Dec 06, 2014 11:15
Edith Piaf
Спектакль театра им. Моссовета. "Эдит Пиаф" В главной роли Нина Дробышева Театр им. Моссовета, 1983 год
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
(появляются газетчики)
1-й газетчик. Убийство на авеню Гранд-Арме!
2-й газетчик. Убийца не найден!
3-й газетчик. Читайте, читайте, читайте.
4-й газетчик. Виновна ли мадам Пиаф, певица кабаре "Джернис"?
ЭДИТ. Когда-то я мечтала увидеть свое имя в газетах.Теперь я имела возможность любоваться им почти ежедневно.Обо мне кричали на перекрестках,на меня оглядывались на улицах,я стала притчей во языцах в устах добропорядочных парижан.Мало того,обо мне вспомнили мои прежние друзья с площади Пигаль.
(появляются двое, затем Альбер.
ПЕРВЫЙ. Что-то ты не очень приветлива?
АЛЬБЕР. Не торопись, Диду!
ЭДИТ. А,это ты,старый знакомый…Знаменитый Альбер с площади Пигаль.Что тебе надо?
АЛЬБЕР. Она забыла,что преступный мир так легко никого не отпускает.Твой покровитель умер - без него ты нуль.Теперь у тебя нет другой дороги,кроме той,которая ведет к нам.
ЭДИТ. На панель?
АЛЬБЕР. А что?Сейчас это было бы занятно.Ты теперь популярна.На тебе можно здорово заработать.Нет,это не обязательно.На добродетель можно не посягать.
ВТОРОЙ. Найдем тебе другую работу!
ЭДИТ. А,ту самую?Подметать дансинги,да?Которые посещают дамы,увешенные драгоценностями?Доставлять тебе сведения о них?Ты перепишешь их в книжечку и вечером,в субботу,вырядившись в свой лучший костюм,отправишься в одно из отмеченных мной заведений и там,обольстив любительницу танцев,а потом,прикинувшись порядочным человеком,пойдешь провожать ее домой…
АЛЬБЕР. Хватит!
ЭДИТ. … И отведя в тупик Ла Мерсье,обнимешь ее в порыве страсти,заткнешь ей рот левой рукой,а правой осыплешь ударами.
АЛЬБЕР. Ты не замолчишь?
ЭДИТ. Потом сорвешь с нее драгоценности…
АЛЬБЕР. Значит,ты не вернешься?
ЭДИТ. Нет.
АЛЬБЕР. Тогда я тебя уложу!
ЭДИТ. Стреляй,если ты мужчина!
АЛЬБЕР. Получай!
(выстрел)
АЛЬБЕР. Черт!
ЭДИТ. Пустяки.Ожог.
(Меня вызвали в полицию.Меня явно в чем-то подозревали.
1-й ИНСПЕКТОР. Напрасно вы молчите,это может вам только повредить.
2-й ИНСПЕКТОР. Это не допрос,это всего лишь снятие показаний.
3-й ИНСПЕКТОР. Но вы могли быть соучастницей в этом деле.В этом деле…В этом деле!…В этом деле….
Лишь поздно вечером,когда,наконец,было установлено,что я действительно ни в чем не виновата,меня,полуживую,отпустили домой.Спекулируя на любопытстве зрителей и зная также,что на особые условия я претендовать не могу,директора многих кабаре охотно приглашали меня к себе.И я пела.
(звучит мелодия "Толпа")
Но приходили не для того ,чтобы послушать певицу,а для того,чтобы увидеть женщину,связанную с делом Лепле.И вот однажды,на одном из выступлений ,раздался резкий ,оглушительный свист.
(Музыка обрывается.Появляется человек.Длинный,худой,с нервными,выразительными чертами лица.Это Раймон Ассо)
РАЙМОН. Почему вы свистите,сударь?
ПОСЕТИТЕЛЬ. Это вы мне?
РАЙМОН. Вам!
ПОСЕТИТЕЛЬ. Что вы не читаете газет?
РАЙМОН. Читаю.
ПОСЕТИТЕЛЬ. А разве вы не знаете,что она находилась под сильным подозрением?Она пробыла в полиции 48 часов.
РАЙМОН. Ну и что?
ДАМА. Как что?Нет дыма без огня!
РАЙМОН. Если вы беретесь судить своих соотечественников,которые находятся на свободе,значит у вас есть на то какие-то основания.Какие же основания у вас есть?
ДАМА. Да нет,но…
РАЙМОН. Так. (другому) У вас есть какие-нибудь основания?
(Посетитель отворачивается)
РАЙМОН. У кого-нибудь из присутствующих есть какие-либо основания?Так вот.Сейчас одно из двух:либо певица,которую вы слышали - хороша,либо - плоха.Если она хороша - аплодируйте.Если нет - сохраняйте тишину.В кабаре не свистят.А частная жизнь артиста никого не касается.Простите,мадмуазель,что пришлось прервать ваше выступление.Продолжайте.
ЭДИТ. А после выступления он ждал меня у подъезда.
(Раймон подходит к Эдит и останавливается неподалеку)
О,мсье, я вам так благодарна!
РАЙМОН. Пустяки!Меня зовут Раймон.Раймон Ассо.Я поэт.Лепле передал вам номер моего телефона.Я сказал,что вы можете звонить мне,когда угодно,но вы не позвонили.Почему?
ЭДИТ. О,мсье,когда находишься в такой ситуации,как я ,не очень-то приятно.
РАЙМОН. Я жду этой минуты уже целый год,с того дня,как услышал вас впервые в кабаре "Джернис".Немедленно едем ко мне.Чашка кофе по моему рецепту,и вы снова поверите в свои силы.
ЭДИТ. О,мсье!Если бы так.Но по мнению репортеров,мое место давно за решеткой,а не в обществе цивилизованных парижан.
РАЙМОН. К черту репортеров,к черту цивилизованных парижан.К черту кабаре!Настоящая певица может проявить свой талант лишь на сцене крупного мюзик-холла,и мы добьемся своего,чего бы это нам не стоило!Такси!
ЭДИТ. О,святая Тереза!Неужели я опять спасена!
(Эдит и Раймон входят в комнату Раймона Ассо)
РАЙМОН. Мой дом.
Без крыши он и без огня мой дом.
И без тебя и без меня мой дом.
И нет в нем слуг,и нет господ в нем.
И все совсем наоборот в нем.
Ни статуй нет,ни страха нет,ни стен.
Нет ни оружья,ни угроз,ни взятых в плен,
В нем ни реликвий,ни религий днем с огнем
Ты не найдешь.Вот почему он так хорош мой дом.
Считайте ,что он и ваш…
ЭДИТ. О,мсье…
РАЙМОН. И,пожалуйста,не называйте меня "мсье" и говори мне "ты".Мне,например,кажется,что мы уже 1000 лет знакомы.Тебе здесь нравится?
ЭДИТ. Очень.
РАЙМОН. Тогда садись,жди кофе и слушай.
(Раймон берет кофейник и начинает готовить кофе,одновременно читая стихи)
Возьмите слово за основу и на огонь поставьте слово
Возьмите мудрости щепоть,наивности большой ломоть,
Немного звезд,немного перца,кусок трепещущего сердца,
И на конфорке мастерства прокипятите - раз и два.
И много-много раз все это.Теперь пишите,но сперва
Родитесь все-таки поэтом!
Все это время я внимательно наблюдал за тобой,с того самого дня ,как впервые услышал тебя в кабаре "Джернис".Ты поразила меня тогда и в то же время я понял,сколько тебе еще не хватает.И главное - репертуар!Тебе нужны песни,Эдит,простые и искренние,как сама жизнь.Они должны пахнуть хлебом и дымом,как район Ла Виллет,где по вечерам слышатся звуки радио из соседнего бистро,Тебе необходимо учиться.У таких,как Мари Дюбуа или Дамьа.И еще,и это,пожалуй,самое главное.Ты должна взять обязательство.Обязательство перед самой собой,как я.Мои обязательства просты.Никогда не писать,если нечего сказать.Писать,как можно проще.И если писать,то говорить правдивые и человеческие вещи,вкладывая в них,как можно больше искренности и чистоты!И ничего не бойся!На тебя клевещут,тебя оскорбляют,обливают грязью.Не ты первая,не ты последняя.Надо закалять волю,Эдит,напрячь мускулы и драться.И мы еще подеремся за вас,уважаемая Эдит Пиаф!
(Появляются три директора)
1-й ДИРЕКТОР. Вы мне надоели,Ассо!Оставте меня в покое!
2-й ДИРЕКТОР. Нет,нет и нет!Только не Эдит Пиаф!
3-й ДИРЕКТОР. Вы что,хотите,чтобы я разозлился?
(Все трое отворачиваются от Раймона)
РАЙМОН.
Я кулаками бью рассвет,я обезглавливаю горы
И одиночество в ответ рыдает и глядит с укором
Я горизонт разворошил в глухом лесу повесил иней
И выпустил всю кровь из жил у раненой небесной сини…
Бывает век наш иногда к поэзии неравнодушен
ЕЕ он любит,но тогда,когда в своих объятьях душит…
Через месяц ты будешь петь!
(Пантомима директоров и Ассо)
ЭДИТ. Раймон Ассо дрался за меня с таким пылом,что директора мюзик-холлов не знали как избавиться от него.И вот,наконец…
1-й ДИРЕКТОР. Вы мне надоели,Ассо!Я подписываю.
2-й ДИРЕКТОР. И я подписываю…но только,чтобы не видеть больше вашей физиономии в моем кабинете.Вот ваш контракт!И убирайтесь вместе с вашей Эдит Пиаф к черту!
ЭДИТ. Ура!Боже мой,но что же я буду петь?
РАЙМОН. Ты недооцениваещь своих друзей.Вот они твои новые песни.
(Раймон берет одну из своих книг)
Представляю,как они прозвучат в твоих устах.Ты выходишь на сцену,и в притихшем зале,впервые,как бы из глубины возникает мелодия…И вот уже голос,низкий,грудной голос своими бархатными интонациями завораживает вас.Его теплые волны набегают,обволакивает,проникают вглубь.Подобно соловью,невидимому глазом,ты тоже становишься невидимой.Только твой взгляд,твои бледные руки и воскового цвета лоб,на который направлены лучи света и нарастающий все выше голос.Ты превосходишь себя,ты превосходишь свои песни,их музыку и слова.Ты превосходишь всех нас.Душа улицы проникает во все уголки города.И это уже не Эдит Пиаф поет,а идет дождь,свистит ветер или накидывает свое покрывало лунный свет.
ЭДИТ. О,Раймон,как ты сказал?Что мне сказать в ответ?Ты дал мне все,чтобы стать певицей,ты меня переделал!…Три года терпеливой нежности,чтобы заставить меня понять,что есть и другой мир;три года,чтобы уничтожить отраву площади Пигаль,три года для того,чтобы сделать из меня женщину и актрису вместо той,чей голос ходили слушать,как ходят на ярмарку глазеть на диковенных обезьян.Прощай,Раймон.Никогда,слышишь,никогда я этого не забуду.
(К Эдит подходят бродячие актеры,негромко наигрывая на своих инструментах.Слышен топот сапог)
Нас разбудила война,но ты всегда останешься со мной,потому что со мной всегда твои песни.
(Падает одна шляпа…Потом другая…Третья…)
ЭДИТ. Многие не вернулись тогда с войны,Многие так и не дождались свободы.Есть песни,которые подсказывает нам сама жизнь.И вот для одной из таких песен,послужила сюжетом моя история,которая произошла в 1943 году,когда немецкие оккупационные власти в Париже предложили дать мне несколько концертов в Германии и в том числе в одном из лагерей для военнопленных французов.Первым моим попуждением тогда было немедленно отказаться,как вдруг…
(Звучит песня "Я знаю как")
….у меня возникла одна опасная мысль,и я дала согласие на поездку.
Я знаю как!Как разломать железную решетку, я знаю как!
Как превратить в прах эту огромную стену из огромных камней.
Я знаю как,я знаю как,как вырваться из этой тюрьмы,
Сокрытой глубже ,чем могила!
Это был лагерь №4-Д, лагерь смерти,с которым судьба связала меня в те годы.Я пела,а они - заключенные,,стояли против меня,охраняемые конвоем,изможденные,небритые,оторванные от дома,от родины,от семьи.Они стояли,опустив головы,и слушали мои песни.После выступления я прошу разрешения сфотографироваться на память с военновленными.Комендант разрешает,и я увожу с собой фотографию.
В Париже я немедленно отдаю ее увеличить.Затем разрезаю на 120 отдельных лиц и через подпольную фотографию заказываю 120 фальшивых документов.Остается их только перевезти.И я снова прошусь на концерт в тот же лагерь.И,раздавая автографы,я незаметно раздавала свой груз.
120 военнопленных бегут.
120 человек на свободе.
А через год я секретно получила письмо,в котором сообщалось:"На рассвете летнего дня лагерь военнопленных "4-Д" подвергся жестокой бомбардировке.50 человек убито!" Это означало,что 50 семей не увидят своих близких.Не можете ли вы что-нибудь сделать для них,помочь им? - спрашивали меня.Этот вопрос заставил меня задуматься,я искала,искала выхода.Внезапно,под влиянием одной мысли,я схватила телефонную трубку и позвонила Саша Гитри - знаменитому актеру и писателю.
ГИТРИ. Слушаю.
ЭДИТ. Две минуты назад,мэтр,я была полна мужества,а теперь не смею сказать…
ГИТРИ. Поак я еще не приобрел видеотелефон,говорите,что угодно…Только не лишне бы знать,с кем имею честь…
ЭДИТ. Вам звонит певица Эдит Пиаф.И я кое-как объяснила ему в чем дело.Рассказала о военнопленных из лагеря.К сожалению,я одна не сумею привлечь публику.А нужны деньги,много денег.Я уверена:с Вашим именем на афише сбор будет огромным.Я пою сейчас в "Болье".Вот я и решилась.
ГИТРИ. Вы знаете,я никогда не выступал в кабаре!Это будет мой дебют.А дебют - вещь ответственная.
ЭДИТ. Значит,мэтр,вы согласны!
ГИТРИ. А разве вы сомневались?
ЭДИТ. Я ушам своим не поверила,настолько это было невероятно:
ГИТРИ. На какой сбор вы рассчитываете?
ЭДИТ. С вашим именем на афише,мэтр,мы можем назначить цену на входной билет в размере две тысячи франков.В "Болье" 200 мест.
ГИТРИ. 400 000?Маловато.Но мы что-нибудь придумаем.Во всяком случае я прочитаю какую-нибудь из своих поэм,написанных в молодости или разыграем отрывок из пьесы.Мы что-нибудь придумаем…
ЭДИТ. Он действительно придумал…аукцион в середине вечера."Опять аукцион?" - скажите вы.Да,опять,но это был необыкновенный аукцион.
ГИТРИ. Уважаемая публика.У нас нечего продавать.Ни-ни-ни.
ЭДИТ. Не удивляйтесь,Саша Гитри правильно рассчитал.
ГИТРИ. На этот вечер пришли очаровательные женщины,у которых есть все - мужья, женихи,братья,отцы,и,разумеется,вы пришли к нам для того,стобы выразить свою солидарность с другими женщинами,которые не увидят своих Мужей,женихов,братьев или отцов.Вы не откажетесь пожертвовать чем-нибудь из своих драгоценностей или мехов ради того,чтобы помочь тем,у кого их никогда не будет.Итак,мы будем продавать,любезные дамы,лишь то,что вы нам подарите.
ЭДИТ. Через 5 минут я выбрала для продажи в груде мехов на эстраде первую норковую шубку.За ней последовала другая,затем колье,потом накидка…Аукцион разгорался…Счастливая и готовая ежесекундно расплакаться стояла я,кусая свой платок,когда наконец,дело было кончено,Саша Гитри взял меня за руку и подвел к самой рампе.
ГИТРИ. Мы сделали ,что могли,но вы дали нам 2 миллиона!Браво и спасибо!
ЭДИТ. Никогда не забуду этот вечер!До сих пор они приходят ко мне,чтобы обнять и поблагодарить.На глазах у них слезы,разумеется,и я реву в три ручья.А потом выхожу на сцену и пою свою новую песню.Песню о счастье и любви.
БЕЙТЕ БАРАБАНЫ
Слышите,как поют трубы?
Они поют с давних времен,
Они звучат в моей голове
И превращаются в эхо.
О,как бы хотелось мне ,чтобы они пели для тех,
Кто влюблен,для моих друзей,и для тех,кто это заслужил.
Давайте,бейте,бейте,барабаны
Для тех,кто рождается каждый день,
Для тех,кто смеется,когда захочет,
Для тех,кто с растерзанной Хиросимой
Давайте,бейте,бейте,барабаны,играй свою песню,аккордеон,
Чтоб кончилась войны,чтоб не было горя,
Чтоб мир был на всей земле!
Наступило освобождение Франции!
Настал долгожданный день!И я уже с уверенностью могу сказать,что становлюсь все более и более популярной.Моя известность растет,Со мной заключаются контракты,я снимаюсь в кино и дебютирую на сцене театра в пьесе Жана Кокто "Равнодушный красавец"
Турне а Америке,
Турне в Греции,
Вновь в Париже…
Я знакомлюсь с лучшими актерами современности: Чарли Чаплиным,Марлен Дитрих. Меня окружает множество друзей.Я в центре внимания прессы,радио,репортеров.Казалось,судьба улыбнулась мне,и я отдавала всю себя своему зрителю без остатка.
(Звучит мелодия "Звуки бала")
1-й РЕПОРТЕР. Маленький чемпион в весе "петуха" Эдит Пиаф болезненно расточительна.
2-й РЕПОРТЕР. Она не экономит свои силы и заработки.
3-й РЕПОРТЕР. Она хочет все успеть,все объять!
ЭДИТ. Возможно,что это так.Но иначе,я,видимо,не умела.Я швыряла на ветер целые состояния,я дарила друзьям сн огшибательные подарки.Я разбрасывала миллионы,не требуя ничего взамен.Я словно мстила за свое прошлое.Мстила за нищету.Мстила за то,что ребенком спала на тротуарах,что мой отец погиб без гроша,а мать,раздираемая наркотиками.Мстила за то,что родилась в самом низу социальной лестницы на ступеньках,в грязи,там,где не возникает никакой надежды.Казалось,я была весела.В вечера моих триумфов,я хохотала,как сумашедшая,но вряд ли кто знал тогда,как я,в сущности,была одинока.Я всю жизнь искала любовь.Но она почему-то почти всегда ускользала от меня.Всякий раз,когда мне казалось,что я нашла,наконец,того,кто заполнит всю жизнь - все рушилось,и я снова оставалась одна.Лишь однажды…
(Звучит "Прекрасная история любви")
Его звали Марсель Сердан.
(Появляется Сердан и медленно идет по лестнице к помосту.)
Ты идешь ко мне навстречу
И я иду к тебе,
Я иду навстречу неизвестно чему
Иду,как в ночи
И стараюсь тебя забыть,
Но это сильнее меня
Я разрываюсь -
Ведь я принадлежу только тебе.
Мой Марсель!Как я любила тебя!Нет,я обожала тебя,как бога.Я хочу кричать на весь мир:
Марсель Сердан преобразил всю мою жизнь!
Марсель Сердан сделал меня счастливой!
Чего только не говорили о нас.
- Как вы можете любить боксера?Ведь это же грубое животное,это не человек!
И это о Марселе Сердане!Да что вы знали о нем?Какой он был дикий на ринге?Какой неистовый?А я знала его другого.
Это было в Париже,несколько лет назад.Я встретила его,когда он вел под руку своего приятеля,почти слепого араба.Все считали,что тот обречен,но Марсель никому не верил.Он вызвал его в Париж,оплатив путешествие из Касабланки и каждое утро провожал больного к врачу.Все расходы по лечению он,разумеется,оплатил и добился чуда.Когда он провожал его в Африку,друг его был здоров.
Чемпион мира,богатый,обихаживаемый всеми,он мог бы подумать немного и о себе,наладив свой отдых.Куда там!Вместо этого он дает согласие на турне показательных боев в Провансе,а деньги жертвует в детский туберкулезный пункт.
- Зачем,Сердан?Ведь если ты потерпишь поражение,ни одна собака о тебе и не вспомнит.
- Не сердись,Эдит.Я видел этих ребят.Если бы я мог,я бы отдал и больше.
СЕРДАН. Алло!
ЭДИТ. Кто?Какой Марсель?
СЕРДАН. Сердан,боксер.Вы же помните?Нас познакомили в клубе "Пити" в Париже.
ЭДИТ. Да,да…конечно.
СЕРДАН. Я звоню снизу,от портье.Здесь так тоскливо в Нью-Йорке,что начинаешь скучать по дому.Если вы не возражаете,мы могли бы пообедать вдвоем.
(Звучит музыка)
ЭДИТ. Он привел меня в какую-то забегаловку,где нам подали переваренное сухое мясо "пастрами" и по стакану дешевого вина.
- Да,- подумала я, - такому не грозит разорение.(Сердану) А вам не кажется,что вы не слишком щедры?
(Сердан растерянно смотрит на Эдит)
ЭДИТ. Он был так смущен,что долго не мог подыскать ответа.
СЕРДАН. Простите меня.Но я всегда так обедаю!
ЭДИТ. Лишь потом я узнала,что он просто не хотел пукать пыль в глаза.Но с тех пор мы уже больше не расставались.
СЕРДАН. Едем,Диду!
ЭДИТ. Едем!
(Звучит музыка)
СЕРДАН. Париж!
ЭДИТ. Внешние бульвары!
СЕРДАН. Орли!
ЭДИТ. Бульвар Лани!
СЕРДАН. Париж!
(Эдит критически осматривает Сердана)
ЭДИТ. Господи!Тебя же необходимо одеть!Посмотри!(указывает на манекены) Это последние парижские моды.Одевайся!
(Сердан делает движение,как бы изображая,что он одел новый костюм)
ЭДИТ. Потрясающе!Можешь поверить моему вкусу.Только в этом костюме ты поедешь на свой Нью-Йоркский чемпионат!
(Сердан машет шляпой,Эдит опускается на колени.)
ЭДИТ. О,святая Терезия,для себя я ничего не прошу.Напротив,пусть все несчастья и страдания падут на мою голову.Я их,наверное,заслужила.Но ему,о чьих трудах и жертвах ты знаешь,пошли ему победу,умоляю тебя,пошли!
(Сердана окружают импрессарио и два тренера)
1-й. Ты не должен ее видеть,Марсель!
2-й. От любви подкашиваются ноги!
3-й. 10 часов сна,режим и ежедневные тренировки - вот,что тебе нужно сейчас.
МАРСЕЛЬ. К черту!Завтра она будет в Нью-Йорке.
(Сердан и Эдит медленно идут друг к другу)
1-й. Сумашедший!
2-й. От этого боя зависит вся твоя жизнь!
3-й. Ты же знаещь,чято такое федерация спорта!
1-й. А спортивные журналисты?Они поднимут такой скандал,что машинистки на небоскребах завизжат от восторга.
(Сердан обнимает Эдит)
1-й ГАЗЕТЧИК. Идиллия двух французов в Нью-Йорке!
2-й ГАЗЕТЧИК. Сердан проиграет бой!
3-й ГАЗЕТЧИК. Мисс Эдит и Марсель Сердан накануне знаменитого поединка.
ЭДИТ. Слышишь,Марсель?Что же нам теперь делать?
МАРСЕЛЬ. Не беспокойся,Эдит.Я сам решил с ними поговорить.Завтра будет пресконференция.
(Сердан выходит на авансцену)
МАРСЕЛЬ. Уважаемые господа журналисты!Дамы и господа!Вас интересует,люблю ли я Эдит Пиаф!Да,люблю!И ни от кого не скрываю.Что касается моей спортивной формы,то в этом вы можете убедится,когда я выйду на ринг.Вот и все,что я хотел вам сказать.А завтра я узнаю,действительно ли вы джентльмены.ЭДИТ. И назавтра в прессе не было ни одной строки,где бы говорилось обо мне и Сердане.А я получила огромную корзину цветов с надписью на открытке : "От джентльменов - женщине,с которой Любовь".Через несколько дней Марсель Сердан стал чемпионом мира по боксу.Мой Марсель…это была твоя двойная победа.Ты улетел в Париж,я заканчивала гастроли.Тебя провожали сотни людей. Гип-гип,Сердан, - кричали они.Спойте,Эдит Пиаф!И я пела…
МАРСЕЛЬ. То,что ты делаешь,Эдит,много лучше того,что делаю я.Ты несешь им любовь и счастье.Прощай,малыш!До встречи в Париже…
(Сердан медленно уходит,Эдит долго смотрит ему вслед.)
ЭДИТ. Но встретиться нам так и не удалось.Самолет Нью-Йорк - Париж разбился у Азорских островов.Марсель был на борту.Марсель Сердан погиб.В тот вечер я пела в зале Версаля в Нью-Йорке.Меня вынесли на носилках и поставили у рояля.Когда занавес открылся,я сказала: "Сегодня я пою в память о Марселе Сердане.Я буду петь только для него".
Мой бог.Мой бог,мой бог,мой бог
Оставь мне его,моего возлюбленного
На один день,на два дня,на восемь дней…
Оставь мне его еще немного,мне…
Мой бог,мой бог,мой бог,
Оставь мне его еще немного
На шесть месяцев,на три месяца,на два месяца
Оставь мне его,моего единственного возлюбленного,мне
Мой бог,мой бог,мой бог
Даже если я не права
Оставь мне его еще немного
Даже если я не права
Оставь его еще немного мне.
ЭДИТ. Шесть месяцев после твоей смерти,Марсель,я боролась сама с собой.Шесть месяцев я преодолевала отчаяние,выходя на сцену.Я теряла сознание,прислоняясь к роялю и держалась за микрофон.И все-таки я не выдержала тогда.Началось мое сногшибательное падение.Никогда я не забуду тех лет.
1-й ГАЗЕТЧИК. Пиаф сделалось худо на сцене!
2-й ГАЗЕТЧИК. Жизнь Пиаф в опасности!
3-й ГАЗЕТЧИК. Новый упадок сил!
ЖАНИН. С опухшим лицом,пустыми,нечего не выражающими глазами,она приходила к себе в артистическую,гримировалась,словно во сне,и пошатываясь,выходила на сцену.Сколько раз машина скорой помощи квозила ее домой.Сколько раз я не знала,дождусь ли ее с концерта…
ИМПРЕССАРИО. Вот контракты,которые нужно выполнить в этот год.Мы рискуем,мадам Пиаф.Слишком часто вам становится плохо.
ЭДИТ. К черту!Я сама знаю,как себя вести!
ГОЛОСА. Ваш выход,мадам Пиаф!
- Ваш выход!
- Эдит!
- На сцену!
ЭДИТ. Да посмотрите на меня!Ведь я отребье.Не женщина,а бродячая тень,которая едва лишь держится на ногах…
(Всматривается в зеркала)
Это всего лишь маленький паяц,с осторожной походкой,с нарушенными телодвижениями,с преждевременно постаревшим лицом…Оставьте меня!
(Звучит "Падам,падам".Появляется молодой человек с шарами в руках)
ЭДИТ. Кто вы?
ТЕО. Простите,мадам,но дверь была не закрыта и поэтому я не позвонил.Мне трудно объяснить мое появление…Я парикмахер Тео Сарапо и еще…
ЭДИТ. Парикмахер?Я никого не вызывала.
ТЕО. В этом и есть нелепость моего положения,но я бы хотел объяснить…Видите ли,мой отец рассказывал мне,что во время войны он сделал одно открытие…
ЭДИТ. Какое же?
ТЕО. Он заметил,что раненым становится легче,после того,как их побреют.
ЭДИТ. Но у меня не растет борода.
ТЕО. Я хотел бы предложить вам,мадам,если вы согласитесь,причесывать вас перед каждым вашим выходом.
ЭДИТ. Как странно…
ТЕО. Мне нужно ваше согласие.
(Эдит берет Тео за руку и подводит к зеркалу)
ЭДИТ. Посмотрите.Знаете ли вы эту женщину?
(Звучит "Падам,падам")
ТЕО. (тихо) Это великая Эдит Пиаф.
ЭДИТ. Нет.Это всего лишь маленькая женщина,которая несет на себе неминуемое клеймо той,которая,увы,всегда первой приходит на свидание.
ТЕО. Я люблю эту женщину с тех пор,как я впервые услышал ее на концерте.Тогда мне показалось,что земля уходит у меня из под ног ,показалось,что голос ее проник в меня и стал частью меня самого.Сколько раз я видел,как вы выходили на сцену,изнемогая от усталости,с волосами,прилипшими ко лбу,своей неловкой походкой.Но вдруг вы начинали петь,и каким бы огромным не был концертный зал - будь то Плейоль,Шайе или Карнеги-холл,голос ваш заполнял все и завладевал сердцами.Это было волшебство,какое-то непрерывное чудо.Ивсе они любили вас в тот момент,как и я,и верили,что такое будет навеки.
ЭДИТ. Боже!Если найдется хоть одна женщина,пусть молодая, пусть цветущая здоровьем, способная устоять против подобной декларации,тогда я ничего не понимаю .Ни в жизни,ни в женщинах,ни даже в самой любви.Неистовое желание петь,сейчас же,сию минуту,охватила меня.петь,для них,для всех моих незнакомых друзей,для моих слушателей,которые начинают мне аплодировать,прежде,чем я успеваю выйти на сцену.И я пела,пела,преодолевая отчаянье.И песни спасли меня,мои песни. Как мне о них сказать?Ведь они - это я сама.Моя плоть,моя кровь,моя голова,моя душа,мое сердце.Как мне о них сказать?…Я приветствую песню!С ней поэты выходят на площади,сливаются с толпой и становятся любимцами века.Сколько певцов рождается каждый день.И часто кажется,что их песни не имеют ни авторов,ни корней,что они возникли прямо на улицах в маленьких неприметных бистро или многонаселенных кварталах.Слыщите,как звучат над Парижем их голоса!
(Звучат голоса знаменитых певцов французского мюзик-холла)
В Марселе,в Тулоне,в портах,на стройках,в провинциях,городах,вырываясь из репродукторов,они проникают в сердца самых простых людей и навсегда поселяются в них.И я счастлива,что являюсь одной из тех,кто отдал им свою жизнь.Я счастлива,что многим сумела помочь и пробиться.
(Звучит голос Ив Монтана)
Помнишь,как я наговорила тебе кучу неприятных вещей,когда впервые услышала тебя в Мулен-Руж.Ты вышел на сцену в эксцентрическом клетчатом пиджаке.Марсельский акцент,нечеткая дикция и явно американизированные песни.Ты еле сдержался тогда,чтобы выслушать меня до конца,я потом процедил сквозь зубы: - Советы коллег всегда ценны,но советы великой Эдит бесценны!
ЭДИТ. И все-таки ты поверил мне.Ты сбросил свой ужасный пиджак и надел коричневую рубашку.Ты отказался от прежних песен и резко изменил весь свой репертуар.Ты рискнул потерять часть публики,нежелавшей привыкать к переменам.Сколько раз ты повторял мне тогда:
- Эдит,ты оказалась права,я ни за что не сдамся!
- ЭДИТ. И ты работал,как зверь,по десять часов подряд,и ты победил!
(Звучит голос Эдди Константина.)
КОНСТАНТИН. Ты научила меня всему,ты внушила мне веру.Ты заставляла бороться,когда,казалось,небыло сил.Сколько раз ты повторяла тогда:
ЭДИТ. Эдди,у тебя есть класс,ты будешь петь,ты будешь звездой,запомни это!
КОНСТАНТИН. Никогда я не забуду тебя ,Эдит.
ЭДИТ. Шарль Азнавур!
(Звучит голос Шарля Азнавура)
Помнишь,Шарль,как ты мечтал получить дебют,не имея ни гроша в кармрне.Наши окна были напротив.По утрам ты пел и аккомпанировал сам себе на рояле.Мы так и познакомились с тобой,прямо через окно. Милый Шарль,как ты был счастлив,когда,наконец,смог впервые пригласить меня на обед
АЗНАВУР. Я хочу,чтоб ты знала,Эдит,скольким я обязан тебе.Ты мой первый успех.Тебе я посвятил свой дебют.
ЭДИТ. Эдди Константин,Феликс Морган,Шарль Дюмон,Шарль Азнавур и многие другие…Идите мои друзья,идите в мир песни и будьте счастливы.И если я умру раньше вас,то буду горда тем,что в ваших именах,сверкающих на фасадах мюзик-холлов есть и частица моей души.
Ужасной была моя жизнь и вместе с тем изумительной.Сколько раз настигала меня беда,сколько раз я едва спасалась от смерти.Голод и бездомное детство,гибель и потери друзей,утраты и разочарования,смерть девочки,Смерть Сердана,затем алкоголь,наркотики,автомобильные катастрофы,операции и болезни.Но каждый раз я снова поднималась со дна,снова выходила на сцену.И если бы спросили меня сейчас,жалею ли я о том,что так прожила свою жизнь,то я ответила словами одной из своих последних песен:
Нет,я ни о чем не жалею.
Нет,я не жалею ни о чем!
(Звучит песня "Нет,я ни о чем не жалею")
Я лежу на больничной койке и диктую свои воспоминания,которые поднимаются толпой,осаждают меня,окружают и захлестывают.Я вижу лица,множество лиц - вас,знакомые и незнакомые,вас прохожие,которые узнают меня по походке.Ради вас,я пою,нередко из последних сил и ради вас я готова умереть на сцене.Это моя исповедь.И все,чего я хочу,это то,чтобы услышавший меня сказал бы: "Ей многое простится,потому что она много любила".
(Затемнение.На подмостках остается лишь Марсель Блистен.С портативной кинокамерой в руках,он как бы заканчивает съемки траурной процессии)
БЛИСТЕН. Был полдень,когда ты ушла навсегда…Но боже мой,Эдит,так он был прекрасен,твой последный "выход".Откуда появились эти тысячи,десятки,сотни тысяч людей.Они шпалерами стоят от твоего дома до самого Пер-Лашез. Они молча стоят перед твоим домом,как будто ждут тебя у артистического подъезда. Появился священник,но тебя не понесут в церковь. Они все-таки отказали тебе в этом.Но,может быть,так лучше…И началось твое триумфальное шествие,Эдит.Это был твой апофеоз.Длинный,бесконечный кортеж тронулся,и Париж,весь Париж,стоял в почетном карауле.И ты прошла через твой город,твой Париж.
- Это Пиаф…Пиаф уходит…
В тот момент,когда мы вошли в ворота Пер-Лашез,перед тобой через город скорбных надгробий понесли трехцветное знамя.Рядом со мной одна старая женщина старалась пробраться поближе:
- Я должна проводить ее,я помню ее девочкой,ее тогда звали мом Пиаф.
Видишь,Эдит,прошли годы,ты стала королевой песни,но для тысяч и тысяч людей ты осталась "мом Пиаф",маленькой уличной певицей,которая сумела найти дорогу к их сердцам,они верили в тебя, - ты не обманула их.
занавес.
(Пьеса В. Легентова)
Нина Дробышева,
Эдит Пиаф