Успенский собор Боровенского монастыря

Apr 08, 2015 18:01

Оригинал взят у pavleg в Успенский собор Боровенского монастыря
Очередная порция прошлогодних летних фотографий, посвященная, пожалуй, одной из самых величественных культовых достопримечательностей земли Калужской.



В десяти верстах к востоку от уездного города Мосальска на берегу речки Боровенки расположилось село с городским названием Боровенск.


История села берет начало в XV веке, когда ученик Сергия Радонежского Ферапонт, основал в глухом сосновом бору монастырь.


Ныне же о вековом сосновом бору напоминает лишь название села, а о монастыре, что был упразднен в 1764 году - огромный соборный храм.


Датировка строительства собора имеет "разбежку" в десяток лет: по одним данным он был заложен в 1745 году, а по другим - в 1754. Строительство длилось, опять же, в зависимости от источников, от 9 до 12 лет и было завершено ни то в 1754, ни то в 1766 году.


Двухэтажный основной объем представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный восьмигранным световым барабаном с главкой, к которому с востока примыкает трехчастная алтарная апсида, а с запада - смещенные к северу относительно продольной оси одностолпная трапезная и колокольня.


Колокольня с обоих сторон охвачена ведущими в верхний храм галереями-папертями, благодаря которым с запада сооружение приобрело довольно оригинальный вид.



Нижний теплый храм имел Христорождественский престол, с приделами, освященными во имя Николая Чудотворца и Василия Великого, верхний холодный храм был освящен во имя Успения Божьей Матери.


Храм был закрыт в 1935 году. После войны в помещениях размещались сепараторный пункт, зернохранилище, а также склад запасных частей для сельскохозяйственной техники.


В настоящее время большинство помещений, за исключением запертого на замок нижнего храма, открыты всем ветрам.


В нижней трапезной мрачно и пусто, лишь на сводах просматриваются остатки посредственных росписей.


Лестницы галерей давно утрачены, своды тоже частично обрушены, поэтому подъем в верхний храм требует некоторых усилий.


Поднявшись на второй этаж, обнаруживаем лаз на колокольню, через который заглядываем в ее опустевший объем.


В трапезной верхнего храма значительно светлее...


...однако количество битого кирпича на полу заставляет с опаской посматривать на основательно отсыревшие своды.


Вот где действительно просторно - это в основном объеме верхнего храма!


Фото слабо передают его немалые размеры, а от количества связей под сводами просто рябит в глазах.


Стены покрыты трудноразличимыми росписями, сохранность которых чуть лучше в алтарной апсиде.


В простенках просматриваются ростовые изображения святых, а над ними - остатки гризайлевого декора.


В раздумьях о необходимости пополения "экспедиционной экипировки" строительной каской спускаемся вниз.


И перед тем, как отправиться в обратный путь, оглядываемся на монументальный памятник ушедшей эпохи, что числится нынче ОКН местного значения.


На этом у меня все, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes

Монастыри

Previous post Next post
Up