Прусский король Фридрих II (советские историки упорно отказывали ему в титуле “Великий”) жил в 1712-1786; и в советско-российской традиции считается “тупым солдафоном”:
Он успел застать провозвестников наступившей в следующем веке “эпохи технического прогресса”.
Когда ему учёные показали чудесные свойства только-только открытого электричества, и расписали - как здорово станет жить в будущем, когда электричество подведут в каждый дом, этот профессиональный вояка ответил удивительно глубоким рассуждением:
“Не правда ли, что электрическая сила и все чудеса, кои поныне ею открываются, служат только к возбуждению нашего любопытства? Не правда ли, что притяжение и тяготение удивляют только наше воображение? Не правда ли, что всех химических открытий такие же следствия?
Но менее ли от сего происходит грабительств по большим дорогам? Сделались ли от сего откупщики ваши менее жадны? Возвращаются ли с большею точностью залоги? Менее ли клевет, истребилась ли зависть, смягчились ли сердца ожесточённые? Итак, какая нужда обществу в сих нынешних открытиях, когда философия небрежет о части нравственной, к чему древние прилагали все свои силы?“