Гражданские беспорядки в Заире (Новое название Демократической Республики Конго с 27 октября 1971 по 17 мая 1997) вызвали эвакуацию миссионеров, боль в сердце и множество вопросов
Преподобный Ангус Макнил и пастор у нового здания Библейской школы в Болобо в Кении. (Фото: А.С. Клемент). "Миссионерский вестник", 1969
Важно отметить, что наряду с политическими партиями и объединениями особую роль в политическом процессе Демократической Республики Конго (ДРК) всегда играла церковь, без активного участия которой, пожалуй, не проходило ни одно политическое преобразование. Церковь быстро реагирует как на позитивные демократические преобразования, так и на социальные потрясения, тем самым существенно влияя на формирование общественного мнения.
Несмотря на то что Ватикан в целом неодобрительно относится к участию католических деятелей (52% населения ДРК - католики) в политических мероприятиях и тем более к такого рода «совмещению» должностей, религиозные миссии являются важной составляющей политической системы страны. Представители различных конфессий занимают высокие посты в парламенте и правительстве.
В 90-е годы Национальная суверенная конференция избрала на пост председателя Высшего совета республики (парламента) известного в Африке и римской курии архиепископа Кисангани Монсенгво, оппозиционного Мобуту. Он занимал этот пост до переворота Кабилы в мае 1997 г. Глава протестантской Церкви Христа в Конго Марини Бодо длительное время занимал пост председателя Сената, а аббат Малу Малу, награжденный орденом Почетного легиона Франции, на всем протяжении избирательного процесса возглавлял Независимую избирательную комиссию, которая как структура сохранилась и для последующих выборов.
Бельгийский исследователь, директор Института Африки (Institut Africain et du Centre d’Etude et de Documentation) в Тревюрене (Бельгия), Готье де Виллер так отозвался о католическом священнике: «…небольшого роста, курносый, с живым взглядом, аббат Малу Малу был Наполеоном беспрецедентной кампании в африканской истории». В годы переходного периода религиозные лидеры выступали с едиными обращениями к народу и правительству, призывая гражданское население и военнослужащих к спокойствию и равновесию, а политических оппонентов - к здравомыслию, проведению мирного диалога во избежание анархии и беспорядков.
В ходе выборов религиозные миссии участвовали в качестве наблюдателей, оказывали техническое содействие НИК, вели разъяснительную работу в провинциях. Священнослужители также всегда проявляли активность в образовательной и социальной сферах. В столице и сейчас пользуются авторитетом католические школы и университет. Многие больницы, детские приюты содержатся за счет церкви.
В книжных магазинах столицы продается литература в основном религиозной тематики. Показательно отношение населения к священнослужителям. В одном из обращений к дипломатическому корпусу в Киншасе глава ассоциации традиционных вождей территорий Квамуч и Багата (провинция Бандунду) Нгамбуа Мубуа Азиза так отразил всеобщее настроение своих подданных: «Хорошо зная историческое прошлое нашей страны, у нас нет ни капли доверия к нашим политиканам и их лживым обещаниям. Нашим верным союзником остается церковь»
Г.М. Сидорова. Вооруженные конфликты в Африке на примере Демократической Республики Конго