р. Хаим Друкман
"Кимъа кимъа": Суть и философия религиозного сионизма
Глава 2. «Будет Страна приносить плоды» - это явный знак избавления
Напоминаю, что
Желтым выделены те отрывки, которые добавлены нами в перевод.
Зеленым выделено то что кажется нам лишним в русском переводе, утяжеляющим его без необходимости. Мы планируем в основном удалить эти отрывки в процессе дальнейшей работы над книгой.
Буду благодарен за критику и постановку сложных вопросов.
2.1. Когда Страна даст плоды в изобилии - это наиболее явный знак начала процесса избавления 2.2. Осуществившееся предсказание о "запустении Страны пока не вернется еврейский народ" 2.3. Когда приходит еврейский народ - Страна Израиля переходит от смерти к жизни 2.4. Момент с которого отсчитывается "начало геулы" 2.5. Различия между религиозными сионистами и харедим в понимании "кец мегуле" и сегодняшнего Государства Израиль 2.1. Когда Страна даст плоды в изобилии - это наиболее явный знак начала процесса избавления
В предыдущей главе мы учили, что геула является процессом медленным и поэтапным, в этой главе мы попытаемся выяснить, как возможно определить начало процесса - какое выражение найдет «пробивающийся восход зари» геулы Израиля.
Гемара в трактате Сангедрин (98а) приводит слова раби Абы: «Нет более явного знака Избавления (кец мегуле), чем тот, о котором сказано: А вы, горы Израиля, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю, ибо они скоро придут» (Йехезкель 36:8). Раши комментирует: «Когда земля Израиля даст плоды в изобилии - это знак избавления. И нет знака более явного, чем этот». Итак, наиболее явный знак избавления - это реализация пророчества Йехезкеля: когда Израиль вернуться на свою землю и земля даст в изобилии плоды.
Слова раби Абы однозначны, гемара не указывает ни одного мнения, которое оспаривало бы их.
2.2. Осуществившееся предсказание о "запустении Страны пока не вернется еврейский народ"
Но откуда взял это раби Аба? Почему знак этот столь явный? Каким образом он обозначает начало геулы?
Маhарша комментирует это место: «...ведь пока Израиль не на своей земле, земля не дает плодов, однако когда вновь станет плодоносить - будет это явным признаком начала геулы».
Чтобы понять его комментарий, вспомним слова Торы в разделе Бехукотай (Ваикра гл. 26). Там Тора описывает бедствия, которые обрушатся на Израиль, упаси Бог, если не послушаются и не будут соблюдать Тору и заповеди. Среди этих слов появляется следующий (32): «И опустошу Я землю вашу, так что будут опустошены и враги ваши, поселившиеся в ней». На первый взгляд здесь говорится об еще одном дополнительном наказании. Однако Раши от имени мудрецов Сифры дает нам еще одно понимание этого стиха: «И опустошу землю вашу» - это хорошо для Израиля - враги не найдут покоя на земле их, которая станет иссохшей пустыней. То что представлялось на первый взгляд проклятием - оказалось благословением для нас: пока мы не живем на нашей земле - также и враги наши не могут жить на ней».
Итак, источник слов Раши - в мидраше Сифра (Бехукотай 10, 1), создание которой относят к ученикам р.Акивы, т.е. середина 2 в. н.э. Получается, что спустя непродолжительное время после разрушения Храма мудрецы уже знали, что наши враги не найдут покоя в Эрец Исраэль и она останется пустой, разоренной.
Рамбан, который жил больше тысячи лет после разрушения Храма, взошел в Эрец Исраэль и увидел своими глазами ее запустение. Вот что он пишет в комментарии к этому стиху: «То что сказал здесь: «и опустошены на ней будут враги, поселившиеся в ней» - это добрая весть, возвещающая всем изгнаниям, что наша земля не принимает врагов наших, и это также великое свидетельство и обетование нам, ведь не бывает так во всем мире, чтобы земля, столь благодатная и просторная и бывшая заселенной от века оставалась бы в запустении, и все пытались поселиться на ней и не выходило бы у них».
Обратите внимание на формулировку Рамбана: «не принимает земля наша врагов наших». Рамбан относится к Эрец Исраэль как личности , которая решает кого принимать с радостью и дружелюбием, а кого нет. Эрец Исраэль не проявляет дружелюбия при приходе наших врагов: конечно, они могут захватить Страну, но не удостоятся от нее положительного отношения и не будут наслаждаться ее плодами. Т.е. суть этого признака также и в том, что когда Израиль находится в изгнании, то Страна Израиля не дает урожая, чтобы другие народы не могли на ней укорениться.
Эрец Исраэль не единственное место на земле, которое было разрушено и занято завоевателями. Однако только здесь все попытки народов, захвативших ее, заселить ее заново не увенчались успехом.
На возможное возражение - "что не нашлось такого народа, который хотел бы заселить ее", - Рамбан отвечает: «И все пытались заселить ее и не вышло у них».
Более того, в то время как Эрец Исраэль пребывала в запустении, были освоены новые части света, колонизированы Америка и Австралия, - и только это место, бывшее святыней для всего западного человечества, оставалось заброшенным, несмотря на все их стремления заселить ее.
Рабейну Бехайе, ученик ученика Рамбана, написавший свой комментарий семьсот лет назад, отстаивает тот же принцип, но добавляет к нему существенный момент: «...хотя те, кто заселит ее, оставят ее в запустении, не построят на ней ни стены, ни башни, и все народы будут пытаться обустроить ее и не смогут. Есть в этом великий знак для Израиля, что с того дня, как разорена, - не приняла ни одного народа. И не примет пока не вернуться в нее ее птенцы...».
Перед нами удивительное описание страны, ожидающей, что ее сыновья вновь поселятся в ней. В природе есть птицы верные своему гнезду, однако нет гнезда, которое оставалось бы верным своим птицам! Страна Израиля - это особенное гнездо, она верна своим «птенцам».
Стоит обратить внимание на особенное выражение, которое использует рабейну Бехайе для обозначения запустения - «не построят на ней ни стены, ни башни». Мы не знаем точно, что подразумевал рабейну Бехайе, используя этой выражение, - однако тот, кто знаком с историей заселения Эрец Исраэль не может не обратить на него внимания: именно принцип «стена и башня» был инструментом поселенческого движения, и десятки поселений, которые были устроены по этому принципу в Эрец Исраэль в эпоху кровавых событий в 1936-1939 годы, установили в большой степени границы будущего государства Израиль.
Итак у нас есть подход мудрецов из поколения разрушения Храма, зафиксированный в Сифре, которую цитирует Раши, - предсказывающий, что такой будет реальность в Эрец Исраэль. И вот, тысячу лет спустя после них Рамбан пишет, что их предсказание оправдалось - такова и есть реальность в Эрец Исраэль. Рабейну Бехайе добавляет, что реальность эта продлиться до тех пор, пока не мы не вернемся в страну. В нашем веке, спустя семьсот лет после того, как написаны слова рабейну Бехайе, мы можем засвидетельствовать, что так в точности и было.
2.3. Когда приходит еврейский народ - Страна Израиля переходит от смерти к жизни
До середины 19 века большая часть Эрец Исраэль была заброшенной пустыней, во всех отношениях, включая даже тяжелые болезни, характерные для пустыни.
Когда первые поселенцы в 1870 г. решили основать Петах Тикву, они привели с собой врача, чтобы проверить, пригодно ли это место для жизни. Доктор вынес вердикт: "смерть - в этом месте! Здесь не может существовать жизнь". Он пояснил свои слова: "я не вижу во всей округе никакого намека на жизнь, ни животного, ни птицы, ни мухи - верный признак того, что жизнь здесь невозможна". (Подробное описание этого эпизода приведено в книге А.Яари "Зихронот Эрец Исраэль", гл. 1-26, и зафиксировано также в известной песне первых поселенцев Петах-Тиквы "Баллада раби Йоэля Моше Саломона"). Такой была реальность тогда. И реальность эта совершенно изменилась с тех пор, как мы вернулись в нашу страну и заселили ее.
Чудо еврейского освоения Страны прекрасно выразил один из основателей Петах Тиквы раби Йоэль Моше Саломон:
«Только слепец, глаза которого залеплены и не видят, или жестокосердый, сердце которого отвердело, может сказать: не рука Всевышнего сотворила все это.
Разве не видим мы своими глазами, что земля наша во все дни, что прошли над ней со дня, когда покинули ее сыновья ее, оделась во вретище, изошла в плаче, омрачила сияние свое, сокрылась в тумане. Не снимала вдовьих одежд и платья траурного не сменила. Не прихорашивалась и не синила краской глаза свои, не давала чужим силы своей и урожая своего.
Ее судьба подобна судьбе сыновей ее, изгнанных и разбросанных по миру, не нашедших успокоения среди народов: «[И опустошу Я землю вашу], так что будут будут опустошены и враги ваши, поселившиеся в ней».(Ваикра 26:32). «Но и среди тех народов ты не найдешь покоя» (Дварим 28:65). Одно сказал Бог, и два мы услышали.
И когда стали уцелевшие ее сыновья любить прах ее, нашли ее разрушенной и разоренной, как в тот день, когда оставили ее отцы наши. Запустение на всех холмах ее. Поля ее оставлены и виноградники не обрезаны. И за восемьсот лет ...не собрали силы, чтобы улучшить ее положение и отстроить ее разрушения.
Но едва начали сыны ее входить во врата ее, в покои ее, ах! Открылся глазам нашим прекрасный вид. Постепенно сняла покрывало вдовства своего, стала вскармливать своих львят, пробудилась от праха запустения и надела платье невесты».
Вот замечательный пример описания того, сколь сложным делом было освоение Страны, пока еврейский народ не вернулся к ней: "В 1866 г. в Яффо прибыл американский пастор Джордж Джонс Адамс с супругой. Вместе с ним приехали его верные прихожане - 150 человек из штата Мэн. Адамс, пламенный проповедник, сумел убедить свою паству в том, что нужно отправиться в Святую Землю и всеми силами содействовать ее возрождению и расцвету. Американские паломники привезли с собой 22 сборных дома, намереваясь установить их на земельном участке, который, как уверял Адамс, он заранее приобрел. Однако вскоре выяснилось, что никакой земельной собственности у пастора в Палестине нет (посредник не сумел осуществить покупку - турки не продавали землю иностранным подданным). Прибывшие решили купить землю на имя местного жителя, но пока они этим занимались, 16 членов группы умерли от лихорадки и тифа, а почти все остальные тяжело заболели. И все-таки, несмотря на труднейшие условия жизни и эпидемии, паломники из штата Мэн сумели объединить свои усилия и построили школу, церковь и несколько жилых домов за пределами городских стен Яффо, в районе нынешней улицы Эйлат в южной части Тель-Авива. Однако, через три года после прибытия на Святую Землю американские паломники окончательно разорились. Им пришлось обратиться в благотворительные организации с просьбой купить для них билеты на обратный путь домой, в родной штат Мэн. Построенные ими дома перешли к немецким протестантам - членам религиозной секты «Общество Храма», более известным как темплеры" (из путеводителя Моти Ликворника "Тель-Авив - Яффо",
http://www.bookdk.com/turizm_putevoditeli_karti/369238/, спасибо rina.zak)
Еще одно описание той заброшенности, в которой находилась страна, до того, как в нее возвратился Израиль, содержатся в свидетельстве Марка Твена, который путешествовал по Стране в 1867 году (приблизительно за десять лет до того, как была основана Петах Тиква и началось сельскохозяйственное освоение Страны) и описал то, что видел, в книге "Простаки за границей"(
1869). Марк Твен - посторонний человек, ни к чему не обязан, никакой идеологией здесь не движим, а честно пишет все, что видит.
Целые страницы в ней посвящены описанию сверхъестественного запустения. Приведем несколько отрывков из его описаний:
"Несколько миль мы ехали по унылым местам - почва довольно плодородная, но заросла сорными травами - безмолвные мрачные просторы ... Так безнадежно это запустение, что никакая фантазия не в силах вдохнуть в него движение и жизнь. Благополучно добрались до горы Тавор... За всю дорогу не встретили ни души"... «Нигде ни травинки, ни куста. Даже оливы и кактусы, верные друзья бесплодной земли, почти вывелись в этом краю
Палестина не снимает власяницы, и глава ее посыпана пеплом. Над ней тяготеет проклятие, которое иссушает ее поля и сковывает ее силы
Палестина - край заброшенный и неприглядный. Палестина уже не принадлежит нашему будничному, прозаическому миру. Она отдана поэзии и преданиям - это страна грез
Так выглядела Эрец Исраэль за десять дел до основания Петах Тиквы. Добавим к этой картине слова, сказанные в 1888 г., приблизительно десять лет спустя после основания Петах Тиквы, английским профессором Джоном Фостером Доусоном (5): «До сего дня ни одному народу как таковому не удалось обосноваться в Эрец Исраэль. Никакое национальное единство и никакой национальный дух не закрепились там. Великое смешение нищих племен, которое поселилось в стране, удерживается в ней лишь в качестве арендаторов, как временные хозяева, очевидно ожидающие возвращения тех, кто имеет право на постоянное владение этой землей».
Поразительно слышать такое свидетельство - "Эрец Исраэль ждет своих настоящих хозяев, которые должны будут возвратиться" - со стороны постороннего наблюдателя, не еврея:. Он подчеркивает тот факт, что ни одному из народов не удавалось обосноваться в стране как народу, но лишь «обнищавшие племена» действительно осели в ней, на самом деле, как это описано у наших мудрецов.
Соответствующие вещи писал семьсот лет назад рабейну Бехайе в своем комментарии в конце раздела Лех Леха (Берешит 17: 24): «И дам тебе и потомству твоему землю проживания твоего, всю землю Ханаан во владение вечное - это означает, что будет земля Израилю вечным владением и никто не будет владеть ею и населять ее кроме них, и если уйдут из нее в изгнание - то впоследствии вернуться в нее, ибо она владение вечное им, а не народам мира. И это великий знак для Израиля, - что с того дня, как были изгнаны из нее, не поселился там ни один народ, но она останется разрушенной и разоренной, пока ее птенцы не вернуться в нее».
Мы в нашем поколении, безусловно, можем свидетельствовать, что так оно и было.
Итак, мы начали со слов раби Абы о знаках явного начала геулы. Мы сказали, что слова раби Абы основываются на божественном установлении: «И опустошу Я землю вашу, так что будут опустошены и враги ваши, поселившиеся в ней», (Ваикра 26:32) - весь период галута Эрец Исраэль была подобна пустыне, и пребывало на ней проклятие запустения, однако, как мы видим, миновало проклятие запустения и дало место благословению плодородия: «А вы, горы Израиля, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю, ибо они скоро придут», (Йехезкель 36:8) - когда стала Эрец Исраэль давать плоды свои в изобилии народу Израиля, вернувшемуся в нее, то это явный знак геулы, «явный знак избавления».
"Благословение года" и "благословение собирание изгнанных"
Гемара в трактате Мегила (17б) обсуждает порядок благословений молитвы Шмона Эсрэ, и в связи с этим там задает вопрос: «Почему стали произносить благословение «собирание изгнанных» после благословения года? Потому что написано: «А вы, горы Израиля, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю, ибо они скоро придут», (Йехезкель 36:8).
Гмара спрашивает: почему установили произносить благословение собирание изгнанных («затруби в шофар») после благословения года? Какая связь между ними? И отвечает приводя тот же стих , который приводит раби Аба. Раши объясняет: «собирание изгнанных [происходит] во время благословенных годов».Существует связь между собиранием изгнанных и благословением лет - собирание изгнанников, геула, проявляется в «благословенные годы» - в то время, когда земля дает свое благословение народу Израиля, вернувшемуся в нее со всех концов света.
Поэтому пишет Маhарша там: «В перек «Хелек» (11 гл. в трактате Сангедрин ) объясняется, что нет знака конца изгнания более явного, чем этот, как сказано «а вы, горы Израиля, ветви ваши распустите».
Маhарша возвращает нас к раби Абе в Гмаре, в Cангедрине, - вот где источник раби Абы! В период галута, когда Израиль не на своей земле, она опустошена и одета в траур. Сказал раби Аба: когда мы увидим, что проклятие запустения освобождает место благословению плодородия - это явный знак конца изгнания! «Нет более явного знака, чем этот!», нет более явного знака того, что галут миновал и виден его конец, чем сущностное изменение состояния земли Израиля.
2.4. Момент с которого отсчитывается "начало геулы"
р. А.И. Кук пишет об этом (Игрот Реия, игерет 871): «Да, начало геулы действительно является перед нами. Хотя безусловно не с сегодняшнего дня началось это явление, но теперь начало геулы открылось. Когда горы Израиля стали распускать ветви и приносить плоды народу Израиля, ибо они скоро придут, тогда наступило начало это».
Эти слова написаны в 1918 году, уже тогда рав Кук считает, что «начало геулы» наступило несколькими десятками лет раньше, и с того времени открывается «явное начало геулы», евреи вернулись в Эрец Исраэль, и поэтому Эрец Исраэль начала обустраиваться и давать плоды в изобилии, и это самый явный знак нашего избавления.
2.5. Различия между религиозными сионистами и харедим в понимании "кец мегуле" и сегодняшнего Государства Израиль
Признак "Страна расцветает" невозможно игнорировать. Но можно дать ему разное объяснение.
Позиция харедим относительно этого признака такова: "то, что Страна расцветает - это "конец галута". Но это не значит, что это уже геула".
Т.е в харедимном мире вместо сионистской концепции "начала геулы" используется концепция "конец галута". Талмуд использует термин "кец мегуле" которую можно понимать и как "конец галута", и как "начало геулы".
В чем по сути состоит разница между понятием "конец галута" и "начало геулы"? - Разница к отношении к происходящему в Стране Израиля. Является ли то, что сегодня происходит (сионистское движение и создание Государства Израиль) само по себе элементом геулы (разумеется, предполагая что это только начальный этап, слабая геула) ? Или же это такой же галут как всегда был, только в завершающейся стадии, а геула это нечто совершенно иное - и тогда геула не имеет никакого отношения к государству Израиль. Иными словами - "идет ли геула через государство Израиль, или она не имеет отношения к нему?" Фактически это спор примыкает к спору о том, "является ли Израиль еврейским государством?".
Суммарно:
Харедим утверждают: "Это никакая не геула, это галут (хоть и его конец), и даже еще худший чем обычный. Поэтому не имеет разницы, где сейчас жить, в Израиле или в диаспоре. Геула - это не процесс, это момент, когда изгнание закончится. Нынешнее государство Израиль - это НЕ еврейское государство (в т.ч. в религиозном смысле), - поэтому серьезно вкладываться в его продвижение не имеет смысла. Когда придет геула - Машиах уничтожит это государство и на его месте построит новое правильное. Нам незачем в этом участвовать".
Религиозные сионисты утверждают: "Расцвет Страны Израиля это признак того, что процесс геулы начался. Это расцвет не возник вдруг сам по себе, не вдруг земля стала давать урожай - но именно потому, что пришли сионисты и стали ее обрабатывать. Поэтому этот расцвет связан с сионистским движением и Государством Израиля, которые являются составным элементом геулы. Поскольку это уже начало процесса геулы - то живя в Израиле и полноценно участвуя в жизни Страны, мы соучаствуем в процессе геулы, и это религиозно важно. Нынешнее Государство Израиль это еврейское государство (в т.ч. в религиозном смысле), - хотя конечно оно несовершенное, и в нем многое надо исправлять".