Закарпатье под немецким соусом

Dec 11, 2019 21:12



Не помню как звали ту женщину. Ей было около сорока. Она вышла из библиотеки. Мы обменялись парой слов и узнав, что я из Германии, она вдруг перешла на задорный немецкий язык - практически без акцента с южнонемецким выговором. Мне доводилось слышать, что существует закарпатский диалект - вполне возможно, что это был он.
Щурясь на солнышке, она расскзывала о старом священнике. О том, что Павшино по-немецки Паушинг, а соседний Шенборн ещё совсем недавно назывался "Новое село". Двести с лишним лет назад, сюда в габсбургскую Австро-Венгрию переехали немцы. В Паушинг из Баден-Бадена, а в Шенборн из франконских Бамберга и Вюрцбурга.

До 1944-го года в Закарпатье их были тысячи, десятки тысяч. Приказом командования 4-го Украинского фронта всему мужскому населению немецкой национальности в возрасте от 18 до 50 лет присваивался статус "военнопленных", независимо от участия в боевых действиях. Следующий приказ того же года сделал врагами всех женщин. Эшелоны из заколоченных вагонов потянулись в заснеженный рай - в советские концлагеря и на лесоповалы, в казахстанскую голодную степь.
Без еды и возможности набрать воды, семьи, дети ехали в неизвестность. Шли сутки без остановок. Кого-то встречал "мордовской рельсы звон" и нары, а кого-то бескрайний ковыль, ветер. Выживали те, кто сумел взять с собой лопату и вырыть землянку. Остальные сгинули.

Немногие из закарпатских немцев сумели спрятаться. Больше было из тех, кто шёл через испытания и десятилетия спустя вернулся из Сибири-Казахстана чтобы вновь увидеть родные сёла. Но практически все спасшиеся жители этих деревень в горбачёвское время окончательно заколотили окна-двери в хаты и стали "поздними переселенцами", купив билет в один конец - в Германию. Моя собеседница была одной из немногих, кто остался. Она работает в библиотеке и продожает жить.
Есть ли там ещё немцы? Да! Около сорока семей в Шенборне и примерно столько же в Паушинге.

Украинские автомагистрали поначалу вызывают шок у непривычного автомобилиста. Затем ненависть, граничащую с психозом. Только потом, адаптировавшись в сфере, всё накрывает чувство покорности. Икают легковушки и фуры на ямах, а иногда на окопах и кратерах. Булькает живот.
В этих деревнях в глаза бросается качество дорожного покрытия. Они были построены собственными силами. Организатором и менеджером инфрастуктуры здесь выступила местная немецкая церковь. Куда ещё идти людям? В исполком? В сельсовет? К олигарху Пупкину? Не смешите мою бабушку. Протестантские пасторы и католические священники собирали деньги с прихожан не ради собственной кадрили и бухла, а ради нормальных дорог и хорошей школы. Ради библиотеки, памяти и во имя своего народа.

Пел красивый день. Таксист без умолку подпевал ему на обратном пути. Хороший он мужик, этот таксист. Рассказывал, что уже пару раз возил в те края пассажиров из Германии и из Австрии. Мы шутили, смеялись. Иногда я оборачивался назад к своей дочке и спрашивал её мнение об увиденном. Она кивала головой и ей нравилась весна за окном, расцветающие сады, поля. Мы возвращались в Мукачево. А в мозгу засела та женщина с тёмными волосами, кирха и представлялось, как солдаты арестовывают людей - немцев, венгров... и гонят их на вокзал. Три часа на сборы!!! Пшёл вперёд!!! Лай собак, и звон цепей, и снег по дороге в никуда.

1.


2. Паушинг. О священнике из этой церкви шла речь с библиотекарем.


3.


4. Те немногие, что остались помнят о прошлом.


5. Они чтут своих святых.


6.


7.


8. Дом старенький, а крыша новая. Ведь жизнь движется дальше и деревни не умирают. Они здесь и живут.


9. Старый немецкий дом.


10. Обратите внимание на вывеску слева.


11. Это Шенборнская библиотека.


12. Местная ратуша.


13. Украинские реалии. На работу в Германию? Всегда пожалуйста!


14. Типичная немецкая криппе рядом с Шенборном.


15.


16. Врата в старую Венгрию. Вместе с немцами в "военнопленные" были зачислены и венгры. Их также отправили в лагеря по национальному признаку.


17.


18. Русинские домики в Ужгороде.
Когда вспоминают СССР в позитивном ключе, любят говорить о многонациональности государства и дружбе народов. Русины были лишены права на национальную, культурную и религиозную идентичность - это около миллиона человек в Закарпатье. Другими словами, пришли чужаки, где их духом не пахло и навели "порядок". Закарпатье до 1945-го года никогда не принадлежало России и Украине и было отобрано у Словакии после Второй мировой войны. Почти полтора тысячелетия это были словацкие и венгерские земли - в обоих странах народ признан самостоятельной славянской ветвью. Ужгород и Мукачево - старинные венгерские города с названиями Унгвар и Мункач.


19.


20. Ужгород. Русинская церковь. Барокко бывает из дерева. 1777 год. Да-да... построена без единого гвоздя


Фейсбук: https://www.facebook.com/nikolaj.nakropin

путешествие, Украина, Закарпатье, жизнь, история

Previous post Next post
Up