НАТО становится ближе с каждым днём

Aug 31, 2009 17:07

Ознакомился со статьёй легендарного Ричарда Пайпса, маститого американского эксперта по России. Ныне профессор истории Гарвардского университета на пенсии. В 1981 и 1982 году директор по делам Восточной Европы и Советского Союза в Совете национальной безопасности президента Рейгана. Известный человек. Его свеженькая статья в "The Wall Street Journal" называется
«Гордость и сила»

Статья любопытная. Содержательную часть, где автор рассказывает американским читателям о России, опущу. У американских авторов подобные объяснения в СМИ почти всегда агитки (типа комиксовые иллюстрации к основному мессиджу). Впрочем, Пйпс приводят ряд занятных наблюдений. Особенно любопытных в устах американца с честно заслуженной репутацией отъявленного антисоветчика и матёрого русофоба.
«Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян сожалеют о развале Советского Союза и ностальгируют по Сталину. Конечно, они скучают не по отсутствию прав человека, которое наблюдалось в стране при коммунистах, и не по ужасным жизненным стандартам, но по статусу своей страны, которая была силой, с которой приходилось считаться: страны, которую следовало уважать и бояться. В существующих условиях, простейший способ добиться этой цели - это сказать 'нет' единственной неоспоримой супердержаве, Соединенным Штатам. Это объясняет их отказ действовать более эффективно в отношении Ирана или их возмущение по поводу американского предложения установить системы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Их СМИ упиваются возможностью публиковать любые негативные новости о Соединенных Штатах, особенно о долларе, которому они предсказывают скорое обесценивание (даже несмотря на то, что их собственный Центробанк держит 30 процентов (120 миллиардов долларов) своих золотовалютных резервов в американских ценных бумагах, деноминированных в долларах)».

«Единственная партия, 'Единая Россия', обладает практической монополией на власть, а помогают ей коммунисты и парочка мелких компаньонов. Парламентские органы своевременно одобряют все законопроекты, представленные им правительством. Телевидение, являющееся основным источником новостей в огромной стране, монополизировано государством. Лишь одной радиостанции и нескольким газетам с маленьким тиражом разрешена свобода высказываний для успокоения диссидентов-интеллектуалов. И тем не менее, населению в целом нравится эта политическая схема - и эта покорность противоречит западной уверенности в том, что все люди жаждут права выбирать свое правительство и направлять его политику».

«… у русских практически никогда не было возможности выбирать свое правительство или влиять на его действия. В результате этого опыта, они стали основательно деполитизированы. Они не видят, как правительство может положительно повлиять на их жизнь: они считают, что должны заботиться о себе сами. Да, они с радостью принимают социальные услуги, если их предлагают, как это было при советском правительстве, но они не ждут их. Они едва ли чувствуют себя гражданами великого государства, ограничивая свои привязанности семьей, друзьями и местом жительства. Опросы общественного мнения показывают, что они считают, что демократия повсюду является надувательством, а все правительства состоят из обманщиков, использующих свою власть для личного обогащения. От властей они требуют поддержания порядка: когда их спросили, что важнее - 'порядок' или 'свобода' - жители Воронежской области в подавляющем большинстве случаев предпочли 'порядок'. Действительно, они отождествляют политическую свободу, т.е. демократию, с анархией и преступностью, что объясняет, почему основная часть населения за исключением хорошо образованного, живущего в крупных городах меньшинства, не выражает никакой тревоги по поводу исчезновения своих политических прав».

В статье главный интерес представляют не приводимые маститым автором факты или интерпретации российской действительности, но изменение известной американской точки зрения на Россию и русских. А также заметное изменение интонации речей о России. Пайпс начинает с того, что критикует нашумевшие высказывания вице-президента США.
«… недавние замечания о России, сделанные вице-президентом Джо Байденом в интервью, данном этой газете, были и неоправданными и вредными. 'России придется принять ряд очень трудных, взвешенных решений, - отметил Байден, - в стране сокращается численность населения, ослабевает экономика, а ее банковский сектор и структура вряд ли выстоят в предстоящие 15 лет.'

Эти замечания не являются неверными, но произнесение их вслух не служит никакой определенной цели, кроме как унизить Россию».

Пайпс рекомендует США проводить более деликатную политику в отношении России, всячески избегая поводов для провоцирования антиамериканизма.
«Мы правы в своих возражениях по поводу того, что Россия обращается со своими бывшими колониальными владениями не как с суверенными государствами, а как с зависимыми странами, расположенными в ее 'привилегированной зоне влияния'».

«… следует тщательно избегать любых мер, которые создают впечатление, что мы пытаемся 'окружить' Российскую Федерацию военными силами. В конце концов, мы, американцы, у которых есть своя собственная Доктрина Монро, и которые столь яростно реагировали на российское военное проникновение на Кубу или любой другой регион американского континента, должны хорошо понимать реакцию Москвы на инициативы НАТО у ее границ».

Также обращает внимание, что Пайпс не говорит о каких либо собственно американских интересах на Кавказе и в Восточной Европе, которые конфликтуют с интересами России. Не говорит он и о реальности угрозы пресловутого «русского империализма» или потенциальной угрозе возрождения советского тоталитаризма.
«Современные россияне дезориентированы: они не до конца понимают, кто они. Они не европейцы: это подтверждается российскими гражданами, которые на вопрос 'Чувствуете ли вы себя европейцем?' большинством в 56 процентов ответили 'практически никогда'. Так как они, очевидно, не являются и азиатами, русские страдают от состояния психологической неопределенности, будучи изолированы от остального мира и неуверенны в том, какую модель выбрать для себя. Они стараются компенсировать это замешательство резкими заявлениями и жесткими действиями. По этой причине западные державы обязаны терпеливо убеждать русских в том, что они являются частью Запада и должны принять западные институты и ценности: демократию, многопартийную систему, диктатуру закона, свободу слова и прессы и уважение к частной собственности. Это будет болезненный процесс, особенно, если российское правительство будет отказываться от сотрудничества. Но в долгосрочной перспективе это единственный способ обуздать российскую агрессивность и интегрировать страну в международное сообщество».

Ежели Пайпс верно передаёт изменение американской риторики и политико-идеологической линии в русском вопросе, то имеет место весьма важный поворот русской политики США. В статье нет призыва, принять Россию в НАТО. Тем не менее, налицо идеологическая подготовка процесса исключения русских из перечня изгоев западной цивилизации.

И теперь припомним о недавно объявленном резком сокращении американских субсидий на «поддержку демократии в России». О смысле и значении этого обрезания я всё никак не соберусь написать. Нас ждут большие интересные события.
Previous post Next post
Up