в деле спасения очень важна, но  сама по себе она еще не является гарантом спасения: «… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

Слово «йога» также «…употребляется для обозначения одной из даршан [18] (религиозно-философских систем) ортодоксальной [19]… философии (индуизма. - В.П.)…» [20]. Христианское учение  выражено в Священном Писании [21] и Священном Предании [22] Церкви. Но оно принципиально отличается от Вед, на которые опирается  ортодоксальная философия индуизма. При этом в Священном Писании сказано: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Ин.1:9).  Какое же отношение имеют Веды к Священному Писанию и Священному Преданию Церкви? По своему содержанию - никакого [23]. Главные боги Вед [24] - это Индра [25] и Варуна [26]. Христос же учил любви  к Единому Истинному Богу: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:  сия есть первая и наибольшая заповедь»  (Мф.22:37-38). О людях, нарушающих эту заповедь, Священное Писание учит: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Втор.11:26-29). Христос призывал почитать Бога, явленного через Божественное Откровение, но не языческих богов Индру и Варуну, которых уже не почитают даже сами индусы.

В третьем «…значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности «йогини» тантрических текстов - это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки)» [27]. Отношение к бесам и самому дьяволу в Священном Писании выражено недвусмысленно: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Фактически третье значение «йоги» можно назвать проще - сатанизм.  В этом случае ни о какой тождественности  смысла понятий «йога» и «религия»,  в христианском его понимании, даже речи идти не может. Бог - Источник жизни, ее Творец  (Быт.1:1-31), сатана - убийца. Сатанизм же - не религия, а ее антипод, так как соединяет человека не с Богом, а с сатаной-богоборцем. Но здесь закономерно возникновение вопроса: «…что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).

Ссылки:

1. См.: Питанов В.Ю. Миф о «братстве религий», как метод борьбы с традиционными религиями.

2. См.: Там же.

3. Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 26.11.38). Новосибирск. Вико. 1993. С.361.

4. Живая этика.  Братство. 519.

5. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.61.

6. См.: Там же. С.61.

7. См.: Там же. С.62.

8. См.: Там же. С.61.

9. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.218.

10. См.: http://tibet.ru/encyclopedia/j/index.shtml#1

11. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

12. См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002.С.62.

13. О том, соответствует ли это заявление действительности, см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.

14. Письма Елены Рерих 1929-1939. Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С.524.

15. Чаще всего, говоря об «освобождении», в йоге понимается слияние с Абсолютом, сопровождающееся полной потерей личности. Природа Абсолюта при этом обычно мыслится тождественной природе человеческой души. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

16. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

17. Псевдо-Макарий. Гомилия 33. Цит. по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. М., Путь. 1994. С. 182

18. Даршана - в индуизме интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.161.

19. В индуизме есть ортодоксальные и неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы признают авторитет Вед, неортодоксальные - отвергают. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.

20. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

21. См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Богооткровенность Священного Писания.

22. См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Необходимость Священного Предания.

23. См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.

24. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму. М., Изд. «Восточная литература» РАН. 2002. С.172.

25. Индра - главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.201.

26. Варуна - один из самых древних и значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся блюстителем космических и нравственных законов, был карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.113.

27. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб., Центр «Петербургское Востоковедение». 1998.С.181.

теософия, живая этика, Блаватская, неоиндуизм, Рерихи, источник религий, йога, индуизм, ислам, Питанов, бахаизм, религия, единство религий, Один Бог, йог, даосизм, Рамакришна, Православие, христианство, махатма, агни-йога, джайнизм

Previous post Next post
Up