Шедевр Растрелли - Строгановский дворец в Петербурге

Jun 04, 2019 19:12



фото из Интернет

Великолепное здание, выходящее одним фасадом на Невский проспект, а другим - на набережную реки Мойки, прекрасный образчик русского барокко - Строгановский дворец.
Автор проекта - любимый архитектор императрицы Елизаветы Франческо Бартоломео Растрелли. Дочь Петра Великого любезно «одолжила» в знак благоволения великолепного итальянца барону Сергею Григорьевичу Строганову, своему приближённому. Растрелли предстояло перестроить одноэтажный дом, расширить и украсить его. Денег на это у владельца было предостаточно, Сергей Григорьевич происходил из семьи богатых солепромышленников, доставшееся ему наследство приумножал, строя металлургические заводы. Сохранились интерьеры Большого зала дворца, созданные Растрелли



Елизавета Петровна позаботилась не только о прекрасном доме для Строганова, построенном по проекту престижного архитектора. Она пожелала укрепить его положение в обществе, устроив брак единственного сына Сергея Григорьевича  Александра со своей крестницей, Анной Воронцовой. Строгановы не принадлежали к родовитому дворянству, породниться с императорской фамилией - мать невесты приходилась двоюродной сестрой Елизавете - было для них весьма престижно.

Жених, Александр Сергеевич, о судьбоносном для себя решении узнал последним. Он в течении нескольких лет находился за границей, путешествовал, интересовался всем сразу: химией, физикой, минералогией, историей, живописью. Повинуясь воле батюшки, младший Строганов направился на родину, но в пути получил известие о внезапной кончине отца. Науки привлекали 24-х летнего Александра куда больше, нежели перспектива женитьбы. Он обращается к императрице за разрешением остаться за границей для окончания образования, но получает отказ. Впрочем, красота юной невесты примирила его с необходимостью брака.



Анна в образе богини Дианы Художник Л.И.Токке, 1758 год

Семейная жизнь не сложилась, наиболее очевидными причинами разногласий между супругами были несхожие политические пристрастия. Анна Михайловна, как и большинство Воронцовых, принадлежала к сторонникам Петра III, Александр Сергеевич поддерживал Екатерину II. Фактический развод долго не мог быть оформлен юридически.

Между тем Александр Сергеевич влюбился, его новой избранницей стала Екатерина Трубецкая. Внезапную смерть жены, весьма своевременно освободившую Строганова от обязательств, сплетни приписывают отравлению. В качестве злодея выступал то будущий тесть, князь Трубецкой, то сам вдовец. Сразу после свадьбы молодожёны уезжают за границу, живут в Париже, здесь в семье появляются сын и дочь.

Супруги приняты при дворе, заводят знакомство среди философов и энциклопедистов. Александр Сергеевич продолжает пополнять свои коллекции живописи и минералов.  Некоторые экспонаты из коллекции минералов и сейчас можно видеть в Минералогическом кабинете.



Отдавая предпочтение итальянским живописцам, главным образом художникам Возрождения и академистам XVII века, Строганов приобретает и работы французских, голландских, фламандских и испанских мастеров. По возращении в Россию собрание пополнится картинами русских художников. Ныне часть коллекции представлена в картинной галерее.





Но вернувшегося на родину Строганова ждёт не только радость от возможности приобретать для своего собрания картин работы соотечественников. Его жена, почтенная 35 летняя мать семейства, страстно влюбилась в Ивана Римского-Корсакова. Он моложе Екатерины Петровны на десять лет, красив, музыкален: превосходно играет на скрипке и недурно поёт. О его несомненной привлекательности красноречиво свидетельствует тот факт, что его избрала своим фаворитом сама Екатерина Великая.

Правда, благосклонностью императрицы Римский-Корсаков пользовался недолго, ветреному красавцу  было велено удалиться в Москву. Куда за ним последовала Екатерина Строганова с маленькой дочерью, оставив сына на попечение мужа.

Александр Сергеевич счёл излишним испытывать судьбу в третий раз в попытке устроить личную жизнь и  сосредоточился на работе. В 1800 году он стал президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки. Строганов был щедрым меценатом. Многие талантливые ученики Академии получил возможность обучаться за границей благодаря его финансовой поддержке.



Но любимым детищем, предметом неустанных забот и немалых денежных вложений стал для Александра Сергеевича Казанский собор. Автором проекта которого  был архитектор Андрей Воронихин.

Говорят, первоначально император Александр I склонялся к тому, чтобы выбрать проект иностранного архитектора. Но Строганов убедил государя, что это решение будет непатриотичным и обратил внимание на творение Воронихина. Александр Сергеевич проявлял столько заботы о своём крепостном, содействуя его карьере, что злые языки нашёптывали, что Андрей - внебрачный сын графа. Сомнительная версия, а вот талант архитектора Воронихина сомнения не вызывает. Считается, что им произведена отделка Малой и Большой гостиных, Парадной столовой, а так же оформление Физического кабинета Строгановского дворца.



В последующие годы другие выдающиеся архитекторы вносили свою лепту в формирование облика дворца. Некоторые помещения  были перестроены по проектам И.Ф. Колодина, ученика Воронихина. К. Росси создал проект апартаментов князя В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урождённой графини Строгановой. Сохранился незначительный фрагмент, включающий Зал с дубовым камином..



Авторство далеко не всех интерьеров Строгановского дворца установлено, но все они великолепны!
Арабесковая гостиная



Зеркальный зал



После того, как к власти пришли большевики, они экспроприировали хранившиеся во дворце нумизматические и предметов искусств коллекции, вывезли и распродали с аукционов мебель. Так что подлинных предметов в Строгановском дворце, сохранилось немного.



Сильно пострадали интерьеры, так как здание, в котором несколько лет размещался музей, после было отдано Институт у растениеводства Академии наук, а с 1937 года - военному ведомству. По счастью, в 1988 году решением Ленгорисполкома Строгановский дворец передан Русскому музею.

Бережная научная реставрация творит чудеса и сейчас посетители Строгановского дворца могут любоваться практически всеми восстановленными интерьерами. Остаётся пожелать работникам музея как можно скорее дождаться окончательной реставрации всех помещений дворца. И, разумеется, большого числа благодарных интеллигентных посетителей.

За возможность пройтись по залам восхитительного Строгановского дворца благодарю сообщество spbblog и сотрудников пресс-службы Русского музея.

#spbinside2019, #Русскиймузей, #Московскийкредитныйбанк, #газетаMetro, #КультурнаяВесна

Previous post Next post
Up