Янтарная комната

Mar 11, 2023 20:04

Вообще-то про Янтарную комнату не писал только ленивый, но уж коль скоро я там побывала и кучу фото наснимала, то о впечатлениях и о её истории тоже расскажу.



(Если фото по какой-то причине не отображаются, оригинал моего поста лежит здесь: ТЫЦ)

С самого открытия восстановленной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце в Царском селе попасть в неё было довольно тяжко. Дело в том, что из всех пригородных дворцов-музеев Петербурга именно этот пользовался в допандемийные времена бешеной популярностью у китайских туристов. Не только у китайских, конечно, но китайцы туда приезжали какими-то просто ордами, и очередь в кассы и на вход составляла по 5 часов. Китайцы верят в целебные свойства янтаря :-)
По тем же причинам в самом дворце на экскурсиях не разрешалось задерживаться в Янтарной комнате и фотографировать (а без экскурсии вы попасть туда не могли и до сих пор не можете).

Но тут настал 2020 год, туризм резко закончился по известным причинам, и в начале марта, когда нас ещё всех не успели закрыть по домам на карантин, мы с подругами решили, что самое время посетить Екатерининский дворец, надеясь хотя бы на отсутствие очередей.

Видимо, другие жители города в те выходные подумали так же, поскольку в очереди во дворец мы отстояли час. Но это всё же лучше, чем пять, правда? Документальное подтверждение - фото очереди. В обычный кадр не влезала, пришлось снимать панораму (пардон за кривые лапы и слегка заваленный горизонт).



Но зато внутри нам повезло намного больше. Во-первых, в Янтарной комнате разрешили фотографировать. Во-вторых, после окончания официальной экскурсии гид сказала, что мы можем теперь гулять по дворцу самостоятельно, так что я вернулась в Янтарную комнату и хорошенько там всё рассмотрела без спешки. Собственно, к фотографиям мы с вами теперь и переходим.

Но сначала фото не моё, а с сайта дворца - только так можно оценить общий вид Янтарной комнаты, не забитой туристами целиком.



(автор фото не указан)

Проект янтарного кабинета был создан для Софии-Шарлотты, супруги короля Пруссии Фридриха I. Комната должна была украсить личный дворец Софии-Шарлотты Литценбург. Вполне возможно, что сама идея создания такого кабинета появилась после визита королевской четы в Кенигсберг по случаю коронации Фридриха в 1701 году. Там, в столице янтарного промысла, королю были преподнесены в подарок две большие янтарные рамы.



В 1709 году София-Шарлотта внезапно скончалась в возрасте всего 37 лет. Янтарная комната к тому моменту ещё не была закончена. Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце - Ораниенбурге. По всей видимости, король захотел оставить дворец Литценбург таким, каким он был при Софии-Шарлотте, и именно с тех пор дворец стал называться Шарлоттенбургом.



Берлин, дворец Шарлоттенбург (Фото из Википедии, авторство: ernstol)

После смерти Шарлотты её супруг решил сделать дворец своей основной летней резиденцией и использовать его для государственных мероприятий. В 1712-1713 гг. здесь гостил Пётр I; видимо, тогда он и познакомился с панелями для янтарной галереи и был очень ими впечатлён и не скрывал желания самому стать обладателем подобного произведения искусства.



Фридрих I скончался в 1713 году, а работы по оформлению янтарной галереи в Ораниенбурге также не успели завершить. Его наследнику, Фридриху Вильгельму I, был не по нраву стиль жизни его родителей, он сам вошёл в историю под прозвищем «фельдфебель на троне». Все дорогостоящие работы во дворцах его отца были прекращены. Но поскольку янтарные панели восхищали всех, кто их видел, после вступления на престол Фридрих Вильгельм всё-таки велел вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка.



В 1716 году при заключении союза между Россией и Пруссией Фридрих Вильгельм преподнёс Петру I подарки. Пётр писал своей супруге: "К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали."



2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: "Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал."



(Фото янтарной детали, официальный сайт музея)

О том, что янтарные панели при жизни Петра устанавливались в Зимнем дворце того времени, сведений нет. Уже императрица Елизавета Петровна приняла решение украсить ими перестраивающийся Третий Зимний дворец (чтобы вы не путались, сразу скажу, что нынешнее здание Зимнего дворца - пятое).



(Третий Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны)

Оказалось, что существующих янтарных панелей для нового помещения не хватало, и архитектор Ф.-Б. Растрелли, руководящий работами, решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно.

В нынешней Янтарной комнате в зеркальных пилястрах красиво отражается роспись потолка:



В 1745 году следующий прусский император, Фридрих II, подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, в декоре которой были использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Янтарная комната с 1746 года стала служить для официальных приёмов, а в 1755 году Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату - в Большом Царскосельском дворце.

Архивное довоенное фото из дворца:



Новый зал площадью 96 квадратных метров снова превышал по площади предыдущий вариант Янтарной комнаты, и панели снова пришлось дополнять зеркалами, расписанным "под янтарь" холстом и деревянной позолоченной резьбой. Ярусы холста и дерева до сих пор прослеживаются в облике зала (на фото выше).

Позже Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. На сайте Екатерининского дворца приводятся интересные данные: за четыре года работ по замене холстов на панели было израсходовано 450 килограммов янтаря.

К 1770 году Янтарная комната стала выглядеть так, как мы видим её сегодня.



В четырех панелях центрального яруса были установлены композиции из цветных камней в технике флорентийской мозаики, изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. (Прошу прощения, в Янтарной комнате крайне неудачное освещение, поэтому сложно сфотографировать эти панели без бликов от дневного и электрического освещения).









Интерьер зала дополняли янтарный столик и витрины с коллекцией изделий яз янтаря, а также китайский фарфор. Среди мебели были ещё комоды российской работы.



Дальнейшую историю Янтарной комнаты, полагаю, вы и сами знаете (хотя бы минимально). В начале Великой Отечественной войны в пригородных дворцах Ленинграда началась эвакуация культурных ценностей. Но поскольку янтарь - чрезвычайно хрупкий материал, разрушающийся от перепадов температуры и даже от сквозняков, аккуратно демонтировать янтарные панели не было времени, и поэтому решено было не вывозить их, а оставить их на стенах, предварительно законсервировав: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.







При оккупации г. Пушкина янтарные панели были сняты и отправлены в Кенигсберг. В немецких архивах сохранились записи о том, что Янтарная комната была подарена Кенигсбергскому музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

В Кенигсбергском замке не нашлось зала соответствующего размера для размещения Янтарной комнаты в полную величину, и директору государственных собраний произведений искусства в Кенигсберге Альфреду Роде пришлось перетасовать панели, чтоб вместить их хотя бы частично в отведённый зал. В марте 1942 года сборка комнаты была завершена, и ее открыли для свободного посещения.





Именно в Кенигсберге Янтарную комнату и видели в последний раз. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении, хотя есть версии, что за день до штурма Кенигсберга 5 апреля 1945 года панели всё ещё находились в замке. С тех пор никто не знает, где они находятся, и исследователи ищут её по сей день.



(Руины Кенигсбергского (королевского) замка. Архивное фото)

В 2000 году в Екатерининский дворец в Пушкине вернулись из Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в убранство Янтарной комнаты. Их обнаружили на чёрном рынке антиквариата в Германии при попытке продать в качестве части царскосельского интерьера, но это никак не приблизило исследователей к разгадке местонахождения янтарных панелей.







Ещё в СССР, в 1979 году было принято решение воссоздать янтарные панно. Работы велись 24 года; Янтарную комнату восстановили к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.

Я хочу оставить вам здесь ссылку на хорошую статью с версиями о дальнейшей судьбе Янтарной комнаты: ТЫЦ.

А у меня осталось ещё немножко фотографий.











© Pink_Mathilda, 2023

Статья о Янтарной комнате на официальном сайте Царскосельского музея: ТЫЦ.
Ещё две ссылки на сайты с разными подробностями: РАЗ, ДВА.

культурное, произведения искства надо куда-то девать, пазнаватильна, прекрасное, дворцы_усадьбы, музеи, историйа, Питер

Previous post Next post
Up