Жироде-Триозон "Мадемуазель Ланж в образе Данаи" (1799)
Художника обидеть может каждый, однако и он может отомстить. Если художник талантлив и известен, месть может даже войти в историю.
Она была "знаменита тем, что знаменита". Иногда модная актриса, немного модель, и еще чаще просто любовница очередного толстосума, для кого-то икона сомнительного стиля и пример подражания. Нет, это не описание какой-нибудь современной "дивы" (хоть ничего особо не поменялось).
На этот речь речь о популярной в конце 18 века французской актрисе мадмуазель Ланж. Анна Франсуаза Ланж была дочерью бродячих артистов, рано начала выступать и добилась успеха во Франции времен Директории, была содержанкой нескольких богатых господ, за одного из них - Мишеля-Жана Симона - вышла в 1797 году замуж. По его требованию она ушла со сцены, но иногда позировала художникам.
Жироде-Триозон, Автопортрет, фрагментОдин из них - популярный живописец Анн-Луи Жироде-Триозон. Специализировался он на мифологических сюжетах.
Жироде-Триозон "Мадемуазель Ланж в образе Венеры" (1799) Музей изобразительных искусств, Лейпциг
Он написал с нее картину и выставил на знаменитом Парижском Салоне. Достоверно неизвестно, реально она позировала обнаженной, или тело героини - это фантазия художника.
Надо заметить, что картина в образе Венеры - личный заказ на тот момент уже мадам Симон, и она собиралась презентовать ее мужу. Однако заказчице картина не понравились, и она потребовала ее убрать с выставки, а за работу выплатила лишь половину обещанного гонорара.
Картины художник убрал и даже в гневе разрезал на 4 части, но обиду затаил и через год отомстил. Если мадам не понравился образ Венеры, он написал ее в образе Данаи, вернее, злой пародии. При этом часть деталей перекликается, чтобы параллель была более очевидной: рыжая повязка на голове женщины, длинная вуаль, зеркало.
"Портрет мадемуазельЛле Ланге в роли Данаи" (1798) Миннеаполисский институт искусств, Миннеаполис, США
Как известно, на Данаю Зевс пролился на золотым дождем. На картине золотой дождь в виде денег. Купидон помогает собирать деньги. Позади него, вернее, ее весы. На самом деле это дочь художницы. Вместо канонических крыльев у нее легкомысленные крылья бабочки. Одна из монет убивает белую голубку, которая привязана к весам. На ее шее можно увидеть надпись fidelitas - верность.
В правой части картины можно увидеть вторую голубку, которая улетает. На ее шее надпись constantia - постоянство. Жирный и подчеркнуто уродливый индюк с кольцом на лапе - муж бывшей актрисы. При этом его пытаются украсить павлиньими перьями, но, очевидно, что из индюка прекрасного павлина не сделать (по другой версии перья наоборот собирают). С другой стороны павлин был еще и символом тщеславия. Предположительно, перья держит сын мадам Симон.
У ног Данаи свиток с надписью "Asinaria" (комедийная пьеса "Наедине с ослами" Плавта), а еще голова то ли сатира, то дьявола с монетой в глазу, которая словно символизировала дьявольски богатого любовника. Есть версия, что это бывший покровитель женщины некий маркиз Борегар.
Рядом с головой любовника мышь, попавшая в мышеловку. Действие пьесы "Asinaria" разворачивается в доме старика Дементуса, подкаблучника своей жены Артемоны. Он хочет помочь сыну Аргириппу выкупить его любимую гетеру Филению. При этом опрокинутая курительница вот-вот подожжет свиток.
Ножка стула, на котором сидит мадам, сломана, и под нее подложен кирпич. На заднем плане статуя Абунданции - богини богатства и процветания. А еще по краям картины 4 аллегорических изображения с латинскими выражениями.
Надпись: "Посмеялись, друзья?"
Мотыльки, сидящие на сундуке с золотом
Три лягушки собрались вокруг быка - отсылка к басне "Лягушка и бык"
Художник работал над картиной 19 дней, а затем выставил ее в Лувре (по некоторым источникам во время Салона). Она вызвала скандал. Над женщиной начали открыто насмехаться, и, не выдержав позора и издевательств, она уехала из Франции в Италию.
Через несколько лет мадам Симон решила вернуться в Париж, но ее ждал новый удар: она увидела в продаже гравюру "Жироде руководит повешением своей новой картины в Салоне 1799 года". В итоге жещина навсегда уехала во Флоренцию.
Примечательно, что позже сам художник пришел к выводу, что был неправ и поступил слишком жестоко. Картину он впредь нигде не демонстрировал, но репутация мадам была уже безнадежно испорчена.
(С.)