Финская железнодорожная артустановка ТМ-I-180 ведёт огонь в направлении Кронштадт-Ораниенбаум с железнодорожной ветки на территории форта Ино.
В начале сентября 1941-го года, Кронштадт с его артиллерийскими фортами и боевыми кораблями, оснащенными крупнокалиберной и дальнобойной артиллерией, стал важнейшим фактором успеха в боях на подступах к городу.
Немцы с запада и юго-запада, а финны с Севера «вползли» в зону действия артиллерии советских береговых и островных фортов. Туда, куда сам Кронштадт не дотягивался, он отправлял своих «мобильных представителей», линкоры, крейсеры и эсминцы, которые поднимались по Неве вплоть до ивановских порогов.
Филиалом Кронштадта, можно считать и центральный исследовательский артиллерийский полигон, расположенный на Ржевке, где в 1941-м году «застряли» в фазе испытаний несколько огромных морских орудий. Монстры тоже были «приставлены к делу» свои гигантские снаряды калибром в 406 и 356 миллиметров и весом в тонну они посылали на юг вплоть до синявинских высот, а на севере легко доставали Лемболово.
Естественно, и для немцев и финнов артиллерия Кронштадта и его кораблей стала настоящей костью в горле. Как только у немцев или у финнов начиналась какая-нибудь, замеченная нашей разведкой «движуха», связанная с сосредоточением войск перед наступлением, как туда обрушивался град тяжелых снарядов калибром от 120 до 305 миллиметров, а периодически прилетало и что-нибудь посерьезнее.
По воспоминанием немцев, разрывы крупнокалиберных морских снарядов «высотой в десятиэтажный дом» сильно нервировали личный состав. И это в случае в промаха. Результаты прямых попаданий, полагаю, деморализовывали целые подразделения. Подавление кронштадтской артиллерии стало приоритетной немецко-финской задачей.
305-мм миллиметровый неразорвашийся «морячок», найденный поисковиками в районе Красного Бора.
Вероятнее всего, он послан сюда орудием линкора «Марат» или «Октябрьская революция» осенью 1941 года.
Финны имели как собственные, так и трофейные «рэйлганы» - железнодорожные артиллерийские установки. К сожалению, наиболее совершенными из них были бывшие наши. Начиная с осени 1941 года, финны последовательно ремонтировали и вводили в боевой строй трофейные железнодорожные транспортёры ТМ-I-180 калибра 180 мм, захваченные ими на полуострове Ханко и на Карельском перешейке. Всего финны захватили шесть таких транспортёров.
Четыре из них ранее входили в состав отдельной железнодорожной батареи №17 базы ВМФ Ханко.
Перед эвакуацией базы, наши, как смогли, разукомплектовали и раскурочили эти комплексы, но сделали это недостаточно основательно.
Один из ханковских трофеев финнов после ремонта. Хорошо видны лапы, которыми установка опиралась на грунт при стрельбе поперек направления ж/д колеи.
ТМ-I-180 имели частично механизированное заряжание и круговой обстрел. Длинноствольные, в 57 калибров, орудия обеспечивали огромную, по тем временам, дальность стрельбы в 44 километра. Скорострельность ТМ-ок достигала пяти выстрелов в минуту. Ещё одной интересной особенностью ТМ-I-180 была его «самоходность».
Подача 180 миллиметрового снаряда ТМ-I-180 к затвору орудия по транспортёру.
В экстренной ситуации, не дожидаясь тягача - паровоза, транспортёр мог уползти с позиции на собственном моторе, разгонявшем его до 14 км/ч.
Железнодорожная ветка форта Ино стала одной из основных огневых позиций финских артустановок ТМ-I-180. Именно отсюда они вели огонь по Кронштадту и его фортам, а также по переднему краю наших войск.
Первая же боевая стрельба финнов, в декабре 1941-го была произведена по форту «Риф», расположенному на мысе острова Котлин.
Занятно, что «отвечали» им, в основном, однотипные советские железнодорожные установки, работающие с Ораниенбаумского плацдарма, с территории форта «Красная горка».
Хорошо видно, что установка, ведущая огонь на большую дальность, судя по углу возвышения, великолепно укрыта дюной от ответного огня. Попасть в неё можно только точным навесным попаданием.
Летом 1944-го года финские ТМ-I-180 в последний раз отстрелялись с позиций в форте Ино. Вместе с финской армией они стали откатываться вглубь Карельского перешейка. Руины форта Ино снова стали принадлежать СССР.
Таков был последний боевый эпизод в истории разрушенного форта Ино.
После войны на территории форта располагались военные части, в том числе, полигон исследовательского института министерства обороны. Сейчас большая часть объектов военными покинута и доступна к осмотру. Однако, то, что осталось от форта Ино, после подрыва и деятельности нескольких поколений мародёров, не тянет на интересный туристический объект. Лучше посетить его систер-форт, Красную горку.
Созданные, как единая система, форты Кронштадта и береговые форты Алексеевский (Красная горка) и Николаевский (Ино), так ни разу и не «поработали» вместе. Во всех войнах, прокатившихся в этих местах, им приходилось стрелять друг по другу в различных комбинациях.
Совершенно неприглядную роль в истории форта Ино сыграла Финляндия, по классическому принципу «И сам не гам, и другому не дам». В 1918-м году большевики пытались договориться с финнами на «обмен» форта на город Печенгу. Предварительная договоренность была достигнута, но затем финское «краснофинское» правительство было изгнано «белофинским».
Интересная бы альтернатива возникла, если бы Ино остался советским и боеготовым, определив и новое начертание границы 1920 года. Можно предположить, что именно форт стал бы левым флангом Карельского укрепрайона и его краеугольным камнем.
Как известно, КаУР, даже не имея в составе ничего подобного форту, финнами в 1941-м преодолен не был. Таким образом, сохрани мы Ино в 1918-м, блокадная дуга в 1941-м пролегла бы на 30-40 километров дальше от Ленинграда на Север.
Да и немцы, осаждавшие Ораниенбаум, и захватившие Стрельну и Петергоф, получали бы через залив весомые приветы из Ино, калибра до 305 миллиметров включительно.
Упростились бы операции Балтфлота в заливе, удалось бы практически нейтрализовать финскую артиллерийскую активность в районе Койвисто (Приморска) и получить ещё массу оперативно- тактических преимуществ, которые сходу и не перечислишь.
Жаль, в общем, форт Ино, как справедливо заметил один из читателей первой части, и огромные народные деньги, которые были на него потрачены.
Предельно жёстко надо отстаивать свои позиции на международных переговорах и помнить историю. Уверен, что если бы большевики послали тогда финнов с их притязаниями на форт в жопу обдумывать новый пакет наших предложений, то немцы не пошли бы на нас в «последний и решительный бой», у них и своих забот было выше крыши. А так, за нерешительность в тех переговорах нам ещё лишний раз придется умыться кровью в 1941-м.
Руины форта Ино.
P.S. Наиболее вероятными виновниками гипотетических финских обстрелов Ленинграда, являются именно эти железнодорожные установки ТМ-I-180. С огневых позиций в районе Куоккала (Репино), Оллила (Солнечное) и ближе к линии фронта, они свободно доставали центр города. Факты финских обстрелов не доказаны. Ряд авторов только терзается «смутными сомнениями» на эту тему, анализируя траектории снарядов, поразивших город.
К сожалению, те схемы падений артснарядов на территории Ленинграда, которые мне попадались, не позволяют сделать конкретных выводов. Если кто подкинет ссылочку на добротный материал по теме, буду благодарен, - покумекаем вместе.
Начало было тут:
http://photonoid.livejournal.com/30832.html Использованы фотографии финского архива «SA-Kuva»,
С неизменным уважением,
Ваш Photonoid