Обычно постсоветский интеллигент представляет себе Европейский суд по правам человека в Страсбурге как учреждение в высшей степени открытое и демократичное, бдительного защитника униженных и обиженных, последнюю надежду простых людей всей Европы (особенно Восточной). Процедуру работы этого учреждения мало кто представляет. А зря, она много правды говорит об истинном устройстве механизма европейской власти.
«По существующей процедуре дошедшая до секретариата Европейского суда жалоба поступает на предварительный анализ юристам секретариата. Однако, как утверждают эксперты, этот "предварительный" этап практически является ключевым в блокировании доступа к Европейскому суду, потому что именно на нем есть возможность подменить предмет и обоснование жалобы. Как юрист, который готовит проект решения по делу, изложит его, неизбежно сделав акценты и дав свою интерпретацию, такое решение и примет коллегия из трех судей, определяющая, принять жалобу к рассмотрению или отклонить.
С учетом того, что, как определено нормами, регламентирующими работу Европейского суда, "документы и бумаги суда, судей и канцелярии, имеющие отношение к деятельности суда, являются неприкосновенными", вся система превращается в "черный ящик". Почему отклонили? На каком основании? На эти вопросы никто отвечать не обязан. Непрозрачность процедуры очевидна, но ни у кого почему-то возражений не вызывает».
Мало того, Европейский суд вскоре будет реформирован таким образом, что окончательно станет напоминать масонскую инквизицию.
«… эта непрозрачность системы заметно усилится, если будет ратифицирован упомянутый в начале статьи Протокол № 14. Цель принятия протокола, казалось бы, благая - сдвинуть с места реформу Европейского суда по правам человека, чтобы усовершенствовать его работу и сделать ее более эффективной. Однако среди мер, предлагаемых для этого, - изменение существующего порядка определения неприемлемости поступившей жалобы. Так, седьмой статьей Протокола предусматривается введение процедуры объявления жалобы неприемлемой одним судьей, а не тремя, как сейчас. Решение этого судьи будет окончательным, а его мотивы останутся неизвестными для заявителей и государств - участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод (то есть стран, признающих юрисдикцию суда в Страсбурге). Помощь при вынесении судьей таких единоличных решений будет оказывать "докладчик" - представитель секретариата суда, требования к компетенции которого несравнимы с теми, что предъявляются к самим судьям. Вывод: лицо, подающее жалобу, будет совершенно незащищено от возможных злоупотреблений со стороны секретариата суда».
Российский либерал махнёт рукой и скажет, что это ерунда - главное, что там защищают Права Человека, и любой человек из России может пожаловаться в Европейский суд на беззакония российский властей. О, это интеллигентское прекраснодушие!..
«… по статистике страсбургского суда в России чуть ли не полный ажур! А скоро, когда (и если) всеми странами, признающими юрисдикцию Европейского суда по правам человека, будет ратифицирован Протокол № 14, мы сможем стать образцом».
«… по количеству жалоб, подаваемых россиянами в Страсбург, мы на сомнительно "почетном" втором месте - после Турции. Но вот по числу жалоб, принятых судом к рассмотрению и по которым вынесено решение, Россия - на одном из последних мест. В 2002 году от российских граждан в секретариат Европейского суда по правам человека из нашей страны поступило 4006 жалоб, из которых приемлемыми для рассмотрения были признаны всего 12. Из 1468 жалоб, поступивших в том же году из Великобритании, к рассмотрению приняли 25».
«Если проанализировать данные статистики по результатам работы суда в Страсбурге за последние годы, сравнив число жалоб, поданных из Турции и России, и число вынесенных по ним решений, то получится, что допуск для турок к этому суду в сто (!!!) раз выше, чем для россиян. Еще несколько цифр. В 2003 году по жалобам на Россию Страсбургским судом вынесено 5 решений, а в 2004-м "целых" 15. Столько же решений было вынесено в позапрошлом году и в отношении Бельгии, из которой жалоб было подано в 17 раз меньше».
«О чем говорит эта статистика? (…) небольшое число решений, принимаемых Европейским судом по правам человека в отношении России, является следствием высокого качества работы российских судов и судей. Именно так считает уполномоченный России при Европейском суде Павел Лаптев. "По числу поступивших жалоб от граждан мы на втором месте, - объяснял он ситуацию в январе 2003 года на Всероссийском совещании судей. - Зато по числу выносимых по жалобам решений - на одном из последних. И я надеюсь, что так будет и дальше". Надежды Лаптева, как сейчас очевидно, пока оправдываются.
Такой же интерпретации придерживается и председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. В том же 2003-м, приведя радужную статистику принятых в Страсбурге жалоб из России, он сказал: "Эти цифры надо положить в основу определения и качества работы российских судов". Аплодисменты».
Благонамеренный автор статьи никак не может понять парадокса, каким волшебным образом коррумпированная судебная система криминальной путинской деспотии по самым строгим европейским меркам оказывается образцовой юстицией. Он начинает подозревать страшное:
«… скорее всего надо интерпретировать благостную для России страсбургскую статистику совсем иначе: россиянам просто-напросто заблокирован доступ в Европейский суд. Иначе объяснить ситуацию, не впадая в противоречие с логикой и здравым смыслом, невозможно. Но тут же возникает вопрос: кто и почему мешает россиянам искать правду в Страсбурге?»
«на деле, в чем многие эксперты уже не сомневаются, жалобам из России поставлен если не заслон, то мощный фильтр».
Вместо того, чтобы сделать очевидный вывод, автор пускается в глупые рассуждения, как нам реорганизовать РАБКРИН Европейский суд. А то Европе только советов дурачков из России не хватает.
Что можно сказать. Все эти европейские суды и прочие «права человека» не более чем политико-идеологический механизм и действуют он исходя из простой политической целесообразности. Вопреки строгому выражению лица и густой правозащитной риторике Европа исподтишка покровительствует путинскому режиму, наезжает на него публично лишь для приличия. Кто сомневается, что при желании через Европейский суд можно было бы буквально затерроризировать РФ. Однако Западной Европой принято политическое решение РФ в обиду не давать. А вот с Турцией решено поступить по-иному, чтоб не лезли с мусульманским рылом в Европейский союз.