Гжель - белизна снега и синь неба

Mar 13, 2020 16:19



Мне всегда почему-то казалось, что Гжель - это некое далёкое сказочное место, примерно как Беловодье. И ассоциировались синие узоры на белом фоне с ясным морозным зимним днём: белизна снега, синь неба.
А оказалось, что это местность недалеко от Москвы, население которого издавна занималось гончарным промыслом. Расцвет его  пришёлся на вторую половину XVII века, благодаря указу царя Алексея Тишайшего, повелевшего добывать глину и доставлять её в Москву для изготовления «аптекарских и алхимических сосудов». Изготавливали гжельские гончары и обычную посуду, и детские игрушки, и строительные материалы: кирпичи и трубы.

Визитная карточка гжельской керамики - синие узоры по белому полю. Но такое предпочтение в росписи прижилось лишь со второй четверти XIX века, потеснив многоцветную майолику - изделия из обожжённой глины, расписанные цветной глазурью.
Увидеть собственными глазами все этапы производства белоснежной посуды с узнаваемым синим рисунком можно сейчас в селе Гжель на предприятии «Русская синь». Экскурсию надо заказывать заранее. Фотографировать можно не во всех производственных помещениях.
Сначала экскурсанты попадают в цех заготовок, здесь в специальных формах отливают будущие изделия. Их высушивают, извлекают из форм, зачищают и передают в следующий цех - художественный.



Узоры наносятся только вручную, каждый рисунок - отражение индивидуальности художника. Очень интересны приёмы, позволяющие в мазке получать все оттенки синего - от бледно-голубого до насыщенного синего. На мастер-классе, где экскурсантам предлагается самостоятельно расписать предмет, обучают технике получения такого мазка. Для этого нужно определённым образом набирать краску на кисть со стеклянной палитры.



Профессиональный художник пользуется кистями разной толщины и формы, у него их целый набор. На мастер-классе нам предложили всего две, одну- для нанесения широких мазков, другую - для рисования тонких линий и точек. Вот какой у меня получился котик



Мы пользовались обычной синей гуашью, так как не предполагалось наше изделие подвергать обжигу. Настоящая краска, которой пользуются в работе художники, тёмно-серая, цвета мокрого асфальта - специальный состав на основе оксида кобальта. Все оттенки синего цвета проявляются только при обжиге готового изделия в муфельных печах, под воздействием  высоких температур. Вот как меняется изделие от момента формовски до готового.



Расписанное изделие окунается в глазурь белого цвета, затем обжигается при 1400 градусах. В итоге глазурь становится прозрачной,  орнамент приобретает яркий синий цвет. Само изделие становится твердым, с глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури могут наноситься тонкий золотой декор или платина, после чего изделие снова подвергается обжигу.

Гораздо реже встречается цветная майолика, изделия в этой технике мы увидели в музее завода.
Здесь собраны изделия разных лет, как менялась коньюктура рынка можно проследить наглядно. От классических чайников и ваз с синими узорами до «героев» уже современного времени.



Есть здесь и своеобразная «доска почёта» с фото лучших художников Гжели. Сейчас на предприятии сетуют, что молодёжь не стремится прийти в профессию - работа сдельная, и свобода творческого самовыражения возможна лишь в рамках канонов.
Более подробный рассказ о Гжели  и больше фото на сайте туристической компании "Серебряное кольцо" здесь .

путешествия, экскурсии

Previous post Next post
Up