Jun 25, 2014 11:49
Edith Piaf
Спектакль театра им. Моссовета. "Эдит Пиаф" В главной роли Нина Дробышева Театр им. Моссовета, 1983 год
ВИКТОР ЛЕГЕНТОВ
ЭДИТ ПИАФ
(Пьеса в двух частях по мемуарам об Эдит Пиаф)
Действующие лица:
1.Эдит Пиаф
2.Луи Лепле
3.Раймон Ассо
4.Марсель Сердан
Бродячая труппа Эдит:
1.Жанин - женщина,хозяйка отеля,дама в кафе
2.Камиль - 1-й газетчик,1-й инспектор,Луи,Эдди Константин,Тео Сарапо
3.Жан -- 2-й газетчик,Гассион,посетитель кафе,Азнавур,3-й инспектор
4.Жак - 3-й газетчик,мужчина,2-й инспектор,Альбер,Саша Гитри
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
На подмостках появляется актриса.Она подходит к столу,берет одну из книг,читает:
ЭДИТ ПИАФ.ВОСПОМИНАНИЯ.
…Я умру,и столько всякого наговорят обо мне,что в конце концов никто так и не поймет,какой я была на самом деле…
(Актриса задумывается.Затем подходит к другому столику,берет книгу,читает)
"До свиданья,Эдит…" Марсель Блистен.
(Воспоминания.)
…Только что я видел Эдит в последний раз.Бледная,маленькая,неподвижная лежала она в своей огромной кровати.Я долго смотрел на нее,растерянный,отупевший от горя.Возможно ли,что это крохотное создание с маленьким,безжизненным,как у куклы ,лицом,это все,что осталось от самой великой трагической эстрадной певицы. Я смотрел на это лицо,утопавшее в легкой материи,и думал:"Неужели никогда больше не прозвучит ее изумительный голос…
(Звучит мелодия.Это "Падам,падам." И вот мы уже слышим голос,это голос Эдит Пиаф.Актриса быстро берет газету и читает:)
"Этрансежан"1936 год.
"Малышка Пиаф - печальный и необузданный ангел народного бала.Все в ней дышит предместием…За исключением одежды,напоминающей стиль 1900 года.Перед нами чудесным образом,воскрешенная прическа певицы Клодин,отложной воротничок,черное платье,похожее на школьную форму.
Жан Кокто.Член французской академии.
"Посмотрите на эту маленькую женщину,чьи руки подобны ящерицам.Взгляните на ее лоб Бонапарта,на ее глаза слепца,который обрел зрение.Как она будет петь?Как она при этом выразит свои мысли?Как вырвутся из ее узкой груди великие стенания ночи?"
Газеты,журналы,книги,воспоминания…
…Я умру и столько всякого наговорят обо мне,что в конце концов никто так и не поймет,какой я была на самом деле.Не так уж это и важно,скажете вы?Да,конечно.Но эта мысль не дает мне покоя.Вот почему,пока еще не поздно,я хочу сама рассказать о себе,рискуя вызвать скандал.А может быть,рискуя возбудить к себе жалость.
Будь,что будет!
"Падам,падам"
Этот мотив,который меня преследует день и ночь.
Этот мотив не возник сегодня.
Он пришел из такого же далека,как и я,
Заигранный сто тысячами музыкантов.
Однажды этот мотив сведет меня с ума.
Сто раз я хотела спросить:почему
Он звучит всегда раньше меня,
И его голос
Покрывал мой голос.
Падам,падам,падам.
Он бежит,нагоняя меня.
Падам,падам,падам
Он как бы требует:вспомни.
Падам,падам,падам.
Он как бы требует:вспомни.
Падам,падам,падам.
Этот мотив,который на меня указывает пальцем
И я тащу его за собой,как какую-то старую ошибку
Этот мотив,который знают все наизусть.
Слушайте,какой он делает шум.
Как будто все мое прошлое проходит мимо
Надо горе оставить ,оставить на потом
У меня целый кортеж горя на этот мотив,
Который стучит,стучит,как деревянное сердце.
Я лежу на больничной койке и диктую свои воспоминания,которые поднимаются толпой,осаждают меня,окружают и захлестывают.Прошлое не стоит вокруг меня в образцовом порядке.Я вижу лица,множество лиц,какие-то люди расталкивают друг друга и кричат:"Меня,меня сначала!" Бог мой,сколько их!Какое множество!Но среди них я узнаю тех,кто как вечные спутники прошли через всю мою жизнь…
(Появляется человек в костюме акробата,Это Камиль Ривон.)
КАМИЛЬ.Я,Камиль Ривон.Баланс на больших пальцах,на краю стола(кивает на Эдит)ей тогда исполнилось шестнадцать.
(Появляется девушка.Она в ярком платье бродячей артистки.Это Жанин)
ЖАНИН.Привет,Эдит.Это я,ЖанинЗдравствуй,подруга.(показывает Эдит пустую кружку)Помнишь?
(Появляется Жан)
ЭДИТ. Бог мой,Жан!
(Жан свистит и съезжает вниз по перилам.)
ЖАН(кричит). Как поживаешь,Диду?
ЖАК. Эркиль-Элюазьен-Франсуа-Мари-Эмануил-Савиньи де Жак.
ЭДИТ. Мои друзья!С вами я начала свой путь.С вами я хочу пройти его до конца!
УЛИЦА ПЕСЕН.
Эта улица песен
Эта улица радости
Где во всех домах без причины
И поют во весь голос
И с самого утра все счастливы.
И каждый в криках пригорода
Видит голубое небо
Здесь же встретишь несчастную любовь
Любят друг друга,не любят,целуются,идут
Чтобы петь,вот и все.
Все разочарованные,вы,которые плачете без причины
Что б научиться петь,приходите все жить на улицу песен.
Я родилась 19 декабря 1915 года,в Париже,на улице Бельвиль.Отец мой,Луи Гассион,был бродячим акробатом.
(Жан изображает отца)
Мать,Лин Марса,выступала в кафе,исполняя популярные тогда песни быта.
(Жанин изображает мать)
Вскоре после моего рождения,она оставила нас и мы отправились с отцом по дорогам.
(Звучит музыка.Это Камиль и Жак играют на мандолине и гитаре)
ГАССИОН. Остановимся здесь.Может быть удастся что-нибудь заработать.
ЭДИТ. Раскатав свой старый ковер на площади,в бистро или в казарменной столовой,отец показывал свои пантомимы.
(Гассион демонстрирует пантомиму)
А в конце выступления обычно указывал на меня и говорил.
ГАССИОН. А теперь девочка обойдет вас с тарелкой.Затем,чтобы вас отблагодарить,она сделает опасный прыжок.
ЭДИТ. С тарелкой я обходила,но прыжок никогда не делала.Правда,однажды,когда очень запротестовали,отец сказал:
ГАССИОН. Вы что хотите,чтобы девочка сломала себе шею ради вашего удовольствия?Но поскольку я был неправ и по привычке объявил ее номер,надо вам сказать,что она выполняет его играючи,сегодня девочка не поправилась еще после гриппа,она вам споет…
ЭДИТ. И своим тоненьким,неокрепшим голоском я пела куплет какой-нибудь незатейливой песенки.
(Звучит мелодия старого французского вальса)
Долгое время я считала,что папаша Гассион меня не любит,но я ошиблась.Однажды в Сансе,где мы остановились в номере одной дешевой гостинницы,в дверь постучали.Я играла со своей куклой,отец брился,не обращая на меня никакого внимания!
ГАССИОН. Войдите.
(На пороге появляется супружеская пара,которую изображают Жанин и Жак.Это мужчина и женщина средних лет)
МУЖЧИНА. Добрый день,Мсье.
ГАССИОН. Чем могу служить?
МУЖЧИНА. Видите ли,господин Гассион,если не ошибаюсь…Это довольно необычный визит.Моя жена и я имели удовольствие видеть вас с вашей девочкой накануне.Мы узнали также,что вы одинок.
ЖНЩИНА. То есть,что у девочки нет матери.
ГАССИОН. Ну и что?
МУЖЧИНА. Видите ли,это довольно необычное дело.Даже не знаю,с чего начать.
(Женщина строго смотрит на мужчину)
Вот чек на 100 тысяч франков.Если вы захотите,то завтра же он будет переведен на ваше имя…
ЖЕНЩИНА. При одном условии,разумеется.
ГАССИОН. При каком?
ЖЕНЩИНА. За право заниматься воспитанием вашей дочери.
ГАССИОН. Вот как(смеется)!Слышишь ,Диду?
ЭДИТ. Слыщу,папа.
МУЖЧИНА. Подумайте,мсье.
ЖЕНЩИНА. Люди мы состоятельные.Хорошего древнего рода.Девочке у нас будет хорошо!
МУЖЧИНА. Берта!У девочки нет матери.
ГАССИОН. У нее их слишком даже много!
МУЖЧИНА. Вас не устраивает сумма,мсье?Но ведь она огромна по нынешним временам.
ГАССИОН. Да идите вы к черту со своей суммой!А если вы хотите иметь детей,то сделайте их себе сами.Это ведь не так трудно,господа!
(Элегантная пара пятится к двери и исчезает.)
ГАССИОН. Как они смели явиться ко мне!Пусть я нищий,бродячий акробат,но я человек с достоинством и детей не продаю!(кричит на Эдит)Ты что сидишь!Учи песни.
ЭДИТ. Я бедная,несчастная.Я сирота(плачет).
ГАССИОН. Замолчи!Твоя мать бросила тебя,когда тебе не было и двух лет.Мерзкая потаскушка!Не смей реветь,слышишь?Ну?Ну,перестань…Ну,замолчи,слыщишь…(гладит Эдит по голове)Никому я никогда тебя не продам.
ЭДИТ. Забери свою куклу(швыряет куклу на пол) В тот день я поняла,что отец любит меня.Папаша Гассион я вспоминаю твои последние минуты.Ты,живший всегда так,словно завтрашнего дня нет,повернул ко мне свое исхудалое лицо и сказал слабым голосом…
ГАССИОН. Купи,землю,Эдит.Когда есть хорошая ферма,можно жить спокойно и не думать,что подохнешь в нищете.
ЭДИТ. И все-таки я оставила тебя.Я ушла,стремясь быть как и ты,совершенно свободной…
(Кафе гостинницы "Эсперанс".Появляется честная компания оборванцев.Посетители брезгливо морщатся.)
ХОЗЯИН. Кто вас сюда впустил…господа…Я не хочу из-за вас иметь неприятности.Гарсон…
(Подбегает официант.)
Что это?!К нам перестанут ходить клиенты.Посмотрите на их лица и вы сами поймете.
КАМИЛЬ. А что вам мешает быть добрым хозяином?
ЖАК. Как вы разговариваете с артистами?!
ХОЗЯИН. Ха,артисты.
ЖАК. Сгори моя коза и ее вымя - мы артисты,мсье.
ЭДИТ. Не отчаивайтесь,мы скоро уйдем…Вот бумага,которая оградит вас от возможных неприятностей…Читайте…артисты,трое артистов…раз,два,три…
ХОЗЯИН. Спасибо,если бы я не умел считать до трех,мое заведение давно бы испарилось …Хорошо…хорошо,постарайтесь,однако,поскорее проглотить ваш обед…Гарсон,принесите им!
(Жанин и Альбер переглядываются)
ЖАК. Ты спятила,мэм.Зачем ты нас затащила сюда?
ЭДИТ. Я знаю,что делаю.
ЖАН. Ну как действительно выбираться из этой истории.
ЭДИТ. После обеда будет хорошее настроение,хорошая работа и хороший вечер.Ведь мы еще не старики.
ЖАНИН. О чем ты говоришь!
ЭДИТ. Ни о чем!
ЖАК. Жанин,поезжай на ярмарку и разыщи аккордиониста,он наверно уже набрал деньжонок.
(Появивщийся официант ставит на стол еду и бутыль)
ЭДИТ. Мсье хозяин,идите сюда.
(Хозяин неуверенно приближается к компании,за ним,оставив кассу,следует и хозяйка)
Выпьемте с нами в знак примирения (подает рюмку хозяину и хозяйке) За ваше здоровье,мсье.(Все пьют) Вы,конечно,понимаете,что у нас ни гроша,чтобы расплатиться с вами за прекрасный обед.
ХОЗЯЙКА. Как это?!
ЭДИТ. НО нечего,мсье,мы артисты,а за наш труд всегда платят щедро,Ваш счет будет оплачен сегодня же во второй половине дня.Мы выступаем в казарме…
ХОЗЯИН. Я поставлен вами…Ну что же…полковник мой старый приятель,в крайнем случае он не даст…
ХОЗЯЙКА. То есть?!…Что ты говоришь,дурак:"В крайнем случае!"Ты посмотри,кто перед тобой?Да ни один солдат и су не заплатит этим бродяжкам.
ЖАК. Мадам,я попрошу вас…
ХОЗЯЙКА. Будь уверен с концерта их увезут в карете - или скорой помощи,или полицейской.
ЭДИТ. За ваше здоровье,мсье…Жак,спроси у этой дамы,где она закончила университет,в Сорбоне или,быть может,за прилавком Чрева Парижа.
(Гости смеются)
ЖАН. Всего доброго…Ждем на концерте в казарме.
ЭДИТ. Мне было тогда неполных 16 лет,когда я вообразила себе - да,да не удивляйтесь - директрисой бродячей труппы,на афишах которой не очень грамотно,не уверенной рукой было начертано:
ЖАК.(кричит) Зизи!
ЖАНИН. Зозетт!
ЖАН (кричит) и Зузу!
КАМИЛЬ. Одно отделение всякой всячины!
ЭДИТ. Поет мисс Эдит!Почему "мисс"?Просто мне казалось,что так лучше звучит.
УЛИЧНЫЙ БАЛ
Когда бал на моей улице…
Никогда еще не видели
Такого веселья,такой толпы
Когда бал на моей улице
В маленьких бистро на подмостках
Все влюбленные кружатся парами
С улыбкой на губах и смотрят в глаза друг другу.
Сегодня вечером бал на моей улице…
Все немного взволнованы
Может быть это твое свидание
Бал на моей улице
…………………
Бал на моей улице….
Пятеро полуголодных бродяг с одной стороны и случайная горстка зевак с другой - вот все,чем мы тогда располагали.Днем бульвар,фургон или поезд - ночью - захудалая комнатка или пустырь ,где,прячась от полиции,можно улечься,свернувшись калачиком,и засыпая,мечтать о вкусной еде,теплой постеле,о дальних странах и красивых городах,о криках восторженной публики и взрывах смеха,которые рассекают тишину,словно сверкание огней на празднике Сенжан.И вот тогда-то,в те самые мои невеселые дни,я и встретила своего первого мужчину,голубоглазого парня с детской улыбкой.Его звали малыш Луи.
(К Эдит подходит малыш Луи,которого изображает Жан.)
ЛУИ. Привет,малышка!
ЭДИТ. Привет,малыш…
ЛУИ. Узнаешь?
ЭДИТ. Узнаю.Когда мы выступали с отцом,это ты бросил монету в пять су с дыркой посередине
ЛУИ. Да,это я.Куда направляешься?
ЭДИТ. Иду домой.
ЛУИ. А где твой дом?
ЭДИТ. Где придется…
ЛУИ. Ну?!Тогда пошли ко мне.Будем жить вместе.
ЭДИТ. Уж очень у тебя все просто.
ЛУИ. А чего мудрить?Я служу в магазине.Доставляю на дом покупки.
ЭДИТ. А что буду делать я?
ЛУИ. Петь и заниматься хозяйством.Пошли?
ЭДИТ. Куда?
ЛУИ. Снимем комнатку на Бельвиле.А готовить можно в консервных банках!
ЭДИТ. (смеется)Вот здорово!
ЛУИ. А повечерам будем ходить в кино,в "Альказар",на чаплинские фильмы!
ЭДИТ. На чаплинские фильмы?Да я их обожаю!Ну тогда идем,идем скорее!
(звучит чаплинская музыка)
Светлый ,улыбающийся малыш,понравился мне с первого взгляда и я пошла за ним,не думая ни о чем.
(Эдит и Луи танцуют)
А вскоре…у меня родилась моя маленькая Марсель…
ЭДИТ. Мы поселились в отеле "Лявенир" на улице Бельвиль № 105
ЛУИ. В комнате с потрескавшимися стенами…
ЭДИТ. Поперек окна,выходившего во двор,вдоль веревки висели пеленки и наша одежда…
ЛУИ. А под кроватью валялись чемоданы,старая рухлядь и грязное белье.У нас не было ни су.
(Эдит и Луи качают ребенка,затем танцуют.Появляется хозяйка)
ХОЗЯЙКА. Если завтра вы не уплатите всех денег,всех до последнего су,которые вы мне должны за два месяца и не уберетесь отсюда - знайте,это последний день ,когда вы находитесь на свободе.
(уходит)
ЭДИТ. Но денег у нас не было.Заработка Луи хватало лишь на то,чтобы не умереть с голоду.И чтобы не платить за жилье,мы удирали мимо помещения консьержки на четвереньках.
(звучит Падам,падам.)
Но долго так продолжаться не могло.И вот однажды моя девочка заболела.Я выбежала на улицу,чтобы собрать немного денег.Весь день я шаталась по кварталам,распевая свои куплеты под аккордеон моей подруги,как вдруг появился Луи.
ЛУИ. Эдит!Марсель в больнице… умирает.
ЭДИТ. Ты с ума сошел!
ЛУИ. Если хочешь ее застать…бежим.
ЭДИТ. Мы помчались в больницу,но нас туда не пустили.Менингит,- коротко сказал врач.В течении 8 дней я приходила туда,надеясь на чудо.Накануне 9 дня,поздно ночью,движимая каким-то предчувствием,я отправилась в больницу пешком!А моя маленькая Марсель уже умерла…
ЛУИ. Все кончено,Эдит.
ЭДИТ. Да,все кончено…
ЛУИ. Идем домой.
ЭДИТ. Нет,Луи.Иди один…Знаешь,мне,кажется,только она нас с тобой и удерживала.Прощай Луи,не сердись...Я не могла ни говорить,ни плакать,я была совершенно уничтожена.Я шла по городу,который мне казался чужим,холодным,незнакомым,шла,сама не зная куда.
(ночным Парижем бредет угрюмая Эдит)
ЭДИТ. До сегодняшнего вечера я полагала,что во Франции настоящие мужчины еще не перевелись.
НЕЗНАКОМЫЙ ГОРОД
В незнакомом городе
Ничто мне не мило
Я иду по улицам
Которые уводят меня слишком далеко
Я иду по городу
По нескончаемым улицам
По набережным,авеню,
И пустынным бульварам.
И слышу грохот
Длинного поезда на мосту
Который куда-то едет.
В незнакомом городе утром и вечером
Как бездомная собака,
Я иду и возвращаюсь…
И встречаю прохожих
Которые куда-то спешат
И у которых нет времени
Вам улыбнуться.
В незнакомом городе,когда приходит ночь,
Я боюсь голых стен,совершенно голых и серых стен.
Я боюсь отеля с холодной кроватью
И жесткого утра,которое меня разбудит,
Потому что я хотела бы спать,Спать даже днем.
ЭДИТ. Мне было 18.Куда идти я не знала.Мне было все равно.И я оказалась на площади Пигаль в танцзале "Вихрь" среди баров,сутенеров и пропащих девиц.
(Звучит мелодия из "Любовников на один день")
ЭДИТ. В мои обязанности входило:мыть полы,перетирать стаканы и петь.
Ведущий программу.-А сейчас маленькая Эдит Гассион!
АККОРДЕОНИСТ.
Гулящая девочка стоит одна.
Где-то на перекрестке,
Если у девочки хмурый вид,
Она никому не нужна.
И парень к ней не вернется,
И разбиты мечты,
И разбита вся жизнь.
…………………………
Она слушает танец "Ява"
Она слышит танец "Ява"
…………………………
И ей хочется под музыку эту кричать
И кружиться,кружиться,кружиться,кружиться…
………………………..
Остановите!Эту музыку……….
ЭДИТ. Я катилась куда-то,неизвестно куда по наклонной плоскости,и неизвестно что бы со мной было,если бы не случай,который однажды и навсегда перевернул мою жизнь.
(Звучит "Падам,падам")
В тот день - хмурый октябрьский полдень 1935 года - я работала на углу улицы Труайон и авеню Маг-Магона!Аккомпанировала мне моя подруга на аккордеоне. Бледная,непричесанная,в старом свитере с продранными рукавами,я пела куплеты Жана Ленуара:
Она родилась,как воробышек
Она прожила,как воробышек.
Она и помрет,как воробышек!
(Появляется высокий,хорошо одетый мужчина.Это Луи Лепле.)
ЛЕПЛЕ (кричит) Ты что с ума сошла?Что ты делаешь?
ЭДИТ. Как что?Пою!
ЛЕПЛЕ. Поешь?Так можно сорвать себе голос,детка.
ЭДИТ. Разумеется,я знаю,что такое "сорвать голос",но это не очень меня беспокоит,есть другие,куда более важные заботы.
ЛЕПЛЕ. Ты абсолютная дура!Должна же ты понять…
ЭДИТ. Надо же мне что-то есть?
ЛЕПЛЕ. Конечно,детка…Только ты могла бы работать иначе.Почему бы тебе с твоим голосом не петь в каком-нибудь кабаре?
ЭДИТ. В продранном свитере,в этой убогой юбчонке и туфлях не по моей ноге?Со мной еще не подписали контракта.Конечно,если бы вы могли мне его предложить…
ЛЕПЛЕ. А если бы я вздумал поймать тебя на слове?
ЭДИТ. Попробуйте,увидите!
ЛЕПЛЕ. (иронически улыбнувшись) Хорошо,попробуем.У тебя нет другого платья?
ЭДИТ. Есть черная юбка лучше этой и,кроме того,я вяжу себе потрясающий свитер.Но он еще не закончен.
ЛЕПЛЕ. К пятнице закончишь?
ЭДИТ. Наверняка.
ЛЕПЛЕ. Да,а как тебя зовут?
ЭДИТ. Эдит Гассион.
ЛЕПЛЕ. Такое имя не годится для эстрады.
ЭДИТ. Меня еще зовут Таней.
ЛЕПЛЕ. Если бы ты была русской,это было бы недурно…
ЭДИТ. А также Денис Жей!
ЛЕПЛЕ. И все?
ЭДИТ. Нет.Еще Югнет Элиа…Так меня объявляют на танцевальных балах.
ЛЕПЛЕ. И все?Не густо!Ты скорее пугливая птаха,настоящий парижский воробей и лучше всего к тебе подошло бы имя Муано.К сожалению,оно уже занято.Надо найти другое.Стой.На парижском арго "Муано" - это Пиаф.Почему бы тебе,малыш,не стать Пиаф?
ЭДИТ. Пиаф?
ЛЕПЛЕ. Конечно!Решено.Отныне ты - Эдит Пиаф!
ЭДИТ. Пи-аф!..Пиаф - аф,аф! Ха!
ЛЕПЛЕ. Итак,малышка Пиаф,завтра в 4 на репетицию.Споешь свои песенки,и мы посмотрим,что с тобой можно сделать.
(Лепле достает визитную карточку.10 - франковый билет и протягивает Эдит.)
ЛЕПЛЕ. Здесь мое имя,адрес,и…
ЭДИТ. А это зачем?
ЛЕПЛЕ. Меня зовут Луи Лепле,я хозяин кабаре "Джернис" 40 франков в день для начала.Итак,завтра в четыре!Пожалуйста,не опаздывай.
(Лепле уходит)
ЭДИТ. Чудеса…
(Звучит музыка.Эдит задумавшись смотрит на визитную карточку.Потом медленно произносит :)
Эдит Пиаф…Эдит Пиаф…Как видите за мою короткую жизнь меня крестили не однажды,но на этот раз,видимо навсегда.
(Звучит мелодия "Падам,падам")
А вечером,когда мы с подругой,наконец,вернулись домой,в нашу узкую,похожую на шкаф,комнату,меня вдруг охватила такая невыносимая тоска,что я бросилась на кровать и сказала:Не пойду я туда!Хватит с меня испытаний! Опять что-нибудь сорвется,и я уже больше не выдержу.А ну их всех к лешему!Не пойду!
ЖАНИН. Ты что спятила?Подумай,что ты говоришь?А вдруг это судьба?Может быть тебе наконец,повезет,ты выйдешь в люди и станешь знаменитой?
ЭДИТ. А вдруг!А может быть!Только и слышу!Нет,Жанин,ни во что я уже больше не верю.
ЖАНИН. Знаешь,когда Роже Марсиано,бывшего чемпиона по боксу спросили,как ему удалось избежать все ловушки,которые его подстерегали в жизни,он ответил:""наверное,на небе есть кто-то,кто меня очень любит".Ну,может быть,тебе хоть на этот раз все-таки повезет,а?
ЭДИТ. На следуюший день после полудня я все еще лежала в постели,я твердо решила,что не пойду,как вдруг,когда стрелка часов уже приближалась к половине четвертого,я неожиданно вскочила,поспешно оделась и побежала через площадь, к метро.Почему я переменила свое решение,не знаю.Но в 5 часов,опоздав на час ,я уже пела у Лепле.
МОТОЦИКЛИСТ.
У него была куртка с орлом на спине
И сапоги чертовой кожи
И его мотоцикл срывался с места
Как пушечное ядро,
Наводя ужас на всю округу.
………………………..
Он не стригся и не брился,
Под ногтями чернота,
На груди татуировка:
"Я люблю тебя"
Он кричал,что всех сильнее
Любит свой мотоциклет…
Мчит как дьявол по дороге,
Мчит сквозь улицу,сквозь лес,
Через рвы и переезды
Поездам наперерез,
Мчит как черт,не зная страха,
Исполняя смертный трюк,
И врезается с размаху
В поезд,мчащийся на юг.
ЭДИТ. Ну,как?
ЛЕПЛЕ. Очень хорошо.Ты добьешься славы ,я уверен.Но нужно постараться.В пятницу к нам пожалует весь Париж.Итак,в пятницу состоится твой дебют.
(Эдит забивается в угол.Лепле выходит на авансцену.Звучит мощный оркестровый аккорд.)
ЛЕПЛЕ. Любезные дамы и господа!Несколько дней назад я проходил по улице Труайон.На тротуаре пела девочка с бледным печальным лицом.Ее голос проник мне в дущу.Он взволновал меня,потряс.Я хочу теперь познакомить вас сней - это настоящее дитя Парижа.У нее нет вечернего платья,и если она не умеет кланяться,то лишь потому,что я сам вчера только научил ее это делать.Она предстанет перед вами такой же,какой я ее встретил на улице:без грима,без чулок.Итак,вуаля,Эдит Пиаф!
ЭДИТ. Вуаля,Эдит Пиаф!А мой свитер?Не хватает еще одного рукава.Я принесла его с собой и теперь лихорадочно довязывала,повторяя про себя текст.Но откладывать,как видно,было уже нельзя.
ЛЕПЛЕ.(вбегая к Эдит) Ты что ,с ума сошла?Твоя очередь!Пошли!
ЭДИТ. Мой свитер!
ЛЕПЛЕ. Вижу!Надень свой свитер.Будешь петь так!
ЭДИТ. У него лишь один рукав.
ЛЕПЛЕ. Я,кажется,не слепой!
ЭДИТ. Тогда я послушно натащила свитер,но не знала ,что делать дальше.
(Лепле вынимает из кармана тонкий белый шарф и накидывает на плечи Эдит.)
ЛЕПЛЕ. (торжественно)Вот так!Я дарю тебе этот шарф,детка.И желаю тебе удачи!
ЭДИТ. (в восторге)Какой шарф!(подбегает к зеркалу.)
ЛЕПЛЕ. Поменьше двигайся и жестикулируй!Ну,ты готова?
ЭДИТ. Готова.
ЛЕПЛЕ. Пошли…
(Лепле берет Эдит за руку и выводит на сцену)
ЛЕПЛЕ. Прошу прощенья,господа!Итак!Перед вами Эдит Пиаф!
(звучит мощный оркестровый аккорд.Эдит резко и неумело кланяется.Тишина.)
ЭДИТ. Объяснение леденящей душу тишине,которая меня встретила,я нашла лишь много лет спустя.Люди,которые пришли в кабаре,чтобы развлечься,бывают не очень довольны,когда им напоминают о том,что совсем рядом с ними,а не где-то за тридевять земель,живут такие девушки ,как я. Еще секунда и я бы ушла со сцены,как вдруг силы вернулись ко мне,и ,как это обычно бывает со мной в такие минуты,мне неудержимо захотелось петь.
БРАВО КЛОУНУ.
У меня есть друг,клоун
Он очень смешон.
Его имя пишется заглавными пощечинами
Он очень некрасив и грустен,как шляпа
Он пьет вино всеобщего смеха
И заедает криками "браво"!
За твой нос,который зажигается !Браво!
За твои волосы,которые выщипываются!Браво!
Ты ешь стекло с успехом,забравшись на фонтан,
И корчишься от смеха на радость господам
За твою неверную жену - браво!
За то,что ты моешь посуду - браво!
Твой сын крадет монеты,жена ставит рога,
А ты поешь куплеты и корчишь дурака.
Я король,и я царствую - браво!
Словно рана твой смех кровавый
Аплодируйте мне,кричите
Я исполнил для вас сюрприз
Из-под самого купола цирка
Я жену свою сбросил вниз!
ЭДИТ. И вдруг,к концу песни,забыв про неоконченный свитер,я не удержалась и подняла обе руки вверх!И мой шарф,прекрасный белый шарф,подаренный мне Луи Лепле,соскользнул с плеча и упал к моим ногам.Сейчас раздастся смех и все будет кончено,подумала я,но…со всех сторон ко мне понеслись аплодисменты.
ЛЕПЛЕ. Ну,все в порядке,ты их победила!И так будет завтра и послезавтра,и всегда!
ЭДИТ. Не знаю…Уж очень все хорошо.Когда всю жизнь получаешь одни пинки,становишься подозрительной.А может быть они аплодировали просто…ну…просто так…
ЛЕПЛЕ. Как так?
ЭДИТ. Ну,в насмешку…
ЛЕПЛЕ. (растроганно) Нет,малышка…Они аплодировали как надо!Дурочка,ты сама не ведаешь,что творишь…
ЭДИТ. Спасибо вам…Вы такой…такой…добрый.Ну,как отец.
ЛЕПЛЕ. Да…Ну,что же…Можешь называть меня "папой".И никогда,слышишь,никогда не делай уступок зрителю!Великий секрет заключается в том,чтобы всегда оставаться самим собой.Всегда будь сама собой!
(звучит песня "танцующие сердца")
ЭДИТ. "Джернис" был модным заведением и я,выступая здесь в течение полугода,успела перевидать почти всех знаменитостей того времени:министров,богатых иностранцев,адвокатов,промышленников,завсегдатаев скачек и разумеется артистов театра,эстрады и даже кино!Некоторых я шокировала.
- Эта Эдит Пиаф убийственно вульгарна!
- (большинству нравилась)Браво ,Эдит!
А некоторые стали приходить в "Джернис" просто из-за меня.
(Метрдатель передает Эдит корзинку цветов)
МЕТРДОТЕЛЬ. Прошу,мадмуазель.Это вам…
(холодно кланяется и уходит)
ЭДИТ. О,благодарю…Цветы мне дарят впервые(читает карточку в цветах)Жан Мермоз…(к Лепле)Кто это?
ЛЕПЛЕ. Воздушный асс и кумир Парижа!
ЭДИТ. Вот это да!
И тем не менее некоторые посетители продолжали принимать меня,мягко говоря,неохотно.
- Когда же ,наконец,ее прогонят?
- Вы рискуете,Лепле.К вам скоро перестанут ходить клиенты.
- Я или Пиаф!Выбирайте,Лепле!
ЛЕПЛЕ. Пиаф.
ЭДИТ. Но мои оппоненты не унимались и однажды они устроили мне абструкцию.
(Слышится нарастающий смех)
- Ну и смешная же она.
- Просто умора.
- Да еще с характером.
ЭДИТ. Папа,вы слышите?Что мне делать,они потешаются надо мной.Я вообразила себя артисткой,а я…
ЛЕПЛЕ. Ну,вот и хорошо.Раз ты сама это почувствовала,все будет в порядке.Теперь я спокоен,ты своего добьешься.И самое восхитительное то,что когда ты добьешься славы,многие из них скажут: "Без нашей помощи она не добилась бы ничего".Не горюй.Есть люди,которые в тебя верят.И в доказательство я могу тебе сообщить,что ты получила приглашение записать пластинку твоего "Чужестранца" и право дебютировать завтра на Радио-Сите.
ЭДИТ. Папа,вы мой добрый ангел…
ЛЕПЛЕ. Да…Ну,тогда пошли в ресторан!
ЭДИТ. В ресторан - со мной?О,Лепле!
(Крепко целует его в щеку.Врывается музыка.Эдит и Лепле входят в ресторан и останавливаются у столика)
ЛЕПЛЕ. (галантно)Прошу.
ЭДИТ. (кланяясь)Благодарю,мсье.
Я так счастлива!Могла ли подумать,когда-нибудь,что я,девчонка из района Бельвиль,буду сидеть за столиком в лучшем ресторане с одним из самых известных людей Парижа.
ЛЕПЛЕ. (смеется)О,малыш,это только начало.Я мечтаю услышать тебя в Каннах,на конкурсе,на балу.Там ежегодно собираются лучшие певцы.Представляешь:лазурный берег,блистательный бал и маленькая Эдит.
ЭДИТ. С ума сойти.Неужели я когда-нибудь буду петь на балу.
ЛЕПЛЕ. (задумчиво)На балу удачи…Выпьем за это!
(Лепле и Эдит чокаются.Звучит мелодия "Падам,падам")
ЛЕПЛЕ. Я верю в тебя,малыш.Но, к сожалению,для многих из них ты еще только маленький феномен,любопытный оюразчик человеческой породы,приглашенный лишь для того,чтобы позабавить гостей…А я хочу,чтобы ты стала настоящей артисткой.Как бы мне хотелось тебе помочь…
ЭДИТ. Что с вами ,папа?Вам не здоровится?
ЛЕПЛЕ. Нет,ничего…Ты знаешь,я видел сон,малышка.Ко мне приходила мама.Луи,- сказала она,- час пробил.Готовься,скоро я приду за тобой.
ЭДИТ. Папа!Я сама суеверна,но не всем снам нужно верить.
ЛЕПЛЕ. Может быть,детка.Но это не простой сон.Меня огорчает лишь то,что ты останешься одна,а ты ведь еще нуждаешься во мне ,верно?
ЭДИТ. Папа,милый!Это быват.Утром вы успокоитесь и ваша тоска исчезнет.Не забудьте,утром мы едем в Булонский лес.
ЛЕПЛЕ. Да,конечно.Не стоит больше об этом (знак гарсону) Тебе нужно пораньше лечь спать.Ведь завтра у тебя выступление.Впервые ты будешь петь на радио.А это ответственно,малыш.Ну! Пошли!
ЭДИТ. Мы вышли на улицу.
ЛЕПЛЕ. Ну,вот и твой дом,малыш…Прощай,Диду…
ЭДИТ. Утром я позвоню вам,папа.
ЛЕПЛЕ. Да,конечно…
(Эдит целует Лепле,тот задумчиво гладит ее по голове,затем резко поворачивается и уходит.Эдит смотрит ему вслед)
ЭДИТ. Но утром,когда я позвонила Лепле,кто-то резко и лаконично сказал:"Немедленно приезжайте!" - и бросил трубку.Я сразу же собралась и поехала.Дом окружила толпа,сдерживаемая кордоном полицейских.Меня сразу же пропустили,и преодолевая какие-то мрачные предчувствия,я вошла в дом.И тут я увидела Лора Жерни,кельнершу из "Джерниса",которая рыдая,бросилась ко мне и сказала: "Лепле убит,Эдит,какой ужас!"Не произнося ни слова,с застывшим взглядом загипнотизированного человека и вялой походкой сомнамбулы я вошла в комнату и увидела Лепле.Он полулежал на постели,пуля прошла в висок,но не обезобразила лица.Еле волоча ноги я вышла на улицу,остановила такси,кое-как добралась домой и,рыдая,бросилась на постель.А на утро…
(звучит мелодия "толпы")
Нина Дробышева,
Эдит Пиаф