Послушал на днях очередную порцию баек про окружающее меня и знакомых образование и захотел выписать из
свежего Нассима Нагибовича. Нассим Нагибович в четвёртой книге своего замечательного труда местами успешно продолжает
крузаду покойного Ивана Иллича.
[Alison Wolf] requested that I write to her my thoughts about the future of education - as I told her I was optimistic on the subject. My answer: b[ullshi]t is fragile. Which scam in history has lasted forever? I have an enormous faith in Time and History as eventual debunkers of fragility. Education is an institution that has been growing without external stressors; eventually the thing will collapse.
Ну и позитивная программа у Нассима Нагибовича куда проще и конструктивнее Илличёвской. Пока мы с единомышленниками не пришли к власти и не закрыли к чертям школы выше начальных, наши дети смогут обходиться примерно как обходились мы с Нассимом Нагибовичем в наши с ним школьные дни (я там реально местами читал как про себя). Пробегусь по своим киндловым highlight'ам:
Again, I wasn't exactly an autodidact, since I did get degrees; I was rather a barbell autodidact as I studied the exact minimum necessary to pass any exam, overshooting accidentally once in a while, and only getting in trouble a few times by undershooting. But I read voraciously, wholesale, initially in the humanities, later in mathematics and science, and now in history - outside a curriculum, away from the gym machine, so to speak.
There was such a difference between the shelves of the library and the narrow school material; so I realized that school was a plot designed to deprive people of erudition by squeezing their knowledge into a narrow set of authors. <…> I read the likes of [half a page worth of a rather impressive list - DS] because they had the golden status of not being on the school program, and I managed to read nothing that was prescribed by school, so to this day I haven't read Racine, Corneille, and other bores.
In school, I had figured out that when one could write essays with a rich, literary, but precise vocabulary (though not inadequate to the topic at hand), and maintain some coherence throughout, what one writes about becomes secondary and the examiners get a hint about one's style and rigor from that.
To this day I still have the instinct that the treasure, what one needs to know for a profession, is necessarily what lies outside the corpus, as far away from the center as possible.
Основная проблема конечно в том, что у меня нет такой неэпической домашней библиотеки, какая была у моего отца (в последние годы 95% книг у меня электронные), да и читаю я почти исключительно англоязычное. Соответственно, Женька не сможет делать так, как делал я в детстве - вытаскивать с отцовской полочки, где лежала скажем история средних веков, книжек пять и сидеть втыкать в них (а потом огребать физдюлей от отца за то, что не положил на место или положил неаккуратно, помял обложку, &c.). Что с этим делать, пока непонятно. Талеб кстати справедливо указывает, что когда электричество кончится, все наши Киндлы накроются деревянным корытом.
P.S.
birdwatcher, с наступающим.
P.P.S. Ну и коллеги из френдфида сами сообразят, кому посоветовать "barbell autodidact" в качестве скриннейма.
P.P.P.S. Осознал, что незнакомые с Талебом могут не понять предыдущую шутку. Словом "barbell" Талеб называет (реальную или метафорическую) инвестиционную стратегию с бимодальным распределением exposure относительно риска (большая часть exposure в крайне низкорискованных и недоходных активах as in inflation-protected cash, остальное в крайне высокорискованных и высокодоходных as in VC). В его философии это одно из центральных понятий.