В 1997 вышла онлайн-игра Ultima Online, которая мгновенно стала самой популярной онлайн-игрой в мире. Собственно, жанр «онлайновых многопользовательских RPG» от неё и пошёл (существовали и раньше подобные игры; но их популярность была намного меньшей):
И неожиданно (разработчики игры об этом вовсе не думали, когда её писали) эта игра поставила такой вот очень важный социологический эксперимент:
Она показала, что «либертарианство» не сработает; и что человека нужно - ради его же блага и блага общества - всячески ограничивать и контролировать.
Либертарианство, да позволится мне такое упрощение, считает - надо просто оставить Индивида в покое. Не надо над ним устраивать контроль в виде государства; не надо его ограничивать строгим надзором религиозных институтов; и тд. Большинство Индивидов - это ответственные и порядочные люди; они и без начальнической/религиозной «палки» прекрасно обустроят свою жизнь.
Так вот, Ultime Online 1997 года была прямо-таки «раем либертарианца»: государства нет, инквизиции нет - делай что хочешь. Можешь объединяться с другими такими же свободными Индивидами в какие-то союзы и сотрудничать с ними; а не хочешь - тебя никто заставлять не будет.
Но тут же игроки стали вести себя в этом виртуальном мире, как сбежавшие со «строгача» зэки. Этот виртуальный мир был населён животными; там была целая экосистема. Геймеры носились по этому виртуальному миру, как стаи муравьёв. Увидев любое животное, игрок тут же его убивал - неважно, нужны были ему в данный момент мясо и шкура, или нет. Будь то волк, кролик, свинья, олень - наш «человек разумный» реагировал на него как простейший электромеханический робот - «Убить!». В результате экосистема этого виртуального мира быстра шла к обрушению; если всех животных извести, то экосистема умрёт.
Схватившиеся за голову разработчики игры месяцы напролёт пытались что-то сделать. Они уменьшали цену, получаемую игроками за убийство животных. Они переписали алгоритм так, чтобы животные встречались реже. Но в концов были вынуждены признать своё бессилие - игроки стремительно «выедали» экосистему. Так что пришлось программистам «власть употребить» и принудительно разделить дотоле единый игровой мир на «куски» с ограниченным количеством игроков. Только это и позволило спасти экосистему от уничтожения.