Зачем Шпрингеру новый инкубатор?

Jun 17, 2013 14:36



Издательский дом Axel Springer планирует построить новый кампус на 3500 мест по проекту одного из 22 модных архитекторов.



Пустырь под застройку в центре Берлина

Дадим волю воображению, взяв на вооружение творческие методы журналистов Axel Springer, живописавших открытие «Luxury Place» в Берлине. Там, помнится, фигурировали икра, устрицы и пожилые господа в сопровождении «очень белокурых блондинок...»
Итак!



Империя Axel Springer


«Мир ужасен, - наверное, так скажет глава издательского дома Axel Springer Матиас Депфнер, худощавый брюнет средних лет двухметрового роста, во время торжественного открытия нового кампуса, - и единственный оазис красоты и совершенства - это наш дом».
На приеме по случаю открытия соберутся коротконогие толстые брюнетки в сопровождении юных мальчиков по вызову. По новой модной тенденции вместо шампанского и устриц будут подавать итальянское газированное вино в пластиковых стаканчиках, свежую репу, горох, квашеную капусту, сосиски и картофельный салат с майонезом, который у пожилой хозяйки Фриды Шпрингер, как потом скажет врач, ляжет в желудке неповоротливым кирпичом и громко среагирует на провокацию углекислого газа из дешевого вина, синтезируя пахучий сероводород (формула H2S)...
Ладно, порезвились, и будет.
Стало быть, издательство Axel Springer имеет свою школу мастерства, само готовит и планирует в будущем готовить журналистов для своих нужд, обучая их по собственной шпрингеровской методике. Похоже, что с 1948 года им удалось вывести уникальную породу журналистов-шпрингероидов. В том числе и для «Аксель Шпрингер Раша». http://pinzza.livejournal.com/215053.html
Для этих целей, собственно, и будет предназначен новый кампус.
Журналистика, как известно, имеет дело с событиями дня. День рождается, живет 24 часа и умирает. Можно, конечно, посвятить ему некролог. Можно поставить ему диагноз. Или эпикриз. Но есть мастера цеха, которые полагают, что публике это читать скучно. И потому всем жанрам они предпочитают один: акт судебно-медицинского вскрытия. С детальным перечислением подробностей и с пристальным вниманием к содержимому желулочно-кишечного тракта. Вот, пожалуй, и весь «краткий курс», которому обучаются новички в издательстве, становясь мастерами «помойного дела», как, например, известный Уве Мюллер, пойманный на чужом заднем дворе. http://pinzza.livejournal.com/213172.html
Есть догадка, что ратников шпрингеровской империи не интересует объективная информация. Авторами, похоже, используется подлог, вымысел, дезинформация, неверное изложение фактов в пропагандистских целях. Как утверждают бывшие сотрудники издательства, ни один материал, касающийся расследований, критического повествования, не выходит в печать без проверки юридического отдела, оценивающий его с точки зрения риска: сколько придется заплатить за вранье, скажем мягче, субъективное изложение фактов, и стоит ли, учитывая риски, игра свеч. Во внимание принимается финансовое положение жертвы, то есть на сколько его может хватить при судебных разбирательствах, и предполагаемый общественный резонанс от статьи.
В основе, есть подозрение, лежит циничный расчет. Даже если решение суда будет не в пользу АС и издательство будет обязано написать опровержение, редакция, скорее всего, разместит его маленькими буквами в углу, где-нибудь среди назойливой рекламы, так что его будет трудно заметить. Для жертвы опровержение будет малым утешение и, в итоге, пустой тратой времени, потому что в памяти читателя останется первая публикация и дополнительные слухи о том, что жертва, например, сбежала за границу, и всякая подобная ересь.
Это прекрасно понимают в издательстве, поэтому сознательно идут на передергивание фактов и прямой подлог. Судебные и адвокатские издержки при этом могут достигать десятков тысяч €, как с той, так и с другой стороны. Соизмеряя резонанс и затраты, шпригероиды к этому готовы. Издательство ежегодно ведет сотни процессов, на которые выделен немалый ежегодный бюджет.
Немецкий Закон о печати таков, что даже если написано полное и очевидное вранье, но завуалировано в виде предположении и догадок, то это уже будет свободой слова. Классическая шпрингероидальность - это желтизна и клевета с претензией на добропорядочность и авторитет. Вот цитата, где есть искомое, типичная цитата из шпрингеровского текста о конкуренте: «Бывшие сотрудники говорят, что издательство служит на самом деле только фасадом. Были обронены слава как черные деньги из подозрительных источников. Это обвинение, которому до сих пор нет доказательств» (Berliner Morgenpost, 12 мая 2013). Авторы как бы ничего не утверждают, но душок такой оставили, как от освежителя воздуха «Лесной» в туалете, будто под елкой насрали.
И еще один излюбленный прием: «У нас в редакции несколько томов неопровержимых фактов, доказательств, свидетельствующих о том, что...» NN является, к примеру, агентом Штази. На поверку оказывается, что это лист бумаги, на котором всего лишь письменное признание в лояльности режиму ГДР, без которого было немыслимо поступить в университет и получить высшее образование. Под этими текстами легко мог бы подписаться один из основателей и идеологов Академии издательского дома Axel Springer, Ян-Ерик Петерс, теперь он возглавляет газету Die Welt, все того же издательского дома, называющего себя авторитетным.
И тем не менее шпригероиды, виртуозно владеющие жанром диффамации, иногда прокалываются и допускают ошибки, за которые их наказывает суд, отчего они злятся и злобно продолжают топтать жертву, превращая пасквиль в сагу, до тех пор, пока жертва или сдастся, или трагическая жизнь жертвы не прекратит течение свое.
Но и жизнь берет свое. Шпрингеровский читатель хочет все новых и новых жертв, а не нудных историй с продолжением, историй, высосанных, как правило, из пальца. Видимо, чтобы подобного больше не случалось и сенсация не превращалась в мыльную оперу для удовлетворения личных амбиций шпригероидов, пойманных на вранье, и построят новое здание, где обучать будут намного лучше, чем прежде, используя современное оборудование и технику, чтобы у жертв публикации не было ни малейшего шанса выиграть против издательского дома Axel Springer судебный процесс.
А как же сами сотрудники Шпрингеровской империи? Нужели они не понимают, где работают? Иногда совесть берет верх и люди покидают редакцию. Иногда случается и массовый исход. Один из бывших, известный публицист Эрих Куби, автор нескольких книг, студенческого движения хорошо знакомый кинозрителю по сценарию фильма «Девица Роз Мари». Ему принадлежит летучий афоризм, что чтение шпрингеровских изданий делает читателя «глупым, как курица, и кровожадным, как волк».



Немецкая жутналистика на перекрестке двух дорог

Руди Дучке, известнейший лидер западногерманского и западноберлинского 1960-х гг., вообще предлагал лишить Акселя Шпрингера права вести издательский бизнес, ссылаясь на методы авторов, издательскую политику и журналистскую этику, за что в конечном итоге поплатился жизнью. В покушении на него 11 апреля 1968 года косвенно обвиняли издательство, адвокаты, конечно, его отмазали, однако жизнь богаче и изощреннее, чем стряпчие Шпрингеровской империи. Теперь Дом Шпрингера находится на улице имени Руди Дучке, этот перекресток свидетельствует о конфликте в немецкой журналистике между шпрингероидами и приличными людьми.
Однако есть мнение, что ума им это обстоятельство не прибавило. Шпрингероиды вновь и вновь лезут на рожон, забывая, что всегда есть шанс нарваться на пассионарную личность типа Руди Дучке, который, в силу своего характера и убеждений, может снова сделать Шпрингеровской империи вырванные годы.



Дом Шпрингера на улице имени Руди Дучке

Тем не менее, в силу миролюбивого характера и доброго нрава, хотелось бы, конечно, чтобы на открытии будущего кампуса, если это когда-нибудь случится, глава издательского дома Axel Springer Матиас Депфнер сказал: «Мир изначально прекрасен, но люди делают его некрасивым. Поэтому желательно не делать в мире больше зла, чем в нем есть». И пусть себе пьют шампанское, едят устриц, ананасы, пусть придут молодые длинноногие блондинки, даже если они уж слишком (смотри Springer: sehr blond) блонд.

Но тогда, похоже, пропадет необходимость нового кампуса для разведения и взращивания новых шпрингероидов. В том то и весь парадокс.

Шпрингер, Штази, Матиас Депфнер, пресса, свобода слова, Руди Дучке, ГДР, стена, axel springer

Previous post Next post
Up