Музей железных дорог России

Mar 06, 2019 10:50



Сложно писать о масштабных музейных коллекциях, а именно так можно охарактеризовать Музей железных дорог России. Здесь, без преувеличения, гигантское всё: площадь размещения экспозиции - более 50 000 кв. метров, сами экспонаты, их тут 3500, в том числе 118 единиц подвижного состава.

Сам замысел музея грандиозен:  кроме традиционной задачи сохранения, реставрации и экспонирования коллекции железнодорожной техники, он предназначен стать крупнейшим в России информационно-просветительским центром, посвященным современным технологиям на транспорте.

Уникальность музея в том, что большая часть его экспонатов размещена в помещении. Для этого переоборудовали здание старинного паровозного депо, построенного в 1870 году. Выстроили дополнительно эффектный современный корпус. И объединили их стеклянной галереей с подвесным мостом в единое пространство. Часть экспонатов ещё находится под открытым небом - наружная экспозиция занимает территорию 39 000 м², но остальные надёжно защищены от капризов петербуржского климата.

Торжественное открытие музея  состоялось недавно -30 октября 2017 года, оно было приурочено к 180-летию железных дорог России. Но коллекцию экспонатов для него собирали в течение 40 лет, простораньше музей располагался на окраине города в Шушарах, затем,  в 1991 году, переместился к  Варшавскому вокзалу.

Конечно, нынешнее положение музея в непосредственной близости от станции метро «Балтийская» и возможность осмотра экспонатов в любую погоду - факторы, положительно повлиявшие на его популярность.



Кроме сохранности техники, закрытое помещение обеспечивает комфорт посетителям- в день нашего визита в музей погода была типично февральской, ветер и мокрый снег. А мы в тепле слушали вдохновенный рассказ заместителя директора музея Павла Дунаева о железных дорогах, технике, и, конечно, о тех людях, которые на них работают.

Повторить его в рамках одного поста невозможно, Павел вёл экскурсию для нас более трёх часов. Поэтому я расскажу лишь о том, что больше всего меня впечатлило.

Если бы меня попросили охарактеризовать музей одним словом, я бы сказала, что он ультрасовременен. Здесь воплощены все современные возможности экспонирования, очень много оригинальных идей. Тут и там у вагонов и паровозов можно увидеть гипсовые фигуры людей, яркой белизной привлекающие к себе внимание. Стоит подойти к такой статуе, как она оживает:  на установленном рядом с ней экране начинается фильм. Обрётший жизнь и краски персонаж рассказывает о своей профессии или перед нами разворачивается  сценка. Между артистами и их гипсовыми двойниками сохранено портретное сходство.



В музее  много демонстрационных моделей, мне очень понравилась модель сортировочной станции, на которой  можно самостоятельно управлять движением вагонов и маневренных паровозов.

И детям, и взрослым доставляет огромное удовольствие разглядывать объёмный макет участка железной дороги, где движется по рельсам поезд, а день сменяет ночь.

В центре поворотного круга, на котором когда-то ремонтировали паровозы, сейчас установлена настоящая машина времени, на которой можно отправиться как в прошлое, так и в будущее железных дорог. На самом деле устройство имеет более широкий функционал, чем я описала, но со всеми его возможностями мы не успели познакомиться.

Почувствовать себя машинистом в кабине электровоза можно на другом интерактивном объекте.
Мне понравилась идея, которую в музее ближайшее время планируют воплотить в жизнь - проводить день одного экспоната. Мы побывали в вагоне 3 класса и в почтовом вагоне. И увидели столько любопытного!

Для удобства пассажиров 3 класса в вагоне имелись пепельницы и плевательницы. Освещался он в тёмное время суток свечными фонарями, у каждого из которых была собственная воздушная тяга.



Почтовый вагон представлял собой настоящее перемещающееся почтовое отделение. Быт почтальонов был продуман до мелочей, каждый сантиметр пространства использовался. Откидная полка для отдыха служащего, когда она разложена, то нет возможности попасть ни в туалет, ни открыть дверь вагона. Но для таких случаев предусмотрена форточка, куда отправитель может просунуть бандероль или письмо. В туалете умывальник и кран для подачи воды убираются в стену. Всё необходимое размещено очень компактно. Есть помещение для сортировки писем, для хранения их. Предусмотрены меры безопасности для перевозки ценных предметов и денег.



Пока сотрудники музея раздумывают о том, как лучше продемонстрировать внутреннее оснащение ещё одного вагона - служебного. В начале своей истории он был вагоном - резиденцией последнего китайского императора, которому с удовольствием наследовали советские  чиновники.



В собрании музея есть и вагон- рефрижератор, куда на станциях загружали лёд, который таял на перегонах. От устриц до филипповских калачей можно было перевозить таким образом свежими.



Та часть коллекции музея, которая состоит из железнодорожной техники, повторюсь, огромна. Она включает в себя образцы всех технических решений: от дрезины до электровозов. Есть паровоз в продольном разрезе для наглядной демонстрации тех процессов, которые внутри него происходят.



В экспозиции можно увидеть макеты первой паровой машины, которую изобрёл ещё во времена Древнего Рима  Герон Александрийский.



И первых паровозов, как отечественных - Ползунова и Черепанова, так и зарубежных, Стефенсона, Тривитика и другие.







Вагонетки в шахтах были праобразами вагонов, первым рельсовым транспортом.



Можно наблюдать министра путей сообщения за работой в кабинете и рассмотреть, какие документы он просматривает.



Воссоздана  будка телеграфистки



Воссоздано купе 1 класса - на витрине рядом можно увидеть предметы сервировки стола для состоятельных пассажиров.





В музее предусмотрена комната для проведения мероприятий для детей: мастер-классов, лекций. Расписание можно уточнить на сайте музея



Музей железных дорого - замечательное место для посещения всей семьёй! За возможность посетить его благодарю любимое сообщество spbblog

музеи, дружеский PR, Петербург, spbblog

Previous post Next post
Up