Экскурсия "Балетный Петербург: блеск и интриги императорского балета"

Aug 03, 2023 22:09

Сейчас в музее-заповеднике «Петергоф» проходит Первый Всероссийский open air фестиваль «Парадные спектакли Петергофа». Помимо зрелищной части, фестивальная программа включает в себя познавательную: лекции и экскурсии.
Бегемот тоже не остался в стороне и сходил на замечательную пешеходную экскурсию «Балетный Петербург: блеск и интриги императорского балета». О ней и расскажу.




Эта балетная прогулка была посвящена парадной стороне истории русского балета. Её автор - Ольга Федорченко - экскурсовод, балетный историк и критик, кандидат искусствоведения, сотрудник Российского института истории искусств. А ещё с Ольгой мы знакомы уже много лет, и познакомились здесь, в ЖЖ, если ник bloha-v-svitere вам о чём-нибудь говорит.
К моему величайшему сожалению, в ЖЖ Оля довольно давно уже не пишет, переехав в Телеграм, поэтому всё самое интересное о балете ищите теперь там по ссылке: ТЫЦ.



Поскольку эта экскурсия авторская, я думаю, что пересказывать её всю будет не слишком хорошо с моей стороны. Давайте погуляем тем же маршрутом, и я вам поведаю кое-какие общеизвестные факты из истории балета в России.
А стартовали мы с улицы Зодчего Росси, где в здании на фото справа находится Вагановское училище (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой), одна из старейших балетных школ мира.



Интересный факт. Карл Росси был связан с балетом намного теснее, чем я думала. Оказывается, его мать была известной танцовщицей конца восемнадцатого века. Вместе с отчимом Карла, танцовщиком, автором балетов и хореографом, с 1787 года они гастролировали в России, в Санкт-Петербурге и Павловске. В Петербурге Росси и пошёл в школу при лютеранском приходе, после которой родители его отдали учиться архитектуре здесь же, в России. (Я раньше думала, что Росси приехал в Петербург уже состоявшимся архитектором, как многие его предшественники-итальянцы, сделавшие наш город таким красивым.)

Здание Александринского театра также построено по проекту Росси. Вообще это один из старейших драматических театров России, и здание строилось для драматической труппы. Но балеты здесь тоже время от времени давали.
Николаю I так понравилось здание театра, что в знак признательности он пожаловал архитектору персональную ложу в пожизненное пользование. Но поскольку Росси был небогат, а средства, выделенные на строительство, никогда не распиливал, как бы мы сегодня сказали то время от времени он за денюшку сдавал места в свою ложу. Такой скромный побочный доход. Все было бы хорошо, если бы однажды он не продал билеты на один и тот же спектакль знатному дворянину и купцу. Дворянин возмутился, что рядом с ним в ложе сидит «какой-то торгаш», и устроил скандал как говорится, пришёл поручик, и началась драка. Об этом случае узнал император и ложу отобрал :-) Потом, какое-то время спустя, простил архитектора и ложу вернул, но с тех пор Росси больше не получал царских подарков.



Екатерина II весьма способствовала развитию театрального и в том числе балетного искусства в стране.
Есть забавная история о том, что в честь успешной вакцинации императрицы от оспы кое-какие придворные подсуетились и спешно поставили балет "Побеждённое предрассуждение". В нём танцевали Суеверие, Невежество, Химеры, пожирающие детей, растерянная Рутения (Россия) и мудрая Минерва (Екатерина II). Сам автор, Гаспаро Анджолини, изображал Гения науки. Екатерина II панегирика не одобрила: "Аллегория есть ходули, а не ноги природные". И повелела "впредь балеты про гнилую горячку не ставить" :-)



Большой зал Филармонии - это бывшее Дворянское собрание Петербурга, центр музыкальной жизни города с 1840-х. Здесь выступали известные музыканты ХIX века и впервые прозвучали многие сочинения классиков русской музыки.
В этом зале 22 декабря 1907 года состоялась премьера знаменитого номера "Лебедь", поставленного Михаилом Фокиным для Анны Павловой на музыку Сен-Санса из "Карнавала животных". "Умирающий лебедь" стал визитной карточкой Павловой: она исполнила его около 4000 раз и, по преданию, на смертном одре просила приготовить для неё костюм Лебедя.
Здесь же неподалёку, тоже на площади Искусств, находилась съёмная квартира, снятая для балерины Виктором Дандре (впоследствии её антрепренёром и гражданским мужем). В квартире был большой танцевальный зал для репетиций Павловой, о котором она всегда мечтала. Такой вот необычный ключик к сердцу девушки.
Кстати, если вам любопытно, то у меня есть постик с фото закулисья большого зала Филармонии и вот тут есть ещё немного фото их красивейшего зала.



Здание Михайловского театра, находящегося здесь же, на площади Искусств, в отдельном представлении тоже не нуждается. Императорский театр открыл свои двери для зрителей ещё в 1833 году. Хотя его балетная история более богата в наши дни, чем до 1917 года, тем не менее, на его сцене успела отметиться в числе прочих известных артистов и Матильда Кшесинская.



Под рассказы Ольги о балеринах, особо привечаемых членами императорской семьи, мы неторопливо добрались до Миллионной улицы. Это задворки дворца в.кн. Владимира Александровича, в честь которого Матильда Кшесинская назвала своего сына "от одного из русских великих князей". А за великого князя Андрея Владимировича, сына хозяина этого дворца, Кшесинская уже в эмиграции вышла замуж.



А вот на Зимней канавке Ольга рассказала нам собственно о том, как начался балет в России.
На самом деле, это история довольно длинная, если с подробностями, поэтому я изложу коротенечко :-)



Ещё с 1718 начали внедряться европейские бальные танцы на петровских ассамблеях. К концу царствования Петра Великого неумение танцевать европейские бальные танцы расценивалось в дворянской среде как признак необразованности. Поэтому в программу созданного в 1731 году, уже при Анне Иоанновне, но по замыслам Петра, Великого Сухопутного шляхетного кадетского корпуса было введено обязательное обучение воспитанников бальным танцам.
Воспитанники корпуса часто были участниками любительских спектаклей, а также, например, выступали в перерывах между действиями опер, показываемых итальянскими труппами. И Анна Иоанновна, и придворные любили посмотреть на такие представления.
Хотя мадам ни разу не была нежной мегакультурной феей и во всех комнатах дворца у нее ружья стояли, из которых она палила по воронам, когда те сильно донимали её императорское величество.

Только в 1736 году на дворцовой сцене были показаны три «балета», исполненные воспитанниками корпуса в номерах между действиями опер. Кроме того, кадеты танцевали в итальянских интермедиях, дававшихся на дворцовой сцене один раз в неделю.

Но кадеты выучивались за несколько лет и далее выпускались; приходилось ждать, пока научат новых, которые потом тоже разъедутся.
И Жан-Батист Ланде, постановщик кадетских "балетов", в какой-то момент предложил, что вот если ему дадут 6 мальчиков и 6 девочек, и денег на их содержание, и место проживания ему любимому, и жалование ему же, то он в лучшем виде организует постоянный доступ к культуре.
Его предложение нашло отклик императрицы. Правда, жалованье ему назначили в 2 раза меньше, чем он изначально просил (500 рублей в год вместо 1000). Зато мальчиков и девочек разрешили обучать не по 6, а по 12. "Танцо́вальная Ея Императорского Величества школа" была открыта весьма быстро: в конце 1737 года Ланде подал свою записку с предложением, а 4 мая 1738 года школа уже была основана в Петербурге. Сегодня это и есть наше знаменитое Вагановское училище (с которого мы начали нашу прогулку).

Вот этот господин, фактически основоположник русского хореографического искусства



(Жан-Батист Ланде, портрет из Википедии, автор не указан)

Есть ещё одна дивная история о том, при каких обстоятельствах училище переехало в нынешнее здание на улице Зодчего Росси, но давайте я в следующий раз вам её расскажу, ибо слишком многабукаф - это не всегда хорошо.

А знаете, почему бегемот вот так сфоткался на Певческом мосту? (С ракурсом, правда, промазала.)



А вот почему!



Это последнее фото Михаила Барышникова, сделанное в Ленинграде. А жил он как раз здесь рядышком, на углу Мойки и Зимней канавки, которую мы проходили с вами недавно.
На этом месте Ольга и закончила свою экскурсию.



Очень многое из того, что рассказывала Оля, осталось за кадром, а вообще её можно слушать часами, это всё было необыкновенно интересно. Надеюсь, вам читать тоже было интересно :-)
А я хочу от души поблагодарить Олю за эту шикарную экскурсию.



Организатор фестиваля «Парадные спектакли Петергофа» - продюсерский центр «Открытое искусство».
Подробная информация о фестивале - в группе фестиваля ВКонтакте: ТЫЦ (загляните, там будут онлайн-трансляции некоторых мероприятий, а также расписание, куда можно ещё попасть).
Спасибо spbblog и продюсерскому центру «Открытое искусство» за приглашение!

прабалет, пратиатр, культурное, СПбБлог, друзья, пазнаватильна, прекрасное, историйа, Питер

Previous post Next post
Up