Про "царский указ" Вы размахнулись. Сказали бы: циркуляр Делянова.
Этим циркуляром учебному начальству предписывалось допускать в гимназии и прогимназии "только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства".
Таким образом, как пояснялось далее, "при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".
Быть как с Победоносцевым, "хотевшим как лучше", в частности в отношении "замораживания" России в сословном отношении и попытки предотвратить разлитие революционного брожения.
Ничего хорошего в этом указе нет (в отношении именно образования и национальной гомогенизации, а не предотврашения разлития революции), даже наоброт, но и драматизировать его не следует: к сколь-либо существенному падению количества учащихся гимназий он не привел (в них и прежде обучалось небольшое количество детей из низших сословий); а количество церковно-приходских и школ и реальных училищ для низших сословий продолжало расти.
В сущности, указ копировал английскую систему, где ребенок из простонародья имел очень мало шансов поступить в public school, причем если бы даже его и приняли -- это было бы только началом его бед.
Этим циркуляром учебному начальству предписывалось допускать в гимназии и прогимназии "только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства".
Таким образом, как пояснялось далее, "при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".
Быть как с Победоносцевым, "хотевшим как лучше", в частности в отношении "замораживания" России в сословном отношении и попытки предотвратить разлитие революционного брожения.
Ничего хорошего в этом указе нет (в отношении именно образования и национальной гомогенизации, а не предотврашения разлития революции), даже наоброт, но и драматизировать его не следует: к сколь-либо существенному падению количества учащихся гимназий он не привел (в них и прежде обучалось небольшое количество детей из низших сословий); а количество церковно-приходских и школ и реальных училищ для низших сословий продолжало расти.
В сущности, указ копировал английскую систему, где ребенок из простонародья имел очень мало шансов поступить в public school, причем если бы даже его и приняли -- это было бы только началом его бед.
Reply
Leave a comment