Короче, очень сумбурный текст.
Мне про нее рассказала сначала одна подруга, у которой в телефоне она была просто как «Мечиславна», потом собственный бойфренд, который к ней ходил и охарактеризовал ее так: «Доктор Хаус в юбке и тролль 80-го уровня».
Я лично до нее дошла после одного очень тяжелого эпизода в моей жизни. Раньше я как-то не могла представить, что депрессия - это может быть про меня, депрессия - это про каких-то нежных девочек, а я же танк, но в итоге все же дошла, сильно позже нужного, месяца через три после того, как перестала практически мочь есть и спать больше трех часов. Мне сказали, что прием всего полчаса, важно не опоздать, и я пришла заранее, но тут вспомнила, что нужно же снять денег, долго искала банкомат и в итоге пришла на 10 минут позже. Сунула нос в кабинет, начала извиняться. «Ой, ну надо же, какая депрессивная!» - мгновенно отреагировала ЛМ. «Ну вы зайдите, скажите, что опоздали из-за важного дела, а я вам поверю, конечно».
Она действительно была «тролль 80-го уровня», саркастичная, наблюдательная и острая на язык. Те, кто ее не знал, можно представить себе то ли Раневскую в роли вашего лечащего врача, а еще лучше - вдовствующую графиню из Downton Abbey. «Я вам пропишу еще вот эти ноотропы. Они ничего не делают, только питают истощенный мозг, их обычно прописывают слабоумным деткам, а вы чем хуже? Я считаю, ничем совершенно!» Но она при этом была еще дико добрая. Вот Имж пишет про нее - «была, наверное, самым добрым психиатром на свете». Это правда. От всего, что она говорила, становилось сильно легче.
Я отправила к ней, наверное, человек сорок (Москва - тяжелый город). («Маша, все идут от вас и идут! Все звонят и говорят - «я от Маши-синхрониста!») Многие, как мне показалось, очень боялись, что им скажут - вы симулянт, просто ленивый мудак, идите домой и не ебите мозг занятым людям. Но так что-то никому не говорили. (Когда ты впервые узнаешь, что ты все это время не виноват, а болен, и это можно попробовать поправить, это очень сильное ощущение - огромного облегчения.)
Она смогла помочь не всем, но очень многим. Далеко не всех она сажала ровным строем на антидепрессанты, у многих углядела неврологические проблемы и отправляла на МРТ, и кому угодно можно было получить у нее, гм, консультацию на предмет слабых сторон собственной психики. Знаю несколько очень хороших историй из первых рук, но корректно, наверное, рассказывать только про себя. Когда я задаю ей вопрос про синхронный перевод, и она начинает отвечать, потом переключается на рассказ про своего внука, который теперь живет в Германии, и как он осваивает язык, и как что, и буквально через две минуты обрывает себя, хитро косит птичьим глазом и говорит: «О! Вы устали». - «Нет-нет, я вас слушаю, мне интересно». - «Устала, устала. Смотрите, я говорю по часам около трех минут, специально засекла, за это время взгляд опустился и плечи чуть поникли. Можете повторить все, что я сейчас говорила? А можете повторить все, о чем мы говорили все это время? Вы пропускаете через себя вообще все, что слышите, переводите, даже когда не переводите, поэтому и устаете от долгого общения». - «Разве не у всех так?» - «Конечно, не у всех». Это очень точное наблюдение про меня. Ну и вообще она довольно много рассказала мне про то, как у меня устроены память и внимание, и отловила пару недолеченных в детстве неврологических проблем.
Очень внимательная и быстрая. В первый прием она спросила меня аж несколько раз, часто ли у меня болит голова. Я отпиралась и говорила, что практически никогда не болит, и нет, сейчас тоже не болит. Вышла, и через пару часов меня накрыло совершенно нереальной мигренью, так, что сложно было стоять. Спросила ее - но как? «Ну, у вас жилка на виске билась очень сильно, легко было заметить».
Многим она говорила в последние годы, что надо уезжать, и что многие проблемы решатся только от этого (и это тоже оказалось правдой, например, для меня). И сама тоже думала уехать, когда уже совсем не сможет работать. Я знала, что у нее в Германии сын и его семья, спросила, хочет ли она к ним. Она сказала, что с ними ей жить нельзя, так как она начнет наблюдать, как воспитывают внука, и ей будет хотеться лезть и давать советы, а это совершенно лишнее, сын взрослый человек.
Френд К. под замком пишет, что на прием к ней ходилось как в гости, и это тоже правда. И еще она была очень живая. Один раз я пришла на чекап, приехав с похода по Камчатке, и потом еще сорок минут показывала ей фотографии и видео гейзеров, извергающегося вулкана, и помню, как она счастливо вздыхает и говорит: «Создаст же природа такую красоту!»
Ну и да, не лекарствами едиными, а просто она была про наблюдательность, юмор, про концентрированный здравый смысл и, ну, про жизнь. Вот с К. она много возилась и лечила, но повторяла, но диссертацию надо все-таки будет обязательно написать. Не знаю еще, как еще это объяснить. См. вдовствующую графиню из «Даунтона» и представьте себе, что она абсолютно за вас.
И вечная трубка ее, и красная гоночная машина - чтобы продолжать водить ее в свои 70, ЛМ, если я ничего не путаю, пошла на рискованную операцию хрусталика, и все получилось.
Три года назад она вдруг пропала со связи, и несколько месяцев ее не было. Потом вернулась. Рассказала, что у нее был рак почки, сейчас почку вырезали, и вроде все чисто - потому что она сама довольно рано поняла и пошла проверяться. Как поняла? Потому что началась депрессия, а это классический вторичный симптом рака. «У меня никогда не было депрессии, только однажды, когда я много работала с суицидальными пациентами, ну и еще может быть, если нет работы, но вообще я к этому совершенно не склонна, а тут прямо все симптомы, ну я и пошла к онкологу проверяться. Нет, антидепрессанты не пила, как вырезали, все само прошло».
Пара историй из других подзамков: «часто вспоминала историю про ее дедушку, который идейно приехал из америки в советский союз строить коммунизм и новый мир, и его конечно расстреляли, но он успел родить сына и назвать его мечислав. я все забывала спросить, почему именно мечислав» и «у нее много было фантастических историй, жаль что я многих не помню. когда она была маленькая, у них во дворе была сумасшедшая женщина которая все время разговаривала сама с собой вслух и ругалась на прохожих, и вот эта женщина однажды к ней повернулась и закричала злобно: а ты вообще врачом будешь, психиатром!»
Вот неподзамочный пост -
https://www.facebook.com/xenia.mitrokhina/posts/1235032693243910. И вот еще -
https://www.facebook.com/adriana.imj/posts/1345111808844451. Вижу еще десятка полтора подзамков. И, думаю, минимум сотню не вижу. Или больше. У нее лечилось пол-Москвы.
Последний раз мы виделись полтора года назад, когда я только что закончила ВШП и была очень измотана, но уже успела сходить в очередной горный поход, на этот раз по Норвегии. Спросила ЛМ, что она перед собой видит. ЛМ внезапно в первый раз сказала: «Я очень, очень довольна». - «И депрессии нет?» - «Чууууть-чуть (показывает пальцами). И тревожности чуть-чуть. Но чуть-чуть депрессивности дает глубину личности, чуть-чуть тревожности дает скорость мышления, это ваша норма, корректировать лекарствами совсем не надо. Если будет грустно, просто сходите еще в один поход».
В немного странноватой книжке “Wishcraft” есть тоже несколько сомнительный совет про то, что если у вас не сложилось с собственной семьей, вы можете выбрать себе любую фигуру и назначить ее своим воображаемым родственником, и обращаться к ней за поддержкой. У меня не очень сложилось с собственными grandparents, как-то совсем не сложилось, и я вдруг поняла, что она была мне, натурально, на том месте, которое в норме занимают они. В итоге я что-то дохуя горюю и совершенно не понимаю, куда она делась, и почему я больше не могу написать ей в скайп, с его вечным статусом «в окно светит полная луна», спросить, как дела у нее и у ее собаки, и почему она не предупредила меня, что собирается умирать.