Пара слов о лекции «Костюмы императорского балета»

Aug 23, 2023 03:11

Я недавно писала про проходивший в нашем городе первый Всероссийский open air фестиваль «Парадные спектакли Петергофа» и про экскурсию «Балетный Петербург: блеск и интриги императорского балета», на которую сходила в рамках мероприятий фестивальной программы. А кроме экскурсии, я побывала ещё на лекции «Костюмы императорского балета», которую читала Татьяна Ногинова - известный художник по костюмам, лауреат премии «Золотая маска».
Её лекция в основном ограничивалась периодом XIX века (немного жаль, т.к. хотелось проследить трансформацию балетного костюма и в XX-XXI веке тоже, но времени бы, конечно, на это потребовалось в 2 раза больше).



(Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера "Роберт Дьявол" (Балет монахинь))


Я делала по ходу лекции немного фото мобильничком, чисто для себя, справочно, чтоб потом найти иллюстрации в сети и написать для вас постик о том, что видела и что запомнилось. Но по итогу лекции этих фото набралось столько, что я поняла, что, во-первых, я замучаюсь искать все эти материалы (а на каждом слайде было до трёх изображений), а во-вторых, вообще не факт, что я их найду - всё-таки Татьяна при их подготовке работала с архивами и специализированной литературой (и я оказалась права - многие иллюстрации никак не гуглятся).
Поэтому я решила всё-таки поставить в пост те фото, что я наделала на лекции, заранее прошу прощения за их качество.

Ещё я хочу сразу предупредить, что эти картинки представляют собой скорее просто иллюстрации к разнообразным костюмам из балетов и не касаются собственно развития костюма. Поэтому те 2,5 слова о развитии я вам сейчас скажу, а многочисленные слайды с примерами костюмов из разных балетов спрячу под спойлер, текста там практически не будет.

Итак,
поначалу костюмы не отличались от обычной одежды современных тому времени персонажей. Костюмы для спектаклей в большинстве своём не шились специально, а брались тогдашними постановщиками как нечто, примерно соответствующее времени и персонажам спектакля, из [царских] кладовых.
Поэтому для изображения какой-нибудь экзотики прибегали в основном к символизму.
Так, например, если на костюме изображалась чешуя, то это означало, что персонаж в этом костюме - фурия а вовсе не русалка. Или как на картинке справа, где вы видите "вакханку", у неё в руках непременно присутствует увитый плющом или виноградными листьями жезл - тирс. Публика, понятное дело, была в курсе всего этого символизма и догадывалась, что перед ними за аллегории. Такие виды театрального искусства, как опера и балет, были искусством для избранных, т.е. богатых и знатных, а следовательно и более образованных людей.



В 1790 году состоялась постановка исторической оперы Екатерины II «Начальное управление Олега». Именно эта постановка стала важнейшей вехой в формировании русских образов на отечественной театральной сцене и во многом предопределила облик последующих спектаклей и, естественно, костюмов.

Если вас заинтересует эта тема, то в сети есть статья "ИЗБРАННЫЕ СТАРИННЫЕ РУССКИЕ КОСТЮМЫ": АРХЕОЛОГИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И ГРЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЕКАТЕРИНЫ II. Читать онлайн можно здесь: ТЫЦ. Статья посвящена уникальному для истории русской сценографии XVIII века изобразительному источнику - альбому древнеславянских, варяжских и византийских костюмов, связанному с постановкой этой оперы. Собственно, иллюстрации из этого альбома вы там и можете посмотреть.



Слайд не о костюмах, "Театральная декорация как архитектурный вид". Ранее балетные декорации обозначались каким-нибудь фоновым пейзажем на заднике. В XIX веке им приходит на смену панорамное видение сцены.



Прорывом в этом направлении стала постановка в 1831 году оперы Мейербера "Роберт Дьявол". Картину Дега с изображением балетной сцены из этой постановки (балет монахинь) я поставила заглавной иллюстрацией этого поста. А вот изображения других художников. Обратите внимание на декорации и на свет и тени.



Про Марию Тальони тоже немного поговорили. Посмотрите на смелую для тех времён длину юбок.



Развитие балетной техники приводило к тому, что длина и тяжесть костюма мешали исполнению. Законы физики никто не отменял, и инерция во время пируэта могла привести к плачевным последствиям.
Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовались накрахмаленные короткие «тюники», стоящие горизонтально и не мешающие движению ног.

Первые фуэте появились в арсенале итальянских балерин-виртуозок. В России 14 фуэте подряд впервые исполнила итальянская балерина Эмма Бессон в балете «Гарлемский тюльпан» (хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова). Премьера состоялась в Петербурге, на сцене Мариинского театра 4 октября 1887 года (по ст.ст.).
Итальянки не раскрывали своих секретов. Русским балеринам в Мариинке приходилось подсматривать технику, чтобы научиться крутить фуэте самим. Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Ещё одним фактором, повлиявшим на цвета балетных костюмов, стало освещение. Сначала газовое, а затем электрическое сильнее осветило сцену, и в более ярком свете старые цвета костюмов стали выглядеть слишком ярко и аляповато. Постепенно произошёл переход к более спокойным оттенкам.
Бо́льшие возможности изображения игры света и тени появились не только у декораций. Например, в балете "Наяда и рыбак" (он также известен как балет "Ундина") появился номер, в котором главная героиня танцует с собственной тенью.



(Shadow Dance, Cerito as "Ondine". Illustration for The Illustrated London News, 15 July 1843)

А потом наступил век XX, принёсший самые большие изменения на балетную сцену... но это совсем другая история.

[А теперь другие иллюстрации с лекции]
Отражение моды в балетных костюмах (правая часть слайда, французская мода).



Ещё о символизме. Костюм Флоры, 1814.



Карикатура Джеймса Гилрея на Танец Розы Дидло (он на портрете слайдом выше): если вы поклонник балета девушек с симпатичными ножками, то если сесть поближе, вы разглядите и задранные юбки, и сползшие чулки.



Чем костюм принца в балете отличался от костюма простого крестьянина? Посмотрите на талию персонажа в балете "Жизель":



О да, это был корсет.



Различные изображения "национальных", сказочных и других костюмов:













Эскизы костюмов к тому самому балету "Наяда и рыбак", о котором мы поговорили выше:



Балерины-цветы:



Птицы:



Насекомые :-)
Пауку с таким рюкзаком на спине двигаться уже было почти невозможно.



Звери:



Костюмы Царь-девицы и Снежинки из балета "Конёк-горбунок" (сорри, совсем плохо видно, хотелось показать Снежинку - всю в ватных шариках).



Феи из "Спящей красавицы":



Гномы и великаны.



Персонажи-аллегории: времена суток из балета "Коппелия"



...и даже теннис и бильярдный стол.



Ртуть, железо и изумруд:



Боги и гении мест.



А на этом всё!


Материалы о фестивале можно посмотреть в его группе ВКонтакте: ТЫЦ.
Спасибо spbblog и организатору фестиваля продюсерскому центру «Открытое искусство» за приглашение.

прабалет, произведения искства надо куда-то девать, пратиатр, fashion, прекрасное, культурное

Previous post Next post
Up