В 18-19 веках для европейской аристократии было всего два самых престижных и роскошных морских курорта ― французский Лазурный Берег и португальская Мадейра. В наши дни посетить и то, и другое может практически любой, благодаря доступным ценам и современному авиасообщению.
Но лететь за тысячи километров на Мадейру только для того, чтобы купаться в водах Атлантики и поджаривать свои бока под солнцем, валяясь на лежаке и потягивая напитки ― не самая лучшая идея. Для этого есть места получше.
Объясню почему (оставляя за скобками вообще "пляжный" отдых как таковой, т.к. я не любитель).
Во-первых, температура воды. Вода тут относительно прохладная из-за холодного атлантического течения, которое уравновешивает горячее африканское дыхание Сахары (кстати, именно поэтому климат на острове очень мягкий и неконтрастный).
К примеру, в середине августа, когда мы тут отдыхали, температура воды была +20-21. Прохладно, но по мне ― так в самый раз.
Во-вторых, пляжей на острове очень мало, почти все они на южной стороне острова. Все они или муниципальные, или дикие, везде крупная галька или валуны. Лежаков нет нигде. Песка тоже.
Пляж в гидрологическом заповеднике Гаражау (Garajau) близ Фуншала (он виден на заднем плане). Доступ сюда строго регламентирован, а спуститься можно или пешком по крутому спуску, или на фуникулере (виден его пандус позади):
02.
03.
Привозной желтый песок есть только на небольшом пляже близ Мачико (Machico) и в крохотной бухте уютного городка Калета (Calheta).
Еще узкая полоса черного вулканического песка есть на крохотной части самого большого муниципального пляжа острова ― Praia Formosa ― как раз напротив отеля, в котором мы остановились.
04. Самый большой муниципальный пляж Мадейры ― Praia Formosa.
05. Немного черного вулканического песка.
06. Praia Formosa.
Да и эта небольшая полоса песка скрывается под водой во время приливов. Кстати, высота океанического прилива тут ~1,5 метра. Если приглядеться, то на фото это хорошо видно.
07. Прилив.
Обратите внимание на скалу в воде (застывшая лава), которая во время прилива практически полностью скрыта водой. Во время отлива высота от макушки до воды ~2 м, замечательное место для ныряния:
08. Отлив.
Ну и в-третьих, и это главное, на Мадейре есть масса интересного, ради чего и стоит ее посетить. Причем, в силу небольшого размера острова ― примерно 55 км с запада на восток и 25 км с севера на юг ― и хорошей дорожной инфраструктуры перемещение от одного места к другому не занимает много времени и очень комфортно. Бензин почему-то стоит дешевле, чем в континентальной Европе.
Перемещаться можно как на общественном транспорте, так и на арендованной машине, скутере, трицикле или еще каком мутанте типа такого:
09.
10.
Общественный транспорт организован очень хорошо, автобусы ходят часто и практически во все уголки острова. Однако, как мне показалось, самые большие лихачи на дорогах ― как раз водители автобусов. Кстати, полицейский и водитель автобуса ― очень уважаемая профессия на Мадейре.
Если ездить на небольшие расстояния компанией, то такси будет дешевле. К примеру, мы проехались на автобусе один единственный раз ради интереса. Поездка на 5-6 км обошлась нам на троих почти 7 Евро. Обратно возвращались оттуда же на такси, заплатили 7 Евро с чаевыми.
Но удобнее всего брать в прокат машину. К сожалению, я не озаботился бронированием машины заранее. Да и вообще, мне было все равно, когда и куда ехать отдыхать, я узнал, что мы будем отдыхать на Мадейре недели за 2-3 до вылета:)
Оказалось, что в сезон (август, в частности) сходу найти машину напрокат практически нереально. Никогда не бронировал заранее и никогда и нигде не было проблем, а тут на тебе ― нет машин! Речь об относительно недорогих машинах стоимостью аренды до 100 Евро/сутки. С мерседесами и прочими бмв проблем нет, хотя их предлагают гораздо меньше.
После неудачных попыток найти машину самому, попросил помощи у таксиста. Потратил с ним полдня, объездив половину Фуншала в поисках машины ― ну нет нигде, все разобрали!
Таксист в очередной раз подъехал к одному из рент-а-каров, но там никого не было, дверь закрыта, а окна завешены бумагой, нет ни времени работы, ни телефонов ― все признаки того, что контора закрыта. Тем не менее, несмотря на мои недоуменные замечания и желание продолжать поиски дальше, таксист набирает по мобильному какой-то номер, говорит минуты 2-3 и сообщает мне, что машина есть, вот прям с завтрашнего дня есть, дает номер телефона, мой звонок там ждут!
В итоге нам достался вот такой Smart ForFour. А таксисту спасибо! Без него мы машину, скорее всего, нашли бы, но на гораздо меньший срок и в неудобное для нас время.
11.
Забегая вперед скажу, что за 8 дней аренды (в один из которых мы ловили тунца с яхты, т.е. практически не ездили), мы накатали по острову 1100км.
Как я уже упоминал ранее, в одну из своих поездок пофоткать
международный аэропорт Мадейры я познакомился со споттерами из Бельгии. Они мне рассказали, что 11 лет назад уже были тут. С тех пор почти ничего не изменилось за исключением дорожной инфраструктуры, она изменилась колоссально.
За это короткое время в базальте было выгрызено множество тоннелей, соединивших самые важные точки острова. Остов пронизан ими буквально как сыр дырками от мышей:) Цифрами в километрах не владею, но их действительно много, очень-очень много. Путешествуя из одного места в другое, порой в тоннелях едешь дольше, чем снаружи, ну типа как крот:) Самые длинные тоннели ― более 3000 м, я насчитал таких несколько, 3 или 4.
Бельгийцы рассказали, что если 11 лет назад, добираясь по серпантинам на машине из одного места в другое, необходимо было потратить 3-3,5 часа, то сейчас по тоннелям этот же путь занимает 20 минут максимум.
При этом, старые серпантины поддерживаются в неплохом состоянии и по ним тоже можно ездить, получая дозы адреналина, которого так не хватает, и не переставая удивляться красивейшим и необычным видам острова, что мы и делали, предпочитая старые дороги новым скоростным магистралям.
12.
13.
14.
15.
Пару слов о картах и навигации.
Шансов по-настоящему заблудиться на острове чуть менее, чем нисколько, но сбиться с дороги и заплутать ― запросто! Особенно в горных деревнях и на развязках со скоростными магистралями. Вернее, в некоторых местах очень трудно НЕ заплутать. Поэтому в дополнение к навигатору со свежей картой лучше, все же, иметь хорошую бумажную карту.
Однажды Наташа из навигатора решила пошутить надо мной, пользуясь тем, что я не местный (как знала, сволочь!). Шутка Наташе удалась. Смеялась, наверное, из навигатора надо мной долго и до слез. Хорошо, что в тот раз я как раз возвращался из поездки в аэропорт и был один, это, собственно, и спасло от окончательного и бесповоротного позора перед аборигенами:)
Дело было так.
Я уже почти подъехал к отелю, осталось буквально 2-3 минуты пути. Наташа отлично выбрала место и время и, следуя своему гнусному плану, притупляла мое внимание, привычно давая инструкции: "прямо, налево, вот тут поддай и затем направо".
И ведь почувствовал же подвох, когда она сказала "А вот тут давай срежем, и через 300 метров будешь на месте!", что именно в этот раз надо было следовать проверенному "послушай Наташу и сделай наоборот".
И ведь переспросил "Наташа, ты хорошо подумала, ты уверена, тут есть дорога? Что-то там круто очень.", когда, свернув, увидел тот спуск. Но Наташа поставленным голосом уверенно ответила "Да есть тут дорога, есть, я тут сто тысяч раз уже ездила, давай уже, не тяни!" и тут же быстро добила "Ты че, не мужык штоле?".
Я, вообще, давно уже не в том возрасте, когда попадаются на такие дешевые разводки, но в последнее время это случается все чаще. Лет десять уже как, и это меня настораживает. Я приотпустил тормоз, повиснув на ремнях, и потихоньку покатился вперед-вниз. Все, ловушка захлопнулась!
Назвать это дорогой можно лишь с натяжкой.
Во-первых, "дорога" представляет собой две бетонные (не асфальтовые!) колеи с очень грубыми поперечными насечками, а между колеями ― ступеньки. СТУ-ПЕНЬ-КИ! По ним люди ходят, а не придурки машины ездят. Справа и слева от "дороги" глухой бетонный забор. Ширина "дороги" такова, что мой Смарт практически задевал зеркалами забор. Вы представляете, какой ширины Смарт, нет? Сейчас гляну. Нашел ― 1684 мм. Никогда, слышите, никогда не поддавайтесь на такие дешевые уловки!
Во-вторых, уклон. По дорогам с таким уклоном мне ездить еще не приходилось, хотя я поездил в горах много где. Во время движения мне попросту было не до того, но позже в гуголь-картах я нашел это место и приблизительно прикинул, что уклон этого участка "дороги" составляет ~30% (!) ТРИДЦАТЬ процентов, если не больше. Чтобы было понятнее… Впрочем, не будем забегать вперед, сами все увидите. Так понятнее? :)
В общем, метров через 20-30 я понял, что Наташа провокатор и сволочь, и рад бы был сдать хотя бы задом (т.к. развернуться нет никакой возможности), но сделать это было практически нереально, т.к. для этого пришлось бы или сдавать назад с высокой скоростью для поддержания максимальных момента и мощности на таком уклоне (пониженной-то нет!), или играть сцеплением, при этом стараясь не въехать в бетонные заборы справа и слева. Было бы чуть пошире, можно было бы попробовать, но когда стены впритык ― без вариантов.
С этого момента выбор оставался:
1) тут же останавливаться, ставить машину на ручник, если удержит на таком уклоне, и идти на поиски эвакуатора, чтобы попробовать зацепить тросом и вытянуть, пока недалеко забрался;
2) продолжать спуск и надеяться, что "дорога" закончится нормальной дорогой или хотя бы внизу будет место для разворота. О том, что будет, если это не так, думать не хотелось, т.к. самому выбраться оттуда задом невозможно.
Как вы думаете, что я выбрал? Правильно, я выбрал второе и, тревожно играя очком, потихоньку стал спускаться, тихо матеря себя и Наташу.
Еще через пару десятков метров я увидел туристов с трекерными палками, пересекающих "дорогу" по узенькой тропинке. Туристы перешли на другую сторону "дороги", но путь свой не продолжили, а остановились на "дороге" и достали пиво и чипсы, предвкушая интересную трагикомедию "Горе от (большого) ума".
"Дорога" становилась все уже, уклон ― еще круче, хотя, казалось бы, куда уж круче.
Еще через несколько десятков метров я увидел слева откатные глухие ворота, возле которых остановился, затянув ручник изо всех сил, и решил таки спуститься по ступенькам вниз и посмотреть, а то казалось, что внизу "дорога" сужалась до такой степени, что даже Смарту уже не протиснуться.
Вышел из машины, спустился на десяток ступенек вниз и услышал сзади окрик. Оглянулся ― оказалось, что из ворот вышла женщина. Вернулся, поздоровался, она спрашивает:
- Чего тебе надобно, добрый молодец, в нашем кукуеве? Каким таким ветром тебя сюда занесло? Не Царевну-ли-Лягушку здесь ищешь придурок?
- Да нет, красна девица, не Царевну-Лягушку я тут ищу, а приключений на свою задницу, и, похоже, уже нашел дорогу я тут ищу, домой хочу сильно, аж кушать не могу. Скажи, не томи, смогу ли я на своем чудном ё-мобиле дальше вниз проехать, есть ли там дорога?!
Ее ответ чеканится в голове жирными красными буквами:
- ХАХ, КО-НЕЧ-НО ЖЕ, ДО-РО-ГИ ТАМ Н Е Т, - отвечает мне красна девица и ухмыляется, хитро прищурив левый глаз, склонив голову набок и скрестив руки на груди. Я тихо оседаю по стене ― ПРИ-Е-ХА-ЛИ.
А еще я понимаю, что сегодня я чертовски удачлив ― почти как отец Федор из "12 стульев".
Мозг, как винчестер компа, жалобно скрипит, пытаясь решить сложнейшую задачу ― идти искать эвакуатор с лебедкой, который все равно сюда не протиснется, или капитулировать сразу звонить в прокатную контору и просить помощи?
И тут я не верю своим ушам: "Может, развернуться хочешь?"
Хочу ли я развернуться?! И она еще спрашивает об этом?!
Вообще, конечно, если уж идти до конца, то правильнее было бы отказаться, чтобы уж совсем по-настоящему, по-взрослому было, но, каюсь, слаб духом, дал слабину: "А можно?" - и тут же добавил, - "А я, вообще, смогу вверх-то выехать, это вообще возможно?" - и краем глаза замечаю, что туристы вверху поудобнее расположились в партере и с интересом ждут продолжения.
Женщина хитро улыбается: "А ты попробуй!"
В общем, когда я натужно пропыхтел мимо туристов обратно вверх, они дружно аплодировали, кричали "Браво!" и поднимали большие пальцы вверх. Если бы мы были в машине втроем, то точно бы не выехали.
Видите ступеньки? Это как раз та самая "дорога" в месте пересечения с нормальной дорогой, на которую, по мнению Наташи, я и должен был выехать. На карте навигатора дорога есть, а фактически ― нет, дорога переходит в ступеньки.
16.
Там, куда я доехал, уклон и ширина "дороги" точно такие же, только на ступеньках есть две колеи для колес (как в подъездах для колясок) и есть вторая стена (чуть выше видно). До отеля отсюда несколько сотен метров.
17.
Если кому не хватает острых ощущений или просто хочется найти приключений на свою задницу, советую найти ту самую улочку Caminho Do Padre Caldeira и попробовать спуститься по ней на машине в сторону Estrada Monumental. Не забудьте передать привет той самой женщине, когда будете разворачиваться у нее во дворе (если, конечно, сумеете протиснуться до того места).
* * *
Когда представитель прокатной конторы отдавал мне машину, он специально несколько раз сделал акцент на участке дороги на северо-востоке острова.
Дело в том, что петлеобразный участок дороги близ деревни Кабанас (Cabanas) длиной ~3 км ремонтируется, по этой причине в самом узком месте петли соорудили "байпас" длиной всего 500 м, чтобы миновать ремонтируемый участок. Т.е. тот перепад высот, который преодолевается без особых проблем на пути ~ 3 км, теперь необходимо сделать за 500 м.
- Если будешь двигаться от аэропорта по северной стороне в сторону Порто Мониш, т.е. против часовой стрелки, то, в принципе ОК. Я не советую, но потихоньку на тормозах спуститься сможешь, если не страшно будет. Но если поедешь в обратную сторону, не вздумай туда соваться, вернись вот по этой дороге, - показывает карту.
- Почему? Такая плохая дорога, там грунтовка?
- Нет, основная дорога закрыта на ремонт и всех пускают в объезд по временной дороге. Там не грунтовка, но очень-очень сильный уклон. Сюда даже мерседесы и бмв с мощными моторами не суются, а уж ты на Смарте даже не вздумай, не получится! Очень прошу, не лезь туда!
Лучше бы он просто промолчал. Я бы туда, конечно, все равно добрался рано или поздно, но не ставил бы себе это целью. После такой интродукции я просто обязан был там побывать!
В силу своей природной осторожности прежде, чем подняться, я решил все-таки посмотреть, что это за спуск и проехать с востока на запад, т.е. сначала спуститься вниз. Может, и вправду не сто́ит?
"Байпас" представляет собой бетонированное покрытие с грубыми глубокими поперечными насечками и ливнеотводами по краям. Но если дорога мокрая, то даже насечки не помогут. Дорога узкая и петляет на 180 градусов, движение организовано в реверсивном режиме ― или только вверх, или только вниз, регулируется светофором.
Пока стояли на светофоре и ждали своей очереди на спуск, насторожило, что после того, как машины, двигавшиеся снизу вверх, проехали мимо нас, через некоторое время пешком стали подтягиваться их запыхавшиеся пассажиры. Сильно воняло раскаленными выпускными коллекторами и жжеными сцеплениями.
Наконец, нам зеленый, поехали! Сначала ничего страшного, но через пару крутых поворотов ― вот оно, то, о чем и предупреждали. Спуск настолько крутой, что страшно даже подумать, что будет, если тормоза не справятся, тем более, не известно, в каком они состоянии, их ведь никто не проверял! И ладно бы просто спуск, так ведь дорога еще и петляет на 180 градусов! В общем, прокатчик был прав ― хорошая доза адреналина гарантирована.
Уверен, что во время и после дождя дорогу закрывают, пока не высохнет.
После спуска у меня даже мысли не было возвращаться по этой дороге вверх, но адреналин слишком быстро закончился, буквально на следующий день.
В тот день, пока мы не подъехали к светофору, мои даже и не подозревали, что я собираюсь подниматься по этому участку обратно. Женская половина экипажа попыталась было убедить меня вернуться и поехать в объезд, но бесполезно, а мужской идея понравилась:)
Масла в огонь подлило то, что вслед за спустившимися машинами сверху пешком подтягивались охающие пассажиры с выпученными как у крабов глазами. Воняло гамном жженым феродо и перегретыми тормозами.
Картинка того места с гуголь-карт. Длина "байпаса" между светофорами (желтые стрелки) 500 м, перепад высот 125 м, спецом замерял по GPS.
18.
Вот видео нашего подъема. Снималось из открытого окна задней двери сильно вверх, поэтому не передает ощущений и вполовину того, что испытываешь, сидя в машине и глядя в небо. В самом начале и самом конце нет ничего необычного, а вот там, где серпантин и самый жесткач, уклон дороги можно оценить по наклону дорожных знаков.
В начале ролика видно, как я приотпустил машину, стоявшую на светофоре передо мной, чтобы была возможность взять разгон и выйти на максимально возможные обороты, но на одном из зигзагов обороты стали катастрофически падать ниже критических, а в конце зигзага, на самой его верхушке перед следующим поворотом, когда вот-вот и машина заглохнет, увидел полосы от следов из-за того, что машины не дотягивают, глохнут, пытаются тронуться, но скатываются вниз, шлифуя колесами бетон.
В этом месте вспомнился анекдот про молодую жену 90-летнего дряхлого миллионера: "Милый, зачем тебе затычки в нос и в уши, тебе плохо?" ― "Нет, просто не люблю визг и запах жженой резины!". Но почему-то было не до смеха:)
Готовы? Музыку погромче и поехали!
Click to view
А вообще, передвижение по дорогам острова вполне безопасно, комфортно и доставляет массу удовольствия в любой точке острова, если не пытаться срезать и ехать не по кратчайшей дороге, а банально по более широкой. Особенно это справедливо для деревень в горах, где уклоны часто на грани фола, улочки-серпантины очень-очень узкие и петляют на 180 градусов.
Пару раз видел в деревнях старые серпантины, мощеные камнем. По ним, скорее всего, машины не ездят, так как камни слишком скользкие, а уклоны большие.
В некоторых местах, случается, со скал осыпаются камни, но перед такими местами всегда стоят предупреждающие знаки и надо просто быть аккуратнее:
19.
В середине острова дороги проходят через реликтовые эвкалиптовые и сосновые леса. Высота деревьев 40-50 метров. Запах ― чума! Вот такого размера шишки растут на местных соснах. Эту гигантскую шишку я привез домой и фотографировал уже дома. Ради интереса, не поленитесь, возьмите сейчас в руки "пальчиковую" батарейку формата "АА" или спичечный коробок и представьте, какого размера шишка:
20.
А вот такая картина открывается на высоте 1500 м, когда сквозь облака из эвкалиптовых рощ выныриваешь на плато Поль-да-Серра. Сюр какой-то, коровы пасутся над облаками:
21.
Буквально сразу за этими коровами, прямо за ними:
22.
Вообще, коровы встречаются на острове только на плато Поль-да-Серра и в его окрестностях, т.к. пастись им больше негде, везде скалы:
23.
Коровы там не пасутся в стадах, а гуляют, где им захочется. Несмотря на кажущуюся беспризорность, абсолютно все коровы посчитаны, пронумерованы и имеют штрих-код в ухе. У каждой есть свой хозяин.
24.
В северной части острова вдоль побережья красота особая ― базальтовые поросшие лесом скалы круто уходят прямо в воду. Мы туда ездили несколько раз.
Помните фильм про Кинг-Конга? Такое впечатление, что снимали его именно в этих местах:
25.
Если ехать в этой части острова не по тоннелям, а объезжать их по старым дорогам, то есть несколько мест, где с одной стороны прямо на дорогу из отвесных скал падают водопады, а с другой крутой обрыв в океан. Это будет хорошо видно в ролике в конце.
Попадаются места, где берег кровоточит вымываемой волнами мягкой бурой вулканической породой:
26.
Никогда раньше не замечал, что океанский прибой поднимает в воздух тонны мельчайших брызг, медленно парящих в горы то ли будущими облаками, то ли вечерним туманом. Фантастически красиво:
27.
28.
В облаках. Поле для гольфа, расположенное в эвкалиптовой роще на высоте 700 м:
29.
Над облаками, высота 1500 м:
30.
Брать машину на Мадейре или нет? Конечно, брать! Иначе, зачем туда вообще лететь?
Один мужчина, с которым мы там познакомились, рассказывал, что он посетил очень много стран ― то ли 30, то ли 40 ― много чего повидал, много чего попробовал и все такое. На острове он брал несколько автобусных экскурсий, пока мы катались на машине. На вопрос "И какие впечатления от Мадейры?" ответил: "Остров, в общем, неплохой, но леса нет."
Вы слышите - ЛЕСА НЕТ!
Это на Мадейре-то леса нет с ее красивейшими реликтовыми эвкалиптовыми и сосновыми рощами?! Такой она запомнилась ему из окна экскурсионного автобуса.
Кстати, "мадейра" в переводе с португальского означает "дерево, лес".
Ну и в заключение небольшой ролик про дороги на Мадейре. В конце ролика видно, как прямо из скал на дорогу падают водопады:
Click to view
В следующих частях я планирую написать о кухне Мадейры, о морской рыбалке, о левадах, о пешеходном фуншале и о самом старом на острове заводе по производству рома.
Мадейра. Часть 1, авиационная. Мадейра. Часть 2, заповедная. Мадейра. Часть 3, черепичная. Мадейра. Часть 4, горная.Мадейра. Часть 5, автомобильная.