Именно в этой записи будут собраны все дорожные кубинские заметки в одну, чтобы можно было полностью еще раз прожить этот прекрасный путь.
"Вернулся из Кубинской бедности в Российскую. Ещё вчера ко мне подбегали босые пацаны лет 5-7 с криками: "Амиго, уно песо!", а уже сегодня по дороге домой меня остановили местные забулдыги на Рижской с просьбой одолжить им "десяточку". Стоит признать, что аппетит русских оказался в этом плане немного больше кубинского. Хотя оно все можно объяснить местной погодой, которая слегка ошарашила меня такого красивого в шортах. Ну да не о том я хотел сказать. Это фото как предисловие ко всему тому, что я поведаю о Кубе. Свои наблюдения, записи, заметки, открытия и откровения. Хочу чтобы здесь первой фотографией была самая узнаваемая фигура в мире - Эрнесто Че Гевара. Борец. Один из тех благодаря кому Куба - остров свободы. Благодаря кому я голодал целую неделю, питаясь дешёвой пиццей на бензоколонках и покупая сгнившие бананы у местных наживал на туристах. Благодаря кому на территории Кубы не знают, что такое Кока-Кола, Макдональдс, Старбакс, айфоны, нормальный интернет. Кто знает, чтобы было бы если бы в 1959 году они не свергли американскую пешку Батисту? Может быть не было бы такой дикой бедноты, которая струится буквально за каждым углом, на каждой остановке и в каждой рваной тапке. История не любит догадок, а я не люблю гадать. Но тем не менее я очень впечатлился любовью и уважением кубинцев к Команданте."
"Знакомство с новой страной происходит постепенно. Сначала ты удивляешься всему что вокруг, если оно необычно и непривычно для тебя, а потом ты уже устаёшь от всех этих начальных удивлений. Как будто фишка исчерпала себя. Не хочу чтобы так было с Кубой. Не хочу, чтобы через две недели мне было тошно смотреть на эти старые американские машины и наше родное достояние. Хотя от нашего становится тепло внутри. Не хочу чтобы надоедала доброта кубинцев и их постоянно поднятый палец вверх. Хочу чтобы закаты у моря были как в первый раз, а облака и тучи всегда рисовали разные узоры на полотне неба. Сегодня был кайф. Как только я сел в машину, то почувствовал то самое подзабытое чувство - чувство свободы. Одинокой свободы и полной зависимости от своих действий, от того, что ты делаешь. Где-то в подсознании сидит такое, что если ты с кем-то, то все зависит не только от тебя, и это сдерживает, не даёт сделать шаг в сторону. Сейчас такого нет. Сейчас Свобода во всем - выбор, действие, место, желание, чувство. Я спелся с собой. И мне это нравится."
"Заброшенные лечебницы-купальни Сан-Мигель. Закрыты в результате загрязнения местных лечебных вод. Примерно так выглядит любой среднестатистический заброс на Кубе. Пусто, но красиво. Хотя я понял, что на Кубе нельзя никогда быть уверенным в заброшенности здания. Такие выводы были сделаны после того как удалось залезть в пару заброшенных мест, которые оказались вполне себе действующими(ха-ха!), хотя чисто внешне они выглядели так, что сомнений никаких быть не могло. Другая сторона забросов Кубы - это совершенно разнесенные в щепки дома (тут уже не может быть сомнений уж точно), в которых чаще всего нет крыши и по статистике от одной до двух стен. Чуть позже расскажу вам про одно уникальное место, попасть в которое, к большому сожалению, не удалось, несмотря на все попытки и старания. Вам понравится."
"Из окна машины Куба совершенно разная. Где-то совсем спокойная и тихая, а где-то фееричная и бешеная. Из окна машины ты можешь увидеть очень много, потому что разгоняться на местных дорогах не самая лучшая идея. Как будто вместе с машинами мы отдали им ещё и дороги. Вдоль дорог стоит много плакатов, в которых главные слова "социализм" и "революция". Очень много попадается портретов Че Гевары, братьев Кастро, Хосе Марти. Видел пионеров! Они и правда тут есть! Если добавить ещё советский автопром, который стоит перед школами, то можно подумать, что попал в СССР, как в тех самых ночных снах про полёты в прошлое. Хотя когда взгляд падает на пальмы, то мозг начинает сомневаться. Идеальный мир рушится. Так же на дороге много гужевых повозок. Очень много. Много до неприличия. Очень нервирует если честно. Особенно когда речь идёт про обгон по встречке, а приходится тормозить, пропуская машины. Выводит немного из себя, но заставляет быть в тонусе. Надо быть готовым к тому, что чем дальше я буду ехать на юг, то буду встречать их все больше и больше. Юг почему-то кажется мне более бедным, чем север. Ах да, ещё очень неадекватные велосипедисты, которые сигнализируют руками про свои повороты и не совершают их. Обманчивые чувства внутри. Наверное к концу поездки тормоза моего авто будут визжать от моих резких и частых нажатий. Особенно тяжело в больших городах, когда это все смешивается и похоже на полосу препятствий. Странно, что я до сих пор ещё никого не задел. На дорогах очень много людей, которые стопят. Даю вам лайфхак: если на Кубе вы не хотите платить за бенз, то всегда можно найти тех, кто будет согласен доехать с вами за валюту. Хотя по началу таких попадалось мало. Но я порчу свою карму. Все равно я не говорю по-Испански, а они не понимают английского. Шансов что они поймут русский гораздо больше. А брать денег у тех, у кого их особо и нет, не позволяет что-то. Возможно, совесть.А на фото самый высокий мост на Кубе Бакунаягуа и беспечный ветер в ушах на высоте 110 метров. "
"Каждый хоть раз оказывался в таком месте, что думал про себя или вслух: "ну и пердь!". Так вот. Я сейчас являюсь этим каждым. Только это самая настоящая кубинская пердь. Знатная. По разбитым дорогам и ушатанным мостам через три острова я добрался до очень крутого маяка. Правда я не знаю как меня там встретят на рассвете, потому что рядом находится кубинская военная база. Поэтому я сплю сегодня на обочине дороги в километре от маяка. Очень тяжело найти место для парковки и сна. Кубинцы очень подозрительные. В первую ночь под мостом меня разбудил бдительный патрульный, которого вызвал местный житель. Потому что он видите ли никогда не видел моей машины в окрестностях своего дома. И это в два часа ночи. Утро было бодрым. Впереди предстояла большая дорога с необычными открытиями. Утро началось с закрытой пещеры Сатурна, которая совсем не впечатляет, да и к тому же собирает толпы кричащих людей. Как будто они соревнуются в том, кто кого перекричит при нырянии в голубую лужу пещеры. Впечатление, что попал на рынок в какой-нибудь Камбодже. Скорее-скорее оттуда!!! Заехал на местный и самый популярный курорт Кубы - Варадеро. Обнаружил единственную платную дорогу на Кубе. Никогда не был фанатом моря. Как-то оно было скучно. Но тут не удержался. Атлантика крутая! До сих пор на губах соленый вкус. В голове мелькнула мысль, что можно особо жаркие часы поездки проводить в холодном океане. Посмотрим, что из этого выйдет. Хотя наскучило в первые полчаса. Меня ждали заброшенные лечебницы Сан-Мигель. С забросами совсем беда. Внутри пусто, снаружи круто. Так и лечебницы. Шикарный фасад и абсолютно выпотрошенные внутренности. Ещё и местный поц пристал с фразами об уникальности места, за которое вдруг оказалось надо платить. Пришёл утечь кубинскими огородами. Впереди ярким светом меня ждал маяк. Хотя если честно, до конца я не был уверен, что смогу до него доехать. Но вот я здесь и он со стабильной периодичностью "подмигивает" мне в темноте. Пора спать, дорога забрала много сил."
"Утро началось с сумерек. Все шло по плану. Километр до маяка я проехал подобно лидер велогонки на финише, имея большой гандикап перед преследователями. И вот он уже стоит передо мной, выделяясь всей своей ржавостью на фоне тяжёлых утренних туч. Мне кажется до восхода солнца удалось отснять его со всех сторон. Совсем с ума сошёл. Я уже понял, что самое удачное время для фото на острове - рассветы и закаты. Очень крутой свет! Кубинская военная база оказалась базочкой, но тем не менее я успел встревожить там всех. Ничего, пусть поволнуются. Волнение отбивает желание поспать. Встретил русских. Вот так да. Оказались биологи. На Кубе изучают птиц. Судя по биноклю и большому фотоаппарату, им можно было поверить. Предложил им дело: сходить наверх маяка! Пусть военные поволнуются ещё больше. Все-таки в такой дыре и в такую рань мы были очень странными пришельцами. Маячник оказался милым кубинским дедушкой. Создалось впечатление, что новых людей он видит крайне редко. Охотно отвёл на самый верх, постоянно прося быть аккуратными и обходить ржавые ступеньки. Состояние маяка ужасное. Ржавчина берет своё. Честно не знаю как он до сих пор стоит вообще. Пора было прощаться. Сначала с маячником, потом с русскими. Снова дорожное одиночество захлестнуло меня. Когда я услышу теперь русскую речь?"
"Вот Вам говорят: "Куба" и Вы такие сразу: "Пляжи, сигары, тачки, море, отдых, Релакс, танцы и песни, Фидель". Но есть на юге острова вот такая мертвая земля, которая находится вокруг Никелевого завода Че Гевара, который окрасил в красный цвет все что есть вокруг на пару десятков километров. Самое впечатляющее было увидеть пыль на одежде детей, которые сидели и с большим вниманием следили за тем, как я преодолеваю все трудности дорог Кубы. Создалось ощущение, что у них это такая забава - смотреть на мучения водителей, особенно приезжих. Ах да, к чему я это все? Помните, что мир не так идеален, как нам пытаются навязать. Ну да это была грустная минута индустриальной лирики."
"Впереди полярной звездой сиял город Баракоа. Вообще северное побережье не было чем-то особо интересным в моих планах. Оно должно было дать мне начальное представление о Кубе, чтобы окончательно понять её на южном побережье. Снова пионеры, лошади,поля, мулы, лидеры, люди в автобусах-ЗИЛах, поля, бейсбол, доброжелательный автостоп, большой палец вверх. Первый стоп местным гаишником на представительном мотоцикле. Увидев иностранца, он не нашёл ничего лучше, чем указать мне на слегка спущенное колесо. Но об этом чуть позже. Надеюсь сны этого человека сейчас спокойны и добры. Спасибо ему! Добрался до Моа. На горизонте маячили горы, а под ногами была мертвая земля. Что-то в стиле Карабаша. Только на Кубе. Впечатляет. Ещё и погода подыгрывает. Красные разбитые дороги. Тяжёлый воздух. И началась дорога смерти. 40 километров дырявой ненависти. 40 километров дороги в безысходность. Даже в Костроме было осенью лучше, хотя там мы посадили пару раз машины на брюхо. Правда в минуты отдыха от бесконечной тряски захватывало дух от местных красот. Вот тут по-настоящему видишь единение человека и природы. Жизнь в соломенных домах. В Баракоа приехал на режим. Даааа уж, машину тут не припаркуешь. Слишком узко на улицах. Выезжаю в пригород. Вот какой-то заброшенный ангар . Тут пожалуй и остановлюсь."
"Ангар оказался очень популярной остановкой и моё авто было детально рассмотрено всеми кто ожидал автобуса и занимался автостопом. Хорошо, что мой путь лежал в другую сторону. Дорога до Гуантанамо крайне живописна. Серпантины наподобие сочинских и дорога вдоль моря с дико синей водой. Время смыть с себя весь пот Юга! Сказано-сделано! Вот и отличный дикий пляж. По дороге попадается много ЗИЛов, которые переделали здесь в автобусы. Само собой они забиты до отказа. Люди буквально свисают из них. Почему-то вспомнились сборы и вся прелесть Уралов в плюс 40. Почти три дня без еды. Живу за счёт печенья с заправок. Что-то другое найти в мелких городах почти невозможно. Люди кормят себя. То что вырастил, то и съел. На приезжих гастролеров у них нет желания что-то готовить. На заправках в магазинах очень много ненужного барахла для дома. Но зачем мне все это, если мой дом - машина? Впереди второй крупный город Кубы - Сантьяго-де-Куба.."
"На Сантьяго-де-Кубу возлагалось много надежд. Надеялся там решить проблемы еды, валюты, зарядки батареи для фотоаппарата. Хотя самое главное - это еда, а то скоро мой желудок начнёт переваривать сам себя. Пока есть немного времени можно съездить на высокую гору по дороге, настолько высокую, что мне кажется с неё можно увидеть другое побережье. 15 километров серпантина по дикой жаре - не самое приятное удовольствие, хотя красота гор компенсирует всё по полной. Лучшее лекарство. Встретил "русского" кубинца. "Петр, но не тот, что Первый!" - представился он, подмигнув мне. После чего неожиданно спросил нет ли у меня "немного Столичной" и, получив отрицательное покачивание головой, повёл на спуск группу из Германии. С парковкой в Сантьяго оказалось очень туго. В итоге бросил машину на отшибе автовокзала между парковкой строительной техники и большой свалкой. До этого все попытки кончались набегами бешеных парковщиков, которые отказывались давать чек или совсем не говорили по-английски. Главный критерий парковки - чтобы никому не мешать и чтобы не привлекать много взглядов. Первое большое знакомство с кубинским городом. Кубинцы очень любят смотреть телевизор. И обязательно сидеть в кресле-качалке. Мне кажется они могут делать это круглосуточно. Жизнь позволяет быть расслабленными и не думать о проблемах. Вторая любимая забава кубинцев в городах - это сидеть на крыльце(балконе) и созерцать на окружающий мир. Очередная встреча с "русским" кубинцем, который не может доехать к другу в Москву уже лет 5. Обещал ему, что передам столице привет. Русских тут все-таки любят. Глаза зацепились за открытую дверь, которая привела меня на крышу. По системе дошел до заброшенного отеля. Вот это вписка! Вот это фортуна! Но оставлять машину на ночь без присмотра я посчитал неправильно, и поэтому неожиданная радость сменилась трезвостью взглядов на реальность. С крыши отеля в глаза бросилось ещё пара зданий, верхние этажи которых были разгромлены. "Квартал заброшенных отелей" - мелькнуло в голове. Именно отсюда я планировал смотреть как солнце сядет за горы, осветив весь город своим закатным светом. А пока - снова в город!.."
"Ноги привели меня на центральную площадь города. И вот тут я встретил ещё одного "русского" кубинца по имени Леша, который очень выручил меня впоследствии и помог купить местную сим-карту для связи с прокатной конторой. Проблема оказалась в том, что иностранцам почти невозможно купить местную симку. В этом мне и помог мой новый кубинский друг. На мой вопрос про русских родителей, он отмахнулся, сказав про русского друга отца. Ну точно, наши народы были крайне дружны. Правда Фиделей и Раулей я особо не встречал у нас в стране. Если ходить в центре, то можно просто утомить глаза от большого количества жилья, которое можно арендовать. На Кубе такое жильё называется кАса. Кубинцы искренне считают, что если ты живёшь не в касе, то "зачем ты вообще сюда приехал???" Мой ответ про жизнь в машине вызывал у них непонимание, но я их успокаивал, что у русских всегда так. Непонятно. На улицах пристает много мутных личностей и постоянно хотят тебя куда-то завести. "Cuba - difficult freedom, Jamaica - free freedom. Go with me!" - вот такое заклинание бубнил мне на ухо парень с Ямайки наверное минут 15. Не очень приятный тип. Особенно когда ты наконец нашёл еду, хоть она и представляет из себя большой лаваш, на который сверху набросали много чеснока. Хотя мне кажется я знаю пару ребят, которым бы этот тип с дредами пришёлся бы по душе. Солнце садилось за гору, даря городу последнее тепло за день. Вечерний город очень приятен. Нет знойной жары и местные выползают на улицы. Наверное обсуждают любимые сериалы и всех прохожих. К вечеру все проблемы решились. Я был сыт, с кубинской валютой, с заряженной на автовокзале батареей и даже нашёл свою тачку целой и невредимой на том месте, где я её оставил. А ещё я достаточно быстро нашёл место для сна. На обочине. По дороге в аэропорт. Чтож, неплохо."
*Примечание: "На Кубе все очень плохо с производством. И как следствие возникает очень много бытовых проблем в жизни из-за этого. В этот день я прочувствовал это особо остро, когда из трёх ручек, которые я взял на остров, у меня осталась одна. Если честно я сначала не очень понимал, почему все ходят и просят у меня ручку, а когда получали её, готовы были зацеловать меня. Оказывается, у них очень большой дефицит ручек. И приобретение ручки для них выглядит как Приобретение для нас машины например. Но одну я все-таки оставил. Нужно же было чем-то подписывать открытки. Пришлось отложить блокнот в сторону. Поэтому с этого дня немного поменялся формат записей. Из рукописного он перешёл в диктофонный."
"Это просто какая-то чёрная пятница. Хотя вроде бы все началось круто. Продолжил серию про пустые города и очередным городом без людей выступил кубинский Сантьяго. На удивление это было просто. А потом началось. На парковке обнаружил сдутое колесо, которое готово было лопнуть как мне кажется в любой момент. А теперь проблема: как поменять колесо в городе, где мало кто говорит по английски? Правильно! На языке жестов. Вчера на заправке я заметил один сервис, на котором мне отказались помочь. У кубинцев так бывает, что информации не всегда стоит верить. И тут фортуна! Мимо проходящий дедушка отправил меня туда, где мне точно помогут. Ну разумеется на языке жестов, показывая на пальцах номера поворотов и сторону куда поворачивать. Приехал. Нашёл достаточно бодрого мастера, который нашёл на колесе злосчастный камень. В голове мелькнули мысли про запаску и штраф за повреждённое колесо, но парень быстро скрутил колесо, нашёл дырку, залепил её и накачал шину. Вообщем, красавчик. Выручил. Потому что впереди была долгая дорога до Тринидада. Именно на ней, на одном из резких крутых поворотов я и познакомил бампер своей машины с передним колесом извозчика. В достаточно оживлённом месте. По факту дтп. Первое дтп в жизни и на Кубе. Вот так фарт. Но я не нашёл ничего лучше, чем оценить обстановку, целостность невольных жертв и поехал. По факту скрылся с места ДТП. И потом очень долго думал о том, правильно ли я поступил. Самое тяжелое в этой ситуации, что не с кем посоветоваться, и ты сам принимаешь все решения, которые обсуждаешь сам с собой. Не знаю что буду говорить в прокатной конторе и чем объяснять дырку на бампере. Хотя в моем контракте это место помечено как дестройное, но слишком бросается в глаза. Есть три дня, чтобы придумать достойное оправдание и три дня чтобы придумать ответы на все возможные вопросы, которые мне могут задать..."
"Дорога до Тринидада была полна большим количеством крайне неуступчивых машин и какой-то забытой болью в левой лопатке. Солнце не щадило, как и мысли. Несмотря на все это добрался до Тринидада. Я очень хотел попасть в этот город и отснять его именно утром. Потому что вечером толпы людей просто заполняют его так, как будто город - это моя голова, а люди - мысли про случившуюся аварию. Зато вечер был проведён с приятной пользой - на карте появилось много точек для утреннего напада на город. Проблема с едой так и не решилась, значит перед сном я закину в себя последнее печенье с заправки и буду видеть сны о горячей еде. Час назад поехал купаться на вымерший пляж какого-то дорогого отеля. В итоге почти был пойман охранником отеля, который пытался повесить на меня кражу катарамана. Вообще так весело наблюдать за всеми этими кубинцами, которые не могут донести до тебя смысл своих слов. Особенно за теми кто соблюдает порядок и охраняет собственности. Они прям закипаются, а я после пережитого за день спокойно отвечаю ему, что не говорю по-испански. Ну да ладно, хватит на сегодня приключений. Пора отдохнуть. Закрыть глаза и забыть о том, что сегодня я сплю рядом с какой-то стоечной фермой. 09.03.16 Стремная ферма"
"Вы думаете мои проблемы кончились? Как бы не так! Вы говорите, что главные роли уже заняты, но роль главного неудачника на Кубе была никем не занята видимо, и я подошёл на неё идеально. Утренний пустой Тринидад был настолько же крутым как утренняя пустая Прага. Ноги до сих пор помнят остроту некоторых камней, по которым я перебегал с улицы на улицу, радуясь их пустоте и свежести утреннего воздуха. Тринидад - крутой город с маленькими улицами, на которых расположены одноэтажные домики. Тринидад - город очень крутых разноцветных домов и дверей. Их создают на очень крутом контрасте. Ярко-синяя дверь и ярко-жёлтый дом например. Хотя попадаются порой такие дома, где дверь и дом абсолютно одного цвета. Но я хожу и восхищаюсь здесь всем и даже такими домами. Как же приятно бродить по пустым улицам без толп! В такие моменты ты особенно доволен. Никогда не потеряю этого чувства. Оно приводит в гармонию весь внутренний мир. В такие моменты ты чувствуешь себя захватчиком города, в такие моменты ты можешь делать, что угодно, и никто не увидит. Но с первыми лучами солнца на улицах города появляются первые невыспавшиеся прохожие. Это знак! Надо уходить. Время вышло. Карета превратилась в тыкву. Город превратился в муравейник. Оставил машину в самом ближнем пригороде возле какой-то электроподстанции. По дороге удалось зайти в местный супермаркет. Сложный выбор между мороженым и чипсами. Все пиццерии, которые я присмотрел со вчера были закрыты. А я так на них надеялся! Опять пришлось включать фантазию при поедании чипсов и думать, что ешь теплый жареный картофель. Так и до дурдома недалеко. Но это все не важно. Важно, что я пришёл за своей тачкой, а её не оказалось на месте. Такие дела. Сейчас что-нибудь обязательно придумаю. Ведь если есть проблема, то где-то рядом должно быть немного удачи.."
"Вот стоишь ты такой около забора и думаешь, что делать. Машины нет. Но знаете, в тот момент, когда я только начал обдумывать план действий, мой взгляд упал на охранника подстанции, который махал мне рукой. "Спасение?" - подумал я. На моё счастье в этом маленьком городе охранник подстанции вдруг оказался англоговорящим. Он объяснил мне, что мою тачку увезли неизвестно куда. Это немного успокаивало. Значит её никто не угнал. Единственное, что оставалось делать - это идти в прокатную контору. Охранник даже подсказал мне, где она находится. Двойное везение! Не придётся бродить по улицам самому и искать контору. Дошел. Мужичок долго убеждал меня в том, что тачка стояла не там, и ее увезли в соседний город для регистрации нарушения. Один звонок, и через полчаса я увидел снова своё авто. В голове мелькнула идея спихнуть сломанный бампер на них, но я быстро отмёл эту идею. Оказалось, что на Кубе нет эвакуаторов, и они увозят тачки путём вскрытия её, разборки руля и заведением с помощью проводков. Ещё полчаса ушли на то, чтобы собрать мне руль обратно, при этом забыв прикрутить куда-то два болта. Штраф 3000 рублей, и полная свобода движения дальше. Хотелось поскорее уехать из этого крутого, но немного неудачного для меня города. Впереди меня ждала недостроенная АЭС. Хотя сначала надо освежиться, вот и хороший съезд на заброшенный пляж, к Карибскому морю. Время немного забыть о проблемах.."
"После таких городов как Сантьяго-де-Куба и Тринидад, город Сьенфуэгос не вызвал особого желания задерживаться в нем. Только если пополнить запасы питьевой воды, за количеством которой я следил особо тщательно. Радует, что сегодня много мест и мало расстояний между ними. Недостроенная АЭС. Строилась вместе с Советским Союзом и первый энергоблок был закончен почти на 90%, когда СССР взял и распался. Своими силами кубинцы не смогли потянуть окончание постройки и заморозили её. Так и стоит с начала 90-х вот такой футуристический объект в относительно забытых краях острова. Моё появление вызвало небывалый интерес у всех окружающих, а моё приближение и попытки попасть внутрь вызвали очень категорическое сопротивление у местной охранницы, которая обещала мне, что за мной уже едут все патрули округа. Требовала показать фотографии. Ну а я что? Я-то парень добрый. Крутанул немного назад, а у меня там многофото зимней Москвы с крыши на Академической. Наверное, ей не очень понравилась серость Москвы и холод, который веял с фотографий. Поэтому на фотографии с Москвой-сити, она вздохнула и отпустила меня куда подальше. Уже привыкший к тому, что кубинцы очень бдительны, я решил не испытывать судьбу и уехать из "зоны оцепления", которую мне обещали. Хватит с меня на сегодня этих проблем. Лучше развеяться и погрузиться в мир чего-нибудь прекрасного. А что может быть лучше водопадов? Нежность воды надежнее всего, что я знаю. По серпантинам и через маленькие деревеньки моя дорога лежит к водопаду Эль-Ничо.."
"Водопад Эль-Ничо. Ничо так.Дороговато конечно, но попытки пройти бесплатно закончились знакомством с большой стеной колючек. Выше водопада оказалось озеро с чистейшей водой, в котором купались две возрастные кубиночки, которые пытались заманить меня в свою компанию. Одноразовые тапочки, взятые из самолёта, которые красуются на моих ногах уже шестой день, быстро-быстро понесли меня подальше от этого озера гостеприимства. Хотя ходить по острым камням в таких тапочках - занятие малоприятное. Недалеко от водопада находится озеро Анабанилья. Ещё будучи в Москве, я пытался предугадать точки, откуда можно будет круто снять озеро. По плану у меня было две точки - на рассвет и на закат. Могу сказать, что обе теории оказались провальными. В одном месте у меня почти закончился бензин, а во втором я забуксовал на подъёме в гору на камнях в кромешной кубинской темноте. Бывает. Долго думать не пришлось. Совсем рядом находился город Санта-Клара, который известен в первую очередь тем, что здесь находится монумент Че Гевары, который охраняется подобно нашему Кремлю. Военные дважды разворачивали мою тачку, когда я хотел выйти посмотреть. В итоге стою пишу для вас заметку на окружной дороге...Пока писал заметку ко мне пристал местный житель, которому не понравилось, что я стою около его дома и мешаю спокойствию его беззаботной жизни своей аварийкой. Пришлось отъехать на пару километров от него... Ха! Дважды остановленная запись! Теперь я вещаю вам с какого-то поля. Стоял я значит, никому не мешал, никого не трогал. Дорога абсолютно пустая. И тут со встречной полосы в мою сторону начинает резко заворачивать патрульный джип через высокий бордюр и насаждения растений. Но этот трюк ему не удался, и он поехал в сторону разворота. Что-то мне подсказало, что остаться на месте будет не самым правильным решением, и вот я уже стою на какой-то проселочной дороге среди маленьких кубинских домов. Я уже вижу как они следят за нежданным гостем из своих тёмных окон. Поэтому просто тыкаю пальцем на карте в ближайшую просёлочную дорогу в поле и еду туда. Прячу машину в кустах, и заваливаюсь дописывать эту дважды прерванную запись в ожидании, когда сон накроет меня."
"Я помню, что утро было полно счастья. Вот сонного такого счастья. Когда проснулся и хорошо. Открыл дверь машины, вышел в поле, потянулся и завис смотреть на восходящее солнце над полем. Я так давно мечтал об этом. Об этом чувстве гармонии. И несмотря на все передряги, которые случились за неделю, я был искренне счастлив. Если вы видели меня радостным, то знайте, что эта радость - ничто в сравнении с тем чувством утренней гармонии. Санта-Клара - достаточно спокойный город, несмотря на ту переломную роль, которую он сыграл в Кубинской революции. С самого утра город наполнило дымом, он буквально разлетался по всем улицам, проникал во все уголки. Я до конца так и не понял, что они пытаются сделать таким образом. Потравить всех комаров или просто избавить город от неприятных запахов. Выглядит очень непривычно и непонятно. Несмотря на то, что в городе находится мавзолей Че Гевары его самого на улицах города встретить почти не удалось. Он открывает собой очень крутую стритарт галерею, которая показывает проблемы современного мира. Я завис на час около неё, разглядывая все мелочи и пытаясь сохранить их в памяти. Я искал тот самый бронепоезд, который остановил Че Гевара и который сейчас представлял из себя музей. Вышло как обычно. Ты обойдёшь весь город, а найдёшь то, что тебе нужно под самым носом. Так и на этот раз. Я припарковал машину в 100 метрах от входа в музей и пошёл изучать город в противоположную сторону. Хорошо, что карта знает все и готова всегда мне подсказать. Очень сильное впечатление оказывает на тебя то место, про которое ты столько читал и которое сыграло большую роль в истории. Время посмотреть сам музей Че Гевары. Пожалуй, этот музей я никак не могу пропустить! И знаете, он произвёл на меня неизгладимые впечатления. Я стоял и зависал над каждой старой фотографией и долго разглядывал, пытаясь уловить эмоции, ощущения, дух времени. Люблю старые фото. Они передают, что-то такое, такое настоящее.."
Продолжение следует...