Финны и форт Ино - 3

Jul 07, 2015 14:12



Финская железнодорожная артустановка ТМ-I-180 ведёт огонь в направлении  Кронштадт-Ораниенбаум с железнодорожной ветки на территории форта Ино.

В начале сентября 1941-го года, Кронштадт с его артиллерийскими фортами и боевыми кораблями, оснащенными крупнокалиберной и дальнобойной артиллерией, стал важнейшим фактором успеха в боях на подступах к городу.

Немцы с запада и юго-запада, а финны с Севера «вползли» в зону действия артиллерии советских береговых и островных фортов. Туда, куда сам Кронштадт не дотягивался, он отправлял своих «мобильных представителей», линкоры, крейсеры и эсминцы, которые поднимались по Неве вплоть до ивановских порогов.

Филиалом Кронштадта, можно считать и центральный исследовательский артиллерийский полигон, расположенный на Ржевке, где в 1941-м году «застряли» в фазе испытаний несколько огромных морских орудий. Монстры тоже были «приставлены к делу» свои гигантские снаряды калибром в 406 и 356 миллиметров и весом в тонну они посылали на юг вплоть до синявинских высот, а на севере легко доставали Лемболово.

Естественно, и для немцев и финнов артиллерия Кронштадта и его кораблей стала настоящей костью в горле. Как только у немцев или у финнов начиналась какая-нибудь, замеченная нашей разведкой «движуха», связанная с сосредоточением войск перед наступлением,  как туда обрушивался град тяжелых снарядов калибром от 120 до 305 миллиметров, а периодически прилетало и что-нибудь посерьезнее.

По воспоминанием немцев, разрывы крупнокалиберных морских снарядов «высотой в десятиэтажный дом» сильно нервировали личный состав. И это в случае в промаха. Результаты прямых попаданий, полагаю, деморализовывали целые подразделения. Подавление кронштадтской артиллерии стало приоритетной немецко-финской задачей.


305-мм миллиметровый неразорвашийся «морячок», найденный поисковиками в районе Красного Бора.
Вероятнее всего, он послан сюда орудием линкора «Марат» или «Октябрьская революция» осенью 1941 года.


Финны имели как собственные, так и трофейные «рэйлганы» - железнодорожные артиллерийские установки. К сожалению, наиболее совершенными из них были бывшие наши. Начиная с осени 1941 года, финны последовательно ремонтировали и вводили в боевой строй трофейные железнодорожные транспортёры ТМ-I-180 калибра 180 мм, захваченные ими на полуострове Ханко и на Карельском перешейке. Всего финны захватили шесть таких транспортёров.

Четыре из них ранее входили в состав отдельной железнодорожной батареи №17 базы ВМФ Ханко.
Перед эвакуацией базы, наши, как смогли, разукомплектовали и раскурочили эти комплексы, но сделали это недостаточно основательно.


Один из ханковских трофеев финнов после ремонта. Хорошо видны лапы, которыми установка опиралась на грунт при стрельбе поперек направления ж/д колеи.

ТМ-I-180 имели частично механизированное заряжание и круговой обстрел. Длинноствольные, в 57 калибров, орудия обеспечивали огромную, по тем временам, дальность стрельбы в 44 километра. Скорострельность ТМ-ок достигала пяти выстрелов в минуту. Ещё одной интересной особенностью ТМ-I-180 была его «самоходность».


Подача 180 миллиметрового снаряда ТМ-I-180 к затвору орудия по транспортёру.

В экстренной ситуации, не дожидаясь тягача - паровоза, транспортёр мог уползти с позиции на собственном моторе, разгонявшем его до 14 км/ч.

Железнодорожная ветка форта Ино стала одной из основных огневых позиций финских артустановок ТМ-I-180. Именно отсюда они вели огонь по Кронштадту и его фортам, а также по переднему краю наших войск.
Первая же боевая стрельба финнов, в декабре 1941-го была произведена по форту «Риф», расположенному на мысе острова Котлин.

Занятно, что «отвечали» им, в основном, однотипные советские железнодорожные установки, работающие с Ораниенбаумского плацдарма, с территории форта «Красная горка».


Хорошо видно, что установка, ведущая огонь на большую дальность, судя по углу возвышения, великолепно укрыта дюной от ответного огня. Попасть в неё можно только точным навесным попаданием.

Летом 1944-го года финские  ТМ-I-180 в последний раз отстрелялись с позиций в форте Ино. Вместе с финской армией они стали откатываться вглубь Карельского перешейка. Руины форта Ино снова стали принадлежать СССР.
Таков был последний боевый эпизод в истории разрушенного форта Ино.

После войны на территории форта располагались военные части, в том числе, полигон исследовательского института министерства обороны. Сейчас большая часть объектов военными покинута и доступна к осмотру. Однако, то, что осталось от форта Ино, после подрыва и деятельности нескольких поколений мародёров, не тянет на интересный туристический объект. Лучше посетить его систер-форт, Красную горку.

Созданные, как единая система, форты Кронштадта и береговые форты Алексеевский (Красная горка) и Николаевский (Ино), так ни разу и не «поработали» вместе. Во всех войнах, прокатившихся в этих местах, им приходилось стрелять друг по другу в различных комбинациях.

Совершенно неприглядную роль в истории форта Ино сыграла Финляндия, по классическому принципу «И сам не гам, и другому не дам». В 1918-м году большевики пытались договориться с финнами на «обмен» форта на город Печенгу. Предварительная договоренность была достигнута, но затем финское «краснофинское» правительство было изгнано «белофинским».

Интересная бы альтернатива возникла, если бы Ино остался советским и боеготовым, определив и новое начертание границы 1920 года. Можно предположить, что именно форт стал бы левым флангом Карельского укрепрайона и его краеугольным камнем.

Как известно, КаУР, даже не имея в составе ничего подобного форту, финнами в 1941-м преодолен не был. Таким образом, сохрани мы Ино в 1918-м, блокадная дуга в 1941-м пролегла бы на 30-40 километров дальше от Ленинграда на Север.

Да и немцы, осаждавшие Ораниенбаум, и захватившие Стрельну и Петергоф, получали бы через залив весомые приветы из Ино, калибра до 305 миллиметров включительно.

Упростились бы операции Балтфлота в заливе, удалось бы практически нейтрализовать финскую артиллерийскую активность в районе Койвисто (Приморска) и получить ещё массу оперативно- тактических преимуществ, которые сходу и не перечислишь.

Жаль, в общем, форт Ино, как справедливо заметил один из читателей первой части, и огромные народные деньги, которые были на него потрачены.

Предельно жёстко надо отстаивать свои позиции на международных переговорах и помнить историю. Уверен, что если бы большевики послали тогда финнов с их притязаниями на форт в жопу  обдумывать новый пакет наших предложений, то немцы не пошли бы на нас в «последний и решительный бой», у них и своих забот было выше крыши. А так, за нерешительность в тех переговорах нам ещё лишний раз придется умыться кровью в 1941-м.


Руины форта Ино.

P.S.  Наиболее вероятными виновниками гипотетических финских обстрелов Ленинграда, являются именно эти железнодорожные установки ТМ-I-180. С огневых позиций в районе Куоккала (Репино), Оллила (Солнечное) и ближе к линии фронта, они свободно доставали центр города. Факты финских обстрелов не доказаны. Ряд авторов только терзается «смутными сомнениями» на эту тему, анализируя траектории снарядов, поразивших город.

К сожалению, те схемы падений артснарядов на территории Ленинграда, которые мне попадались, не позволяют сделать конкретных выводов. Если кто подкинет ссылочку на добротный материал по теме, буду благодарен, - покумекаем вместе.

Начало было тут: http://photonoid.livejournal.com/30832.html

Использованы фотографии финского архива «SA-Kuva»,

С неизменным уважением,

Ваш Photonoid

Блокада, Ленинград, Балтика, история, финны, фортификация, война на Балтике, фото, корабли, война-продолжение, кронштадт, Карельский перешеек, Великая отечественная война, Питер, финляндия, битва за Ленинград, флот, война, революция, блокада, 1943, корабль, финская война, долговременная фортификация, арсенал, 1942, война на море, великая отечественная война, блокада Ленинграда, 1944, история петербурга, 1941, артиллерия, военная история, немцы, белофинская война

Previous post Next post
Up