Почему британская государственная мудрость только сейчас заботится о договорах и защите малых стран?

Mar 26, 2024 12:10



Воинственная Бельгия
Будет целесообразно провести краткий обзор исторических данных, отобранных из достоверных источников, которые показывают ход событий, которые в конечном итоге привели к заключению Договора о нейтрализации. Читателю следует проводить различие между обычным нейтралитетом, то есть нормальным состоянием каждой страны, не вступающей в войну, и чрезвычайным состоянием нейтрализации, навязанным малому государству великими державами и требующим с его стороны тщательного и добросовестного соблюдения беспристрастности и скрупулезного избегания операций, подобных военным.





По крайней мере в связи с этим, возможно, стоит задуматься, не свернула ли Бельгия с пути нейтралитета, отправив в 1865 часть войск в Мексику на помощь императору Максимилиану против президента Хуареса, нарушив доктрину Монро; участвуя в войне с Китаем в 1900 во время Боксерского восстания; и путем приобретения колоний в Конго, где зверства к туземцам вызвали всеобщее негодование и привели к международной вражде.



Итальянский военный аэродром в Эфиопии, захваченный силами Бельгийского Конго

Моменты из истории Бельгии
Во времена Римской империи Бельгия была частью Галлии. В 870 году участок реки Шельда стал частью Германии, западный округ - частью Франции. В 1482 году мы находим её в руках Габсбургов; в 1555 году во владении Филиппа II Испанского, который в 1598 году передал её своей дочери Изабелле, когда она стала независимым королевством. После смерти ее мужа Альберта она перешло обратно к Испании, а по Утрехтскому мирному договору 1713 года была передана Австрии.

Во время войны за австрийское наследство почти все оно было передано Австрии. в том же году Австрии удалось вернуть себе владения. В результате войны за французскую революцию мир снова был прерван. В 1794 году Бельгия была завоевана и впоследствии присоединена к Франции. После падения Наполеона она была объединена с Голландией, и ее границы были определены в 1815 году Венским конгрессом. национальной истории или идеалов, а просто с целью создания барьера против могущества Франции.

Этот план был разработан главным образом благодаря усилиям британских государственных деятелей, работавших совместно с принцем Оранским, который обосновался в Англии. Великобритания получила в качестве награды мыс Доброй Надежды, Гвинею и другие колонии под предлогом того, что они были заложены для освобожденной Голландии, в то время как к Бельгии относились как к завоеванной стране, которой великие державы могли распоряжаться по своему усмотрению.



Король Альберт на борту одного из первых поездов в Конго во время своего визита в колонию, 1909

Бельгийцы и голландцы не показали себя хорошими товарищами по игу. Разногласия между ними в конечном итоге привели к беспорядкам в 1830 году, поскольку бельгийцы жаловались на неравное представительство и несправедливое распределение национальных налогов и долга. В Брюсселе собрался Национальный конгресс бельгийцев, который провозгласил их независимость от Голландии.

Но Бельгии не позволили контролировать свои собственные дела. Державы взяли на себя опекунство над судьбами Бельгии 20 января 1831 года Лондонская конференция постановила, что граница Бельгии должна быть не такой, какой желал ее народ, а такой, какой она была в 1790 году; что ее нейтралитет должен быть гарантирован; что судоходство по ее рекам должно быть свободным, и что граница Бельгии должна быть такой, какой ее желал народ. государственный долг должен быть разделен с Голландией.

Люксембург был передан Голландии в составе Германской конфедерации. Эти процедуры, однако, не получили одобрения Конгресса Брунзельцев, который выступил против них с протестом. Голландия отказалась принять соглашение, заключенное державами, и объявила войну Бельгии, армия которой была разбита. Дюмортье в своей работе "Бельгия и 24 статьи", стр. 3, ссылается на этот Мирный договор 1831 года как на соглашение, заключенное державами исключительно со ссылкой на их собственные интересы, "преисполненными решимости распоряжаться Бельгией, не совсем без ее согласия, но, во всяком случае, способом, по существу противоположным интересам и пожелания подавляющего большинства населения,"

Только 14 марта 1838 года голландцы, наконец, приняли условия, навязанные великими державами, затем последовал Мирный договор от 19 апреля 1839 года, основанный на 24 статьях Мирного договора 1831 года. Статья VII договора 1839 года гласит, что "Бельгия в пределах, указанных в статьях 1, 2 и 4, образует независимое и постоянно нейтральное государство. Она обязана соблюдать такой нейтралитет по отношению ко всем другим государствам". В этот момент возникает уместный вопрос, соответствовали ли поведение и отношение Бельгии к Германии ее обязанностям нейтралитета. В ходе переговоров между великими державами возникли серьезные разногласия, в ходе которых английский флот блокировал голландские порты, а французская армия осадила и взяла Антверпен.



Королева Виктория о нейтралитете Бельгии
Письма королевы Викторины, том III, стр. 218, 219, приводится интересное заявление о нейтралитете Бельгии: "Бельгия была объявлена нейтральным государством, чтобы сделать невозможной аннексию страны Францией, или получить в ней какую-либо власть. Сами бельгийцы не желали, чтобы их страна стала нейтральной или находилась под защитой, что в некотором смысле означало опеку держав".

Мирный договор, задуманный в условиях тирании и рожденный в кровопролитии
Таким образом, Бельгия была невольно подвергнута состоянию нейтрализации путем принуждения держав, которые руководствовались только своими собственными интересами, из того, что можно услышать об этом договоре, можно было бы предположить, что высокие договаривающиеся стороны были вдохновлены некой благородной, альтруистической решимостью, что войны больше не будет, и что Бельгия будет вечно предана святому делу мира.

Но это вовсе не было мотивом, ибо каждый боялся, что другой может захватить Бельгию, поэтому было решено, что никто не получит её. Таков был генезис договора 1839 года. Теперь все державы-гаранты объединились в группы, стремящиеся уничтожить друг друга. И это договор, зачатый в условиях тирании и рожденный в кровопролитии, святость которого должна быть подтверждена по прошествии поколений, заставив весь мир обагриться кровью невинных народов!

Сегодняшней Германии в 1839 году не существовало, но Пруссия, ныне являющаяся частью Германии, подписала этот договор, предполагая, что Германская империя взяла на себя договорные обязательства нескольких государств, образующих союз, это было полное принятие таких обязательств по подписанию, в каком бы состоянии они ни находились. Такое всеобъемлющее принятие не может быть истолковано как укрепление или подтверждение договорных обязательств, которые по какой-либо причине были изменены или устарели.

То, что этот мирный договор 1839 года фактически устарел, очевидно из поведения сторон во всех случаях, когда тема приобретала первостепенный интерес, как, например, в начале франко-прусской войны в 1870 году, и снова, в начале нынешнего мирового конфликта. Следует отметить, что с самого начала Англия была державой, проявлявшей главный интерес к бельгийскому нейтралитету.



"Наука войны". Джордж Фрэнсис Роберт Хендерсон, составитель Нил Малькольм, 1912

Британский интерес к Бельгии
Причину этого хорошо объясняет полковник К. Ф. Р. Хендерсон в своей "Науке войны". Он ссылается на постоянное влияние Антверпена на судьбы Британских островов и цитирует историю Элисон следующим образом: "Природа создала Шельду так, чтобы она соперничала с Темзой. Протекая по стране, превосходящей по богатству и ресурсам даже центральные графства Англии, примыкая к городам, не уступающим ни одному в Европе в области искусства и торговли; являясь одновременно артерией Фландрии и Голландии, Брабанта и Люксембурга, она призвана стать великим путём между плодородными полями и богатыми промышленными городами стран Бенилюкса и других морских стран.



Шельда в Антверпене, фотохром, ок. 1890-1900

Более того, Антверпен, являющийся ключом к большому устью, в высшей степени приспособлен для создания обширного военно-морского арсенала, каким он стал при Филиппе II Испанском и снова при Первом Наполеоне. Это точка, с которой во все века независимость этих королевств подвергалась серьезной угрозе. Осознавая грозящую ей опасность, Великобритания на протяжении веков проводила неизменную политику, направленную на то, чтобы не допустить попадания этого грозного сооружения в руки ее врагов, и лучшие дни ее истории в основном посвящены борьбе за предотвращение такого бедствия".

Затем Хендерсон показывает, что именно для защиты Антверпена от французов Карл II в 1670 году перешел на сторону голландцев; что Анна объявила войну Людовику XIV в 1704 году; что Чатем поддержал Пруссию в 1742 году, и что Питт пятьдесят лет спустя поднял оружие против Французской революции, таким образом, легко чтобы понять, почему Великобритания не хочет, чтобы Бельгия или Голландия перешли во владение какой-либо из великих держав, и почему британская государственная мудрость только сейчас так глубоко заботится о святости международных договоров и защите малых стран.

Альберт Э. Хеншель. "Разоблачение военного лицемерия: очерк мирового конфликта", 1915
War hypocrisy unveiled: an essay on the world conflict by Albert Edward Henschel, 1915

политика, литература, африка, война

Previous post Next post
Up