Бегом по Стокгольму

Oct 05, 2010 22:42



Затея съездить с Аней на выходных в Швецию автобусной экскурсией была довольно рискованной, но очень хотелось куда-то вырваться и попробовать подобный вид путешествий. Чтобы не вставать в 4 утра (выезд из Питера в 5.15), мы выехали накануне, доехали на своей машине до Выборга и остановились там у своих хороших друзей Логиновых-Яворских. Утром на такси доехали до «Скандинавии» (так называется дорога СПб-Хельсинки), где сели в наш экскурсионный автобус.


Первый час пути казался мне каким-то нереальным. Можно было спать, читать, смотреть по сторонам или на дорогу (отвык ездить пассажиром). Таможню прошли быстро и вскоре уже по Финляндии «наматывали мили на кардан».

Первая экскурсия была по Хельсинки. Немного истории. Финляндия 700 лет была шведской провинцией со столицей в Турку. Это было удобно для Швеции, поскольку Турку находится напротив Стокгольма, по другую сторону Ботнического залива. На другом берегу Балтийского моря расположился процветающий ганзейский город Таллинн. В 1550 году король Швеции Гюстав Ваза решил составить конкуренцию Таллинну и основал напротив него, на финской стороне, морской порт. Так появился Хельсинки. Все знают, что Финляндия являлась частью Российской Империи, но мало кто знает, как она там очутилась. Так вот, во время войны Наполеона I Швеция должна была уступить Финляндию России. Так шведская провинция оказалась большим княжеством Российской империи, а Хельсинки превратился в столицу княжества. К концу XIX века маленький поселок вырос в современный европейский город. При получении независимости Финляндией в 1917 году Хельсинки стал столицей новой республики.

Мы многое в этом городе уже видели ранее, но, тем не менее, было интересно смотреть на достопримечательности и слушать гида. Вот, например, Церковь в скале. Это был дипломный проект двух молодых архитекторов, которые предложили при помощи направленного взрыва создать пространство внутри скалы.  Все получилось очень даже неплохо. Купол из стекла и меди упирается в стены-скалы.




Финны не строят небоскребы. Они активно осваивают пространство под землей. Во-первых, экономят на стройматериалах, во-вторых - на отоплении. Молодцы.

Ниже  вид на него с  большой высоты (не моя фотография, как вы можете догадаться).




На этом примере хорошо видно стремление финнов гармонично вписываться в окружающий ландшафт. Церковь была построена в 1969 году. Теперь здесь проводит свои Богослужения Лютеранская Церковь. В остальное время проводятся всевозможные светские культур-мультур мероприятия.

78% населения (столицы или всей страны - не помню) - лютеране. Вот их Кафедральный собор. На переднем плане - наш Император Александр.




Но 2% - православные. Успенский Собор, построенный по проекту Алексея Горностаева 200 лет назад, расположен в исторической части Хельсинки на живописном и каменистом полуострове. Кстати, в прошлый приезд мы жили в двух шагах от этого памятника архитектуры.




Хельсинки, как и вся Финляндия, оставляет приятное впечатление в любую погоду. Когда ехали обратно, попали в приличную метель. Но в любом придорожном кафе всегда было одинаково тепло и уютно. Еда была не дешевой, но очень вкусной. Снаружи почти всегда трудился маленький и юркий трактор, шустро убирая свежевыпавший снег вокруг припарковавшихся машин. Мне кажется, это характерно для любого северного народа - очень серьезно относиться  к собственной безопасности в условиях сурового климата. Не зря говорят, что северяне не мерзнут, потому что тепло одеваются, а не потому, что они такие закаленные. Незадолго до поездки мы встречались по работе в одной сетевой кофейне на площади Восстания в Питере (по-моему, Чайкофф). Вскоре пришлось бежать к машине, чтобы согреться. В Финляндии такое просто невозможно.

Из Хельсинки мы выехали в Турку - бывшую столицу страны. Времени хватило лишь для того, чтобы заехать в Кафедральный Собор, построенный более 700 лет назад. Он, конечно, много раз горел, разрушался, перестраивался. В последний раз - в 1827 году. Высота шпиля башни - 101 метр. Это на полметра ниже Исаакиевского собора в Питере.





Внутренне убранство не такое богатое, как в наших Церквях, да и ни к чему это в стране, где не принято хвастать своим достатком.




Зал поражает своей длиной. Высота внутренних сводов - 24 метра. По бокам, за колоннами распложены Капеллы (часовенки), в которых покоятся «почетные жители» средневековой Финляндии. В основном, это королевские особы, военачальники и священнослужители.




Все продумано, понятно и удобно.




Напротив алтаря - вот такой орган. Разумеется, в рабочем состоянии.

Собор - огромный, отведенного времени не хватило даже для того, чтобы обойти его. А там есть еще и действующий музей. А есть ведь еще старинная крепость в Турку. Как нам показалось, достопримечательностей в этом городе не меньше, чем в столице страны. Но паром в Стокгольм уже неторопливо гудел, поторапливая своих пассажиров. Это шутка. На самом деле нам пришлось довольно долго просидеть на морском вокзале, и отплыли мы с небольшим опозданием.

Про паром я уже писал в отчете о зимних каникулах, но теперь нам предстояла ночевка в каюте, а это тоже довольно интересно. Каюты делятся на классы в зависимости от этажа, на котором они расположены. При покупке путевки нам не советовали брать верхние палубы, потому что ехать, простите, плыть, только ночью, в иллюминаторе ни зги не видать, а значит и доплачивать не стоит. Так мы очутились на самой нижней палубе, в которой каюты расположены ниже ватерлинии. На обратном пути пожалели об этом. Всю ночь пришлось слушать, как трутся льды о борт парома.




Красивый круглый постер заменял нам вид из окна. Откидные кровати были мягкими и широкими. В панели был небольшой пульт для связи с персоналом, включения будильника, радио и что-то там еще. Душ и туалет тоже присутствовали. Все было в отличном состоянии, безо всяких царапин, надписей и приклеенных жвачек. Мы оставили вещи и пошли развлекаться.

В некоторых местах ковровые покрытия были с таким высоким ворсом, что Аня воспринимала их как место для игр и просто ложилась на пол.




Из многочисленных кафе выбрали то, рядом с которым находилась детская площадка. Но Анька, видимо, перевозбудилась настолько, что в бассейне с шариками стала прыгать на остальных детей и ронять их с собой в шарики. Скандинавские дети не были готовы к такому вниманию и любви, да и их родители слегка насторожились. Но все, в том числе и дети,  были настроены очень мирно. Никто не высказывал никакого недовольства. Аньку оттуда забрали, и она стала разогревать публику на танцплощадке. Она бегала по ней и ловила цветные огоньки.




Вскоре появились музыканты и начались танцы. Пели они по-фински, но несколько мелодий были русскими. Особо хочу отметить, что атмосфера там была очень теплая и непринужденная. Танцующих было много. Почти все танцевали не просто хорошо, а очень хорошо, я бы даже сказал - профессионально. Мы получили огромное удовольствие от всего происходящего. На обратном пути, когда на пароме возвращались в Хельсинки, мы решили сходить в сауну, которая, представьте себе, тоже была на борту. И сауна очень приличная - с турецкой парной, джакузи и детским бассейном. Сами сауны были тоже очень просторными, с двумя печами в разных углах и огромным иллюминатором в стене. Было очень непривычно сидеть на полке и смотреть на уходящий вдаль Стокгольм. Еще одно незабываемое ощущение - это когда паром резко меняет курс и приходится прикладывать усилие, чтобы не свалиться на бок, находясь в не самой устойчивой расслабленной позе. Говорят, финны - не любители поболтать, но в парной мы разговорились после того, как  сказал им, что мне холодно и с их разрешения я поддам. Разговорились о банях, и мои собеседники были сильно удивлены, узнав, что я в раннем детстве ходил в баню по-черному. У них такая баня тоже есть и называется дымовой. В общем, душевно провели время. Кстати, очень даже бюджетно - 5 евро за взрослого.

После сауны нам захотелось плотно поужинать, но к своему удивлению мы обнаружили, чтов 11 вечера почти все кафе и рестораны уже закрыты.

Утром почти одновременно с будильником в нашу дверь тактично поскреблись (не постучали и не открыли) и попросили проснуться и позавтракать. В стоимость билета входил завтрак вот в этом заведении.




Шведский стол был очень вкусным, богатым и безо всяких ограничений. Среди разных сыров был, например, камамбер с белой плесенью, который мы очень любим. Среди напитков - свежевыжатый апельсиновый сок.

Плотно и вкусно позавтракав, мы очень оперативно выгрузились и ступили на студеную шведскую землю. За окном было -19, а это довольно холодно и редко для Стокгольма. Наверное, как-то можно было узнать температуру воздуха еще на пароме, но мы не задумались над этим, понадеявшись, что будет не холоднее, чем в Хельсинки. Тем более, Гисметео ничего подобного не обещал.




Вот на таких скалах стоит половина города. Все это фотографировал еще до восхода солнца, поэтому качество не ахти. На заднем плане следующей фотки - набережная, которая чаще всего встречается на всевозможных сувенирах.




Стокгольм был основан в 1200 каком-то году, постоянно рос, развивался и сохранил в себе разнообразие всех архитектурных стилей. Средневековые районы соседствуют с ультрасовременными зданиями.




Говорят, что в Швеции очень сильно общественное мнение. И если вновь построенное здание оказывается неудачным, его сносят безо всяких сожалений. Может быть, по этой причине даже в центральной части города в огромном количестве велись строительные работы. И однажды из-за этого мы даже попали в пробку! Но, как и в Хельсинки, в Стокгольме я заметил несколько мощных автомагистралей, по которым движется основной поток. Поэтому узкие улочки центральной части были свободны.




Какой-то красивый дом, каких было очень много.




А это - часть здания стадиона. Видны две башни, которые служат опорами для освещения.




Стокгольмская ратуша известна тем, что  в ней каждый год проходит церемония вручения Нобелевской премии.

Гамластан в переводе с шведского - «старый город». Это очень большой район с огромным количеством живописных набережных, красивых улочек, маленьких площадей, на каждой из которых иногда стоит несколько памятников. Наверное, для того, чтобы не замерзнуть, гид организовал нам не пешую, а беговую прогулку по старому городу. Выглядело это примерно так.




Фотографировали на бегу, поэтому количество и качество фотографий оставляет желать лучшего. Мы обязательно приедем в Стокгольм еще раз в теплое время на несколько дней, чтобы лучше все рассмотреть и сфотографировать. Кстати, останавливаться в Стокгольме рекомендуют не в гостиницах, а катерах, которые в большом количестве круглый год стоят у набережных. Летом пожить на воде, думаю, будет очень интересно.

Ниже - одна из набережных с плавучими мини-отелями, затертыми во льдах.











Не самые узкие улочки Старого города. Ширина самой узкой  - 90 см. От улицы там только название и табличка, потому что по сути - это проход между дома, да еще со спуском, с каменно-ледяными ступенями, без перил. Не знаю, ходят ли там местные жители, но туристов из России привозят туда всех. В обязательном порядке. Фотографию  с этой улицей я бы назвал «Вперед, Россия!»




Соседняя фотография  - памятник  лунному мальчику во дворе Финской церкви. Каждый год с наступлением холодов ему вяжут трогательные шарфики и шапочки. Земля вокруг мальчика усыпана российскими монетами.




Еще одна достопримечательность Стокгольма - 100-метровая телебашня с обзорной площадкой и кафе, в котором не было ни одного посетителя.







Посмотреть на город с такой высоты, конечно, интересно, но не слишком. Старый город был виден уже плохо, с другой стороны был виден только белый снег и голый лес

Вот что нас потрясло по настоящему  - так это музей Васа. Он посвящен роскошному кораблю, который был построен в 17 веке, но очень быстро затонул из-за конструкторской ошибки. Через 333 года его сумели бережно поднять. Полюбуйтесь на него.







Высота от киля до верхушки мачты - 52 метра!!!!!!! Внутри музея много экспозиций, посвященных строительству корабля, его конструкции, подъему и предметам, найденным внутри него. Сходить в музей стоит 11 евро, но внутри безумно интересно.  Кстати, до 18 лет вход бесплатный.




Есть подробная модель различных уровней всего корабля.




Колокол для подводного погружения. Всамделишный. Словом, корабль «Васа» надо посетить обязательно.

Очень приятное впечатление произвел музей Аквариа по соседству с музеем Васа. Он не большой, но сделан с большой выдумкой. Акулы не больше полутора метров, но носятся так, что фотиком не поймать. Вокруг аквариума есть специальные проходы, по которым могут ползать дети.







Через вот такой люк можно спуститься вниз и посмотреть в разрезе под стеклом обычный пресный водоем. Понаблюдал там за хариусом, которого так люблю ловить в малых реках родной Удоры. Очень интересно. На территории музея  - очень приятное кафе, две стены которого из стекла и выходят на залив. Вот вид из него.




Заметил, что уровень воды в заливе сантиметров на 20 выше уровня пола в кафе.

На следующей фотке - метровый сом, который решил погреться под теплом прожектора у самой дорожки (она даже видна в левом нижнем углу).  Его голова была над водой, и рыбку можно было спокойно погладить, но большая табличка над ней настоятельно рекомендовала не делать этого. Мы послушались, хотя руки чесались.




Мы еще успели прогуляться по городу. Красиво, интересно, но холодно. Приходилось часто заглядывать в сувенирные лавки, переполненные русскими туристами.




Пред тем, как зайти в общественный транспорт (городские автобусы ходят довольно часто), спросили у водителя, можно ли купить билет у него. Оказалось, что в автобус надо заходить уже с купленным в автомате на остановке билетом. Но какая-то пожилая шведка в красивой шубке, заходившая в автобус, сказала, что заплатит за нас. Разумеется, мы предложили заплатить ей. Разумеется, она отказалась. Наградой ей было умилительное Анькино «сенкью-ю-ю». Все остались очень довольны.




Обратите внимание на размер чашки. Чуть меньше Анькиной головы. Мне эту чашку дали в кафе, когда я заказал кофе. Количество кофе и горячего молока к нему не ограничивалось. Понятно, что много кофе не выпьешь, но все равно приятно. Многое было приятно в этой поездке. Шведы показались нам очень живым, подвижным и смышленым народом. Им принадлежит огромное количество изобретений как научных, так и бытовых. Да, шведскую семью придумали тоже они, когда пытались искать иную форму семейных отношений. Но от этой идеи они давно и быстро отказались и снова живут, ориентируясь на христианские ценности. Как и финны, они очень скромны, не хвастаются своим достатком и берегут окружающую природу. Их мечта - уютный дом на берегу озера, их автомобиль - добротный универсал. Все рекламируемые машины, которые я видел, тоже были универсалами. Наружной щитовой рекламы почти не было. Кстати, шведы основали и построили старую часть нашего Выборга, поэтому он очень похож на Стокгольм, только меньше, ниже и менее ухоженный. Точнее, совсем не ухоженный, будто после войны. Думаю, что жить в столице Швеции очень комфортно. Не зря уровень жизни в этой стране - самый высокий в мире. Наверное, это результат многовековой активной деятельности всего народа в суровых климатических условиях, а также его ориентированность на истинные христианские ценности. Знаю, что многие со мной не согласятся, но отчет мой, что хочу, то и пишу.

Забота о людях видна во многих мелочах. Вот некоторые из них.




Такие согнутые  знаки очень удобны, потому что видны еще до того, как ты совершишь поворот в запрещенном направлении. Они встречаются во многих странах, только не в нашей, потому что у наших околодорожных чиновников нет задачи сделать жизнь водителя удобной и безопасной.




Последняя ступенька в торговом комплексе, окрашенная в другой цвет - это тоже забота о покупателях. Настоящая, не рекламная.

Поездка на экскурсионном автобусе - это, конечно, очень бюджетно (чуть больше 5000 рублей стоил тур) и никакой головной боли с рулением, парковкой и другими сложностями вождения в незнакомом городе. В минусе - большое и зачастую плохо контролируемое количество соотечественников в одном месте. Вся группа может 15 минут ждать двух каких-нибудь блондинок, которые непременно хотят зайти в автобус последними. Почти час  автобус простоял у рыбного магазина в Финляндии, чтобы экскурсанты смогли привезти домой какие-то местные деликатесы, которые нельзя купить дома. Все это в жуткой очереди и духотище. Я искренне не понимаю людей, которые ради чего-то вкусного готовы все это терпеть и унижаться. И еще наш автобус, точнее выражение лиц наших соотечественников, сильно отличались от того, что мы видели везде, кроме как внутри его. Одним словом, мы решили, что это не наш формат путешествий, хотя тем, кто еще не ездил таким образом, рекомендуем попробовать. Вкус свободы становится слаще, а стремление к ней - сильнее.

паром, Стокгольм, музей Васа, Швеция

Previous post Next post
Up