Глава 3. Собирание изгнанных

Jan 03, 2014 13:06


(р. Хаим Друкман. "Кимъа кимъа": Суть и философия религиозного сионизма)Напоминаю, что
Желтым выделены те отрывки, которые добавлены нами в перевод.
Зеленым выделено то что кажется нам лишним в русском переводе, утяжеляющим его без необходимости. Мы планируем в основном удалить эти отрывки в процессе дальнейшей работы над книгой.

Буду благодарен за критику и постановку сложных вопросов.
==============================================================================
3.1. "Собирание изгнанных" как начало Геулы
3.2. Галут это "национальная смерть", а собирание изгнанных - национальное воскрешение из мертвых
3.3. В процессе Геулы произойдет обновленное сотворение еврейского народа
3.4. "Собирание изгнанных" неотделимо от "отстраивания Иерусалима"
3.5. Применение признака "собирание изгнанных" к сегодняшнему Израилю
===============================================================================
3.1. "Собирание изгнанных" как начало Геулы

Рамбам в Законах о царях (11,1) говорит: «В будущем встанет царь мессия и вернет царству Давида его прежнее владычество и отстроит Храм и соберет изгнанных Израиля...И всякий, кто не верит в него или не ждет его прихода, - не только отступается от веры в пророков, но отступается и от веры в Тору Моше.  Как сказано: "И возвратит Господь, Бог твой, пленников твоих, и умилосердится Он над тобою, и вновь соберет Он тебя от всех народов.. Если будет твой удаленный у края небес, оттуда соберет тебя Господь, Бог твой, и оттуда возьмет Он тебя. И приведет тебя Господь, Бог твой, на землю...(эль hа арец), (Втор. 30:3-5). И эти слова, ясно сказанные в Торе, включают все, что сказано всеми пророками».

Т.е. Рамбам считает, что вера в приход Машиаха установлена в Торе. Однако поскольку, на первый взгляд, в Торе нет упоминания о приходе Машиаха -  Рамбам указывает на источник во Второзаконии, где это сказано - и это слова о "собирании изгнанных". Таким образом, Рамбам рассматривает собирание изгнанных как неразрывно связанное с мессианской геулой.

Таким образом, для Рамбама собирание изгнанников - это не признак того, что "геула будет скоро", но факт геулы уже осуществляющейся. И он до такой степени важный, что именно он и указывается в Торе как источник пророчества о прихода мессии.

При этом соотнесение собрания изгнанников с началом геулы мы находим уже у пророка Йехезкеля, который упоминает четыре стадии в процессе геулы, и первой из стадий является именно собирание изгнанных: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу» (36:24). И только после этого наступают три дальнейшие стадии.

Понимание "собирания изгнанников как начала геулы" было применено к сионистскому движению уже на самой ранней стадии его развития, когда алия еще совсем не была массовой. Так например, в 1891 г., видя начало сионистского заселения Страны Израиля, один из крупнейших раввинов того времени р. Иеhошуа из Кутны  пишет: «И нет сомнения, что заповедь возвращения в Эрец Исраэль) великая заповедь (мицва гдола), ибо собирание изгнанников есть начало геулы» (Йешуот малко, 66).

3.2. Галут это "национальная смерть", а собирание изгнанных - национальное воскрешение из мертвых

Иеhуда hаЛеви и Виленский Гаон уподобляют галут национальной смерти народа Израиля.

Виленский Гаон пишет: «Поскольку с того времени как разрушился Храм вышел дух наш, пала корона, венчавшая нашу голову, и остались только мы, тело без души. И уход народа за пределы Эрец Исраэль  - это могила. Черви окружают нас и нет у нас сил спастись - это народы, едящие нашу плоть. И тем не менее были в диаспоре великие ешивы и сообщества, пока не сгнила вся плоть, и кости стали рассеиваться рассеяние за рассеянием. Однако, по крайней мере, существовали еще кости  - талмидей хахамим в народе Израиля поддерживающие тело. Но далее сгнили кости и осталась от нас горстка праха. Стали прахом. «Унижена до праха душа наша». И надеемся мы ныне на воскрешение мертвых. «Отряхнись от праха, встань... » ( Исайя 52:2), пока не изольется на нас дух свыше». (в конце комментария к Сифра де-Цниюта)

Виленский Гаон сравнивает исторические процессы, которые произошли с народом Израиля в галуте, с человеком который умер и ушла от него душа. Разрушение Храма уподоблено забиранию души Клаль Исраэль. Как человека, после того как отлетела его душа, хоронят в могиле, - также и народ Израиля  после разрушения Храма дошел до «могилы», до выхода в галут - поскольку в национальном смысле галут и есть могила.

Как в процессе смерти человека, после того как душа отлетела от него и человек похоронен, черви окружают человека, пока не сгниет плоть, и кости рассеиваются - так же и галут народа Израиля начался тогда, когда национальное единство еще сохранялось. Но далее народ распался на части. И как кости поддерживают тело  - так мудрецы (талмидей хахамим) поддерживали народ Израиля. Однако потом и они ушли, и не осталось от нас ничего кроме горстки праха. Однако при этом мы надеемся ныне на воскрешение из мертвых. Гаон из Вильно имеет ввиду здесь именно национальное воскрешение из мертвых - доказательство этому тот стих, который он приводит после этих слов: «отряхнись от праха, встань, воссядь Иерусалим».

Из слов Гаона получается, что галут это могила, в которой погребено тело народа Израиля, а "собрание изгнанных" представляет собой воскрешение мертвых в национальном смысле.

Сравнение между состоянием тела в могиле и состоянием народа Израиля в галуте приводил уже раби Иеhуда hаЛеви в книге Кузари (2, 28-30). Там автор объясняет царю Кузари, что ковчег в Храме  - сердце, и «из ковчега исходит две мудрости: мудрость Торы - ее носители священники, и мудрость пророчества - ее носители пророки... Они  - голова народа» Отвечает ему царь Кузари: если так, теперь вы тело без головы и без сердца! Ведь нет у вас ни священников и ни пророков! Отвечает ему автор, что да, ты прав: «Да, так это, как ты сказал. Более того, не тело, но кости рассеянные. Как те сухие кости которые видел пророк Йехезкель».

(Но при этом  Иеhуда hаЛеви добавляет: «и вместе с тем, царь Кузари, - мы кости, в которых остался отпечаток отпечатка жизни, и которые когда-то обладали головой и сердцем, духом душой и разумом. И они  лучше побеленных и размалеванных каменных тел, у которых есть голова, глаза, уши и все члены, но в которых никогда не было живого духа и невозможно, чтобы он в них был; изваяния похожие на людей, но не люди». Т.е. хотя Израиль в галуте и находится в состоянии «гниения», однако все еще его ступень намного выше, чем ступени других народов, которые никогда не находились на ступени на которой в древности был Израиль).

Раби Иеhуда hаЛеви упоминает видение «сухих костей» пророка Йехезкеля (37:12). В словах пророка ясно видно, что галут это могила, а возвращение на землю Израиля  - подъем из могилы: «Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Господь Бог: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из под погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля».

По поводу этого видения Йехезкеля Раши пишет (в комментарии к Сангедрин 92b): «намекал им на галут, как мертвый человек, который возвращается и живет (хозер ве хай), - так Израиль вернется из галута».

Таким образом, представление о том, что "возвращение Израиля на свою землю и собирание рассеянных - это воскрешение мертвых в национальном смысле" мы находим у пророка Иехезкиэля, у Раши, у Иеhуды hаЛеви и у Виленского Гаона, т.е. это представление классическое для иудаизма.

3.3. В процессе Геулы произойдет обновленное сотворение еврейского народа

Псалом 102 описывает возвращение Израиля на свою землю:
"Молитвы страдальца, когда ослабевает он и пред Господом изливает (душу) в жалобе своей  (13) А Ты, Господи, вовеки восседать будешь (на престоле Твоем), и память о Тебе - из рода в род. (14) Ты встанешь, сжалишься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо настал срок, (15) Ибо возлюбили рабы Твои камни его и прах его любят. (16) И устрашатся народы имени Господа, и все цари земли - славы Твоей, (17) Ибо построил Господь Сион (и) явился в славе Своей...   (19) Запиши это для поколения последнего и народа заново сотворенного (ам нивра), который родится, славить будет Господа.

Комментируя стих  «(19) Запиши это для поколения последнего и народа вновь сотворенного (нивра), который родится, славить будет Господа», Раши пишет: «ам нивра» - «народ сотворенный»  - который станет новым творением и выйдет из рабства на свободу, из тьмы к великому свету».

Геула  - это новое творение. Это подчеркивает также и раби Авраам ибн Эзра в комментарии к этому стиху: «и смысл «народ сотворенный» (ам нивра) - ибо будет сотворен заново, когда возвратит Господь пленников Сиона (бе шув hаШем швут Цион)» -  собирание изгнанных  - это новое творение. (брия хадаша).

Подобно тому как воскрешение из мертвых для отдельного человека это его обновленное творение, - так и возвращение народа Израиля в его страну это новое творение всего народа Израиля.

3.4. "Собирание изгнанных" неотделимо от "отстраивания Иерусалима"

Мудрецы подчеркивают: «Отстраивает Господь Иерусалим, изгнанных Израиля соберет», - Сказал раби Шмуэль бар Нахмани: известно нам из традиции агады (масорет агада hи), что не отстроится Иерусалим, пока не соберутся в него изгнанные. Если скажет тебе кто-либо, что отстроится, и не соберутся в него изгнанные - не верь, ибо сказано: «отстраивает Господь Иерусалим - изгнанных Израиля соберет». (Яалкут Шимони к псалмам, 488, комментарий к псалму 147)

В этом высказывании очень важно, что собирание изгнанников Израиля рассматривается как деяние Всевышнего. Поэтому то собирание изгнанных, которое мы увидели в нашем поколении, и на завершение которого надеемся, произошло благодаря тому что Всевышний Сам собирает изгнанных Израиля.

р. Шмуэль бар Нахмани подчеркивает, что собрание изгнанных  есть основа для «остраивания Иерусалима». "Остраивание Иерусалима" - которое есть отстраивание совершенного избавления (геула шлема), зависит от процесса собирания изгнанных.

Отстраивание Иерусалима включает в себя также и строительство Храма. Таким образом, собрание изгнанников необходимо для отстраивания Храма как вершины процесса геулы.

3.5. Применение признака "собирание изгнанных" к сегодняшнему Израилю

По мнению религиозного сионизма, сегодняшнее собирание изгнанных это не «техническое явление» алии в Эрец Исраэль, но сущностное выражение, процесса мессианского избавления.

Харедим не согласны принять такой подход. Они выдвигают следующие доводы:

  1. Возражение со стороны харедим: "Собирание изгнанных" еще не полное, потому что большинство евреев живет в Диаспоре
  • Ответ религиозных сионистов: разумеется, сегодня собирание еще неполное. Но мы и не говорим, что геула уже полная - конечно, сегодня она частичная, ведь это лишь начало процесса геулы. Но собирание явно идет - значит, и геула тоже идет.
  1. Возражение: Собирание было, но оно остановилось и даже пошло вспять: вот например, в прошлом (или позапрошлом) году из Израиля уехало больше евреев, чем в Израиль приехало.
  • Ответ: Некоторый отъезд был всегда - начиная с Первой алии, из которой многие тоже вернулись обратно в Россию, но тем не менее эта алия заложила основы построения Израиля. Нельзя смотреть динамику столь "мелко": если в данную неделю, месяц или год уехало больше - это ни о чем не говорит, на следующий год, два или три это исправится. Вообще, сионистское движение "хоронили" уже много раз - впервые еще в 1904 г., когда Первая алия закончилась, газеты были уверены что сионистское движение умрет, но все эти "предсказания" были опровергнуты. Общая динамика за последние сто лет совершенно ясно говорит о собирании еврейского народа в Эрец Исраэль, даже если это не выражается в статистике за отдельный год.
  1. Возражение: Собирание есть, и это действительно Божественное действие - но оно не имеет отношения к Государству Израиль. Поскольку пришло время - то приехали бы даже если бы не было Государства Израиля.
  • Ответ: Построение гипотетической "альтернативной истории" - это фантастика, не имеющая отношение к реальности. Мы должны судить по тому, что реально происходит и что видят наши глаза. В реальности именно сионистское движение и создание Государства Израиль создали условия для массовой алии. А поскольку собирание изгнанников это процесс геулы - мы заключаем, что Государство Израиля есть интегральная часть мессианского процесса.
  1. Возражение: Слова Рамбама дают не только признаки прихода Машиаха, но и определяют последовательность событий. Он говорит  "встанет царь мессия - и отстроит Храм - и соберет изгнанных Израиля" (Законы о царях, 11,1 - мы цитировали это выше). Именно такой должна быть последовательность, и в ней собирание изгнанников идет последним, после построения Храма. А поскольку то, что есть сегодня, не соответствует этой последовательности, - то это не геула, а просто техническое событие.
  • Ответ: Рамбам не говорит, что последовательность обязательно такова - это не более чем ваше истолкование слов Рамбама. Но если истолкование входит в противоречие с реальностью - а мы реально видим, что процесс собирания изгнанников продвигается - то нужно корректировать и менять истолкование, а не закрывать глаза на реальность.
    С нашей же точки зрения слова Рамбама ничего не говорят о последовательности событий - просто перечислено что должно произойти. Да и сам Рамбам подчеркивает, что невозможно знать заранее как именно произойдет геула - и поэтому делать из последовательности слов в его предложении столь далеко идущие выводы совершенно неправомочно.

р. Хаим Друкман. "Ким'а ким'а" +

Previous post Next post
Up