Внезапная кинопремьера (опять). Манкимэн (Monkey Man, 2024)

Apr 11, 2024 13:28





"Манкимэн" - дебютный полнометражный фильм теперь режиссера Дева Пателя. Многострадальная в производстве картина, где палки в колеса съемочного процесса вставляли пандемия, финансовые траблы и даже погода, настолько понравилась критикам, что вместо выхода на Netflix удостоилась большого проката.



"Манкимэн" - кровавая история мести с грамотным балансом ультранасилия в картинке. С зашитыми в сюжет темами о любви к матери, что дарит жизнь, Родине, что дарит самоидентичность в декорациях древнего индуистского эпоса под звуки мриданга и табла. И в тоже время всем понятная болливудская история героя, что ищет высшую справедливость и карает злодеев, но современная, драйвовая и не перегружающая мозги. Из минусов - весьма эпилептическая операторская работа и странный монтаж, из плюсов - злой сексуальный Патель, шикарная музыка, кровь, насилие с азиатскими мотивами и неон.

И еще немного личного о ленте, но со спойлерами.



Начну с метафор. Здесь сценаристы весьма грамотно используют Индию как некий геобренд, а историю главного героя составляют по заветам написанного на санскрите эпоса "Рамаяна". У главного протагониста ленты нет имени (где-то у нас это уже было да-да:-)) и оно тут как образ преданного соратника Рамы - Хануман, обезьянье божество, олицетворение храбрости, героической самоотверженности и любящей преданности своему богу. В ленте есть сентиментальный пересказ легенд о Ханумане и даже буквальная визуализация образа в наркотрипе главного героя, где вместо Рамы и Ситы внутри просто пробуждение некой истины. Красивое!



Но также есть классическая болливудская история отмщения главного героя злодеям, что разрушили его идеализированную жизнь, убив кого-то из близких. Мне кстати очень понравилось, что с одной стороны это довольно классический сюжет о блюде, которое подают ледяным. Но с другой стороны у Пателя и Ко получилось такое легкое-легкое буквально акцентами вшитое морализирование на тему вставания нации с колен после британского насилия и колонизаторства. Здесь: злодей с именем Рана ("Король"), тусующийся в клубе с эмблемой короны, лев - как символ Баба Шакти, шуточки про христиан на подпольном боевом турнире и финальное поднятие главного героя на лифте в пентхаус под песню Boney M. "Rivers of Babylon", в которой про рабов, что не могут петь песни о своем истинном Боге. Ну не будем углубляться уже, а то придется обсуждать и темы о сексуальном насилии и рабстве тоже.



Теперь про концепт, визуал, боевые искусства и этническую музыку. Сцена с флешбеками о насилии над мамой в прошлом, что накрывает ГГ в клубе -



- отсылка к "Рамаяна", иллюстрированная очень известной картиной индийского художника Рами Варма. Варма как раз прославился тем, что писал эпичные полотна по мотивам "Рамаяны" и «Махабхаараты». Здесь сюжет о похищении Раваном красавицы Ситы.



А здесь просто для понимания, что происходит - герой заказывает на улице классическую для Индии бетелевую жвачку "пан" - листья бетеля, извести, кусочков семян пальмы, орешки и табак.



Ну и зря что ли у Пателя черный пояс по тхэквондо. Да, у нас тут внезапно азиатское все, даже есть свой мини-коридор с топором, а также 20 выбегающих из лифта бойцов против одного протагониста! Там момент этой драки кажется сначала «Deus ex machina», но потом понимаешь, что это тоже все еще отсылка к Хануману, что в миг опасности принимает обличье 5/11 божественных существ, но тут это злые Хиджра.



А еще некая вариация на тему MMA, а может муай тай. Да чего может - муай тай там и был, потому что бойцы этого вида спорта в Тайе себе даже татухи Ханумана на теле делают, а один из визуально узнаваемых ударов локтем в этом виде спорта буквально называется «Хануман хватает звезду». Драки здесь разной степени олдовости, с одной стороны кажутся вторичными (как в старом Бонде, новом Бонде, в нолановском "Доводе"), с другой со своей изюминкой. Уверена, что люди в теме порадуются финальной схватке Героя и злодея Рана в неоне.



Что до сравнения с "Джоном Уиком", то разве что одной шуткой, да элегантным костюмом героя, в котором он приходит на финальную месть. Постер тоже отсылает к "Джону Уику" лишь узнаванием. Или даже к Тарантино с его манией цитировать восточное:-) И скорее это мститель на кровавом фоне - некий оммаж чему-то культовому японскому, где злой самурай стоит на фоне кровавого солнца с катаной. Только тут ГГ стоит злой, но с ножиком.



Еще про музыку. Когда главный герой восстанавливается в храме Хиджра (очень любопытная индийская каста людей третьего пола), во время тренировок на барабанах играет очень известный индийский музыкант с кучей мировых наград Закир Хуссейн, так громко не "звучавший" в кино со времен "Apocalypse Now". Но там и без этно-культурной классики всю дорогу оригинальная и узнаваемая музыка красивая звучит. Тут дружочки подтягивают с просмотров инфу, что у звучащей в фильме песни Dana-dan (Bloodywood) текст тоже весь мощный и про зашитые в сюжет смыслы. Как же хорошо, когда так!



Ну вот как-то так, сумбурно, зато от чистого сердца. Честно страдала из-за люто прыгающей камеры, но читала до просмотра как они там часть сцен чуть ли не на смартфон снимали, и что у них какой-то нужный стабилизатор к камере полетел. И в целом оператор ленты Шэрон Мейр мастер своего дела (из недавнего "Silent Night", из прекрасного "Whiplash"), так что понять-простить и считать изюминкой картины. Я в восторге и честно сразу записала в пул любимых боевиков. Такой вот режиссер Дев Патель мне нужен!

Ну допустим все равно драйвово





Классика болливудских боевиков ыыы!



Каратэшный дропкик, сделанный с разворота и "без разгона" (интересно - с батутика может?)



Вообще классная по эмоциям схватка



И озорной юморок



И это ммммм:-)



боевик, драма, гифки

Previous post Next post
Up