Копая по 41-му году, частенько поднимаем убитых советских бойцов без касок. Специально статистику не вели, но, пожалуй, каска встречается у каждого 5-го, не чаще. Причём не так, чтобы четверо были без шлемов, а пятый в - нём. Просто все погибшие с целого подразделения без касок. А вот по боям 42-го, в каске, как правило, каждый убитый, а по 43-му не только все в касках, но и самих этих шлемов СШ-40 «без хозяев» набросано много, часто и без всяких повреждений. То есть, по 41-му явный диссонанс. Некоторые, очень любят легенду, что убитых бойцов сплошь раздевали до белья, для повторного использования обмундирования, и естественно было бы прибрать и каску, но как тогда объяснить наличие у этих павших оружия, снаряжения и боекомплекта?
Ларчик, оказывается, открывается просто. К концу сентября 1941-го шлемов на складах ЛенФронта уже в наличии не было, и все вновь формируемые, переформируемые и пополняемые части касками снабжать было просто неоткуда. После запуска Дороги Жизни, и начала более-менее регулярного завоза с Большой земли, дефицит касок в частях фронта, видимо, устранили. По крайней мере, солдаты, убитые уже ранней весной 1942-го, которых нам довелось поднимать, были в касках практически все.
Документ с
Памяти Народа приоткрывший тайну:
P.S. В Ленинграде каски не производили. Несмотря на кажущуюся простоту, каска - это высокотехнологичный продукт глубокой штамповки. Для налаживания и запуска подобного производства необходимо длительное время, наличие мощного электроснабжения и качественного сырья, в блокадном Ленинграде, увы, всего этого уже не было.
С неизменным уважением,
Ваш Photonoid