Сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144. Жуковский. Московская область. 1973 г.
1973 год. В Парижском пригороде Ле-Бурже невыносимая жара. Но зрители даже не думают расходиться. Ждут. Сегодня, в последний день Авиасалона, в воздухе будут биться за первенство два сверхзвуковых лайнера.
Англо-Французский "Конкорд" только что отлетал показательную программу.
15 часов 21 минута. В небо поднимается советский Ту-144С. Вот он, на 150 метрах проходит над трибунами. 15 часов 29 минут. Поворачивает в сторону деревни Гуссенвиля на 10 километрах. Резкий набор высоты.
На старте уже стоит другой самолет. Но зрители еще глазами провожают глазами советский суперсоник. Все идет по плану. И вдруг…
Погибли: Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель Козлов, летчик-испытатель Молчанов, штурман Баженов, заместитель Главного конструктора инженер Бендеров, ведущий инженер Первухин, бортинженер Дралин.
Публичная, оттого более страшная гибель Ту-144С потрясла весь мир. Погиб экипаж и 8 жителей деревни Гуссенвиль, на которую упал самолет. Когда среди обломков нашли тело Генерал-майора Бендерова, он был абсолютно седым. Поседел за 8 секунд, пока падал самолет.
Самолет ТУ-144 на выставке в Шереметьево. Предполетная подготовка. Апрель 1972 года
Это был злой рок, случайность, ошибка экипажа, техническая неисправность? А если это не было случайностью, а заранее спланированным убийством. Советскому Союзу предстояло похоронить не только погибший экипаж, но и амбиции собственного авиапрома. Вместе с бортом рухнули и надежды на первенство в сверхзвуковых пассажирских перевозках.
Казалось, триумф так близок, Ту-144С упорно выигрывал у англо-французского аналога "Конкорда" все негласные соревнования, хотя разработки начались гораздо позже. И в салоне у него просторнее, и пассажиров может перевозить больше. У "Конкорда" 128 посадочных мест, у нас - 140.
До абсолютной победы оставался шаг.
В этом деле очень много странностей: пропажа черных ящиков с места крушения. Странные выводы международной комиссии, с которыми до сих пор спорят летчики, знакомые с этой машиной.
Борт СССР-77102 выруливает на ВПП (на заднем плане - взлетающий "Конкорд")
Самолет с опущенной головой выглядел почти предчувствием. Но на Авиасалоне в Ле Бурже в 1973 году этот печальный образ произвел невероятный фурор среди зрителей и специалистов. Когда взлетал, все только и шептались: -Взгляните. Что это? Похожи на ушки.
Эти ушки, маленькие крылышки в носовой части, выпускались на взлете и при посадке. Они были тем самым Туполевским ноу-хау, за которое многие западные специалисты много могли отдать. Отчасти они, эти самые ушки, сыграли роковую роль 3 июня 1973 года.
Только потом выяснится, что за несколько секунд до того, как наш Ту рассыпался в воздухе, над ним пролетал французский разведчик Мираж-3 с особой миссией. Ему приказано было сфотографировать в действии те самые ушки.
Расследование установило, что реальной опасности столкновения не было. Но для советского пилота появление Миража могло быть неожиданностью, и он мог произвести внезапный маневр для уклонения.
Через месяц после катастрофы в семью погибшего Бендерова привезли его чемодан, собранный Владимиром Николаевичем за несколько часов до трагедии. 3 июня был заключительным днем Авиасалона, и назавтра экипаж должен был лететь домой.
Из интервью с дочерью: “Предчувствие несчастья у него было. У нас есть фото. Просто обреченный человек. Его снял фотограф за 15 минут до отлета самолета.
Уезжая, он маме сказал: -Роза. Там будет очень тяжело. Машина не доведена толком. Она “сырая”. А моему сводному брату Валере папа сказал: “Позаботься об Оле”.
Никогда он перед командировкой так не говорил”.
За день до трагедии в Ле Бурже съехались жители со всей Франции. Их внимание было приковано к двум самолетам. Первым взлетал "Конкорд". Эффектно пролетел над трибунами. Через некоторое время пошел на снижение, будто заходил на посадку и, чиркнув колесами по полосе, включив форсажный режим, как молния, вновь взмыл вверх. Зрители кричали от восторга.
А советская делегация была в полном замешательстве. Руководители понимали, что демонстрационная программа Ту-144С теперь вряд ли сорвет аплодисменты. Наша программа тоже была впечатляющей, но не как у Конкорда.
В ночь со 2 на 3 июля в отеле, где жила вся делегация, экипаж в полном составе собрался в номере и сидел несколько часов. Други летчики ничего не знали, но догадывались, что экипажу Козлова дано указание завтра не уступить "Конкорду" ни в чем. На карте престиж страны.
Разбившийся самолёт за день до катастрофы
Из воспоминаний одного из членов советской делегации Евгения Горюнова: Поздно вечером ко мне в номер зашел штурман Баженов. Я его спрашиваю: -Что у вас там происходит? Он схватился за голову и говорит: -Лучше не спрашивай… там такое. У меня даже голова заболела. Думаю, выйду к вам, хоть немного развеюсь.
Я спрашиваю: -А почему так поздно? Вам же завтра летать. - Да они там кое-что задумали. Но я не могу тебе сказать. Просили никому не говорить.
Незадолго до взлета 144-го я стоял метрах в 30 и видел, как командир экипажа махнул рукой и сказал: “Ну, убиваться будем вместе!”
После крушения в Гуссенвиле началась настоящая война спецслужб. Французским летчикам, инженерам, конструкторам, всем, кто находился в Ле Бурже, предписано: немедленно найти и уничтожить все уцелевшие принципиально важные детали 144-го, чтобы они не попали в руки французов и американцев.
-Что мы делали. Первым делом взяли пробы масла, топлива, гидравлики. Во-вторых, мы искали СРП. Самописец аварийных режимов. В первый день нас не допустили к обломкам. Полиция оцепила и никого не пускала. Выносили убитых, раненых.
Допустили нас только на следующий день, утром. Когда открыли сверху кабину, Бендеров над ними всеми лежал. Обхватив их руками. А бортинженер и ведущий инженер выпали при разломе самолета. Их нашли на улице.
Эдгар Крупянский. В 1973 году заместитель начальника испытательной базы ОКБ имени А.Н.Туполева.
Обломки фюзеляжа ТУ-144 и остовы домов в деревне Гусенвиль, куда упал самолет во время показательного выступления на авиасалоне Ле-Бурже 3 июня 1973 года
За каждой из советских групп по пятам следовали полицейские и некие люди в штатском. Группа Крупянского заметила странную круглую вмятину в стене одного из жилых домов. Самописец был круглым и тех же размеров, что вмятина. Тщательно обследовав двор, поисковики обнаружили полуразрушенный черный ящик. Но кассеты в нем не было.
-Хозяин одного участка убирал весь мусор. И у него в ведре вроде бы была кассета. Мы, как смогли, объяснили ему, попросили. Оказалось, это и правда кассета. Нам удалось эту кассету спрятать. Мы положили ее в кучу, где собирали неважный мусор.
Эдгар Крупянский.
Поистине шпионские игры, где непрофессионалы смогли перехитрить профессионалов западных спецслужб. Но это не поставило точку в расследовании. Расшифровать записи оказалось почти невозможно. Пленка была не просто повреждена, изломы на ней были такими ровными, как будто ее резали ножницами.
Каким-то образом она ведь оказалась в мусорном ведре отдельно от самих ящиков. Очевидно, расшифрованная запись напрямую указывала причину катастрофы. К официальной версии комиссии приложена лишь запись переговоров между летчиком злополучного Миража с диспетчером.
Диспетчер: Прямо перед вами Туполев.
Летчик Миража: Я не вижу его. Где он?
Диспетчер: Теперь сверху. Отверните влево.
Летчик Миража: Теперь вижу.
Но кое-что из черного ящика все же удалось расшифровать. Самолет до последней секунды оставался управляемым. Причина катастрофы - техническая и долгое время скрывалась. О ней знали лишь единицы.
В первый же день поисков в Гуссенвиле группе Эдгара Крупянского удалось найти пульт ведущего инженера. На нем находился тумблер так называемого режима “Перекресток”.
Пользоваться ею категорически запрещено. Тумблер должен быть плотно закрыт предохранительным колпачком. Но, к удивлению Крупянского, колпачок был разблокирован и открыт, а тумблер в положении “включено”.
-Это значит, что на самолете, который улетел в Париж, до конца не была отработана система управления. Не были определены передаточные числа между отклонением штурвала и отклонением руля. Для этого на самолете был установлен пульт передаточных чисел. На этом пульте постепенно надо было отработать эти передаточные числа. Этого сделано не было.
Эдгар Крупянский.
Простыми словами: Изначально на Ту-144С стояла штатная система управления. Она построена на системе передачи серьезных механических усилий на гидропривод. Вторая система была инновационной системой на электрических датчиках. То есть штурвал можно было держать одними пальцами.
Такую передовую систему установили в Ту-144С за год до трагедии. Но дорабатывать перед Ле-Бурже было уже некогда. Поэтому приняли решение ее заблокировать. Контакты разомкнули, замотав изолентой. Заблокировали колпачки, чтобы никому и в голову не пришло включать систему. Но перед тем самым демонстрационным полетом кто-то открыл колпачок и включил тумблер.
Как выяснилось много лет спустя благодаря сыну Бендерова, который специально приехал в Ле-Бурже в поисках истины, экипаж Ту-144С в тот день перепутал полосы. Диспетчер им дважды скомандовал: Вы не на ту полосу заходите. Тогда самолет сделал “змейку” и зашел на нужную полосу. Но такую “змейку” с таким углом могла позволить самолету только неожиданно включенная система.
Кто-то заставил экипаж пойти на такой риск. Возможно, это обсуждали в ту ночь перед вылетом, и поэтому командир экипажа сказал: “Ну, убиваться будем вместе!”
Генеральный конструктор Андрей Туполев (в центре) знакомит журналистов с новым сверхзвуковым пассажирским самолетом Ту-144, 1969 год
Но не все так просто. Машину начали готовить к отправке в Ле Бурже за несколько месяцев. Нужно было проверить все узлы системы. В самом начале этой изнурительной работы девушка, которая отвечала за бортовые системы, ушла в декрет. Вместо нее в КБ приехал некий иностранный специалист. А после этого обнаружится, что тумблер включен.
Есть еще одно “но”. Найти этого загадочного французского инженера оказалось невозможно. Французская сторона не смогла найти ни единого документа, что такой человек был командирован в Москву. Ни имени, ни фамилии. Он будто испарился. Похоже на диверсию иностранных служб.
Это многое могло объяснить: изуродованную пленку в мусорном мешке, шпионские игры в Гуссенвиле и все препятствия. Достаточно было уничтожить включенный тумблер и самописцы. И никто никогда ничего не узнает.
Гибель Ту-144С дискредитировала не только советский авиапром, но и саму идею сверхзвуковых перевозок. После катастрофы в Ле-Бурже и у "Конкорда" начались черные дни. "Конкорду" вообще запретили полеты над территорией Америки.
С 1 июня 1978 года Аэрофлот навсегда прекратил сверхзвуковые рейсы.
Похороны членов экипажа, погибших при катастрофе сверхзвукового самолета ТУ-144, В.М. Козлова, В.М. Молчанова, Г.Н. Баженова, В.Н. Бендорова, Б.А. Первухина, А.К. Дралина, 12 июня 1973 г.
Есть расхожее выражение: Хочешь найти преступника, задайся вопросом: кому это было выгодно.
Кто вынес наибольшую пользу из случившегося? Англичане и французы? Нет. Их успехи относительны.
Американцы? Они сами отказались от своего Суперсоника, решив, что проект слишком дорогой.
Отказаться то отказались. Но именно в это время на сцену вышел игрок, который на долгие десятилетия почти единолично займет рынок. В серийное производство вышел самый большой пассажирский самолет Боинг 747 почти на 500 пассажиров.
На многие десятилетия он стал монополистом на том самом рынке, на который претендовали советские и европейские сверхзвуковые самолеты.
Отсюда
См.также:
Ту-144 как это было... Рейтинг самых необычных авиакатастроф Самолёты-легенды ОКБ Туполева: война и мир Фотоистория производства сверхзвукового самолёта Конкорд. "50 самолетов, изменивших авиацию": страницы истории крылатых машин
В Телеграм!