"Запад-90" Последние учения Империи глазами лейтенанта (I)
Mar 18, 2015 18:18
Проскочил тут в ленте друзей пост с упоминанием учений «Запад-81», http://imperia-mir.livejournal.com/78946.html, а мне припомнилось моё участие в самом последнем «Западе» - учениях «Запад-90», а ведь это была лебединая песня ВС СССР, Организации Варшавского Договора... Друзья убедительно попросили поведать. Со времени тех событий минуло 25 лет, и хоть я и не старенький ишо, но кой-какие детали хотелось бы уточнить, чтобы не врать понапрасну. Набрал в Яндексе: Учения «Запад-90». А в ответ - тишина. Только несколько строк, написанных бывшим лейтехой-десантом про те поры. Ну, что же, придется внести свою лепту и мне. Погнали.
Аккурат в 90-м году я закончил одно из высших военных училищ связи Союза (ныне не существует) и получил распределение «с трамплином», в штаб Белорусского Военного Округа, в город Минск. (Эти и кое-какие другие детали я вам поведаю для того, чтобы было понятнее всё, что произойдет далее.) Ситуация в Вооруженных Силах на тот момент складывалась аховая, служить желания не было, армия на глазах катилась в пропасть. Поэтому, я очень много умничал на мандатной комиссии (это такая военная процедура распределения лейтенантов-выпускников на должности) и даже, я бы сказал, выдрючивался.
Генерал-майор, главный кадровик округа, в конце концов, стал красный, как рак и заорал на меня: - А ты, лейтенантишко, загремишь у меня командиром взвода связи в самый сраный мотострелковый батальон округа и сгниешь там!!! Я, воспользовавшись паузой, деликатно заметил: - Товарищ генерал-майор, согласно приказу Министра Обороны номер 0.., назначение выпускников военных училищ на должности, должно происходить в соответствие с их ВУС (военно-учетной специальностью)… Закончить мне понятно не дали, благо это фразу я произносил уже не первый раз. Я думаю, пара десятков лейтенантов связистов разных специализаций, приехавших со всего Союза, хорошо запомнили эту сцену, они уже давились, чтобы не ржать в голос. В конце-концов, мы остались с генералом в зале вдвоем. Он перестал орать, приобрел нормальные цвета и сказал мне: - Раз ты такой умный, поедешь в распоряжение штаба 5-й Гвардейской танковой Армии, там тебя танкисты будут перевоспитывать.
Так я и стал почти гвардейцем танкистом-бобруйцем. В Бобруйске, в штабе армии, разобравшись, что я за птица, меня назначили на должность инженера отдельного батальона связи в армейском полку связи. Полк связи был кадрированным (сокращенного состава, разворачивавшийся в полноценный при мобилизации), в нашем батальоне, к примеру, было всего 50 человек вместо 300. Поэтому, на учениях мы выполняли роль не батальона связи, а всего лишь взвода, зато интересного, - взвода связи ППУ (передового пункта управления армии). В роли одного из офицеров этого импровизированного взвода связи я и принял участие в учениях «Запад-90», дело было в начале сентября, если не ошибаюсь.
Прелюдия
Согласно плану учений, наш полк (или часть его подразделений - не помню уже) совершал марш на один из танковых полигонов под Минском. Карту за время учений я видел один раз, да и то издали, посему, где конкретно всё происходило - просто не знаю. Марш наш «взвод» совершал в составе: - нештатная КШМ(командно-штабная машина) комбата КШМ-ка представляла из себя списанный, но оставленный "в боевом строю" кунг на базе ЗИЛ-131, и тащила ещё нештатный прицеп, набитый кабелем, шанцевым инструментом и прочим полезным скарбом; - ГАЗ-66 КШМ Р-142; - ЗИЛ-131 станция радиорелейной связи Р-409; - ЗИЛ-131 каналообразующая и ЗАС машина, П-240, что ли; - «Челленджер» - Урал 4320, электропитающая станция с двумя мощными дизель-генераторами. Название она получила от воинов срочной службы, за свою уже интересную на тот момент биографию. В качестве кибиток две аппаратных с «живыми моторами» тащили пассажирские прицепы-кунги, позаимствованные из «постороннего комплекса», имевшегося в батальоне. Таким образом, наш «караван» получился не большим, но и не маленьким - 5 вездеходов и три двухосных прицепа.
Станциями и аппаратными командовали опытные прапора, среди операторов были «сверчки» - сверхсрочники, остальные «аппаратчики» были связисты почти гвардейцы третьего периода службы. Офицерский корпус представляли мы с комбатом, и один из командиров рот. Распределение ролей было такое - комбат стратегическое руководство взводом, комроты надзор за прапорами по части связи, я, как, человек с непонятным для связистов ВУС-ом, был брошен на быт и комендантскую службу. То есть был чем-то средним между зампотылом и замом по строевой нашего комбата-комвзвода. Одним словом, команда была профессиональная, укомплектованная и готовилась исполнить свой долг с величайшей честью.
Запомнилась одна сцена, которая произошла сразу по завешении марша на полигон. Машины нашего полка вошли в лес и рассредоточились в выжидательном районе, оттуда часть из них (мы, например), должны были пойти на безлесную часть полигона, а кто-то на лесные поляны - разворачивать узлы связи. Мы шли почти в голове колонны, поэтому остановились недалеко от УАЗика командира нашего полка, который шёл в колонне вторым, после «Чайки» - КШМ на базе БТР-60.
Через некоторое время к УАЗику командира подрулил УАЗ-ик какого-то подполковника из штаба армии. Они на нас особого внимания не обращали, мне стало скучно, и я перебрался поближе, чтобы слышать разговор высокого командования. - Слышь, полковник (штабное начальство обращается к нашему комполка), а не жирно ли тебе на новом УАЗ-ике ездить? Смотри на каком рыдване приходится командующему перемещаться… Подполковник (вероятно, адъютант командарма) указал перстом на УАЗ-ик, на котором прибыл. УАЗ-ик и вправду был не очень - какой-то помятенький и не очень одноцветный. Наш комполка только открыл рот, чтобы ответить, как неподалёку раздался рёв и характерный вой автомобиля, несущегося на задней передаче. Из маленького тупичка лесной дороги, скрытого в кустах, на скорости под 40, наверное, вылетела «водовозка» - ГАЗ-66 c цистерной. Не меняя траектории движения, болид врезался в капот УАЗика командарма, подмял его под себя и загнал в ближайшие кусты. Там кавалькада благополучно заглохла. После «минуты молчания» наш комполка разразился громкими и изобретательными матами, на которые он был весьма горазд. Реакция штабного начальства была сдержанно-злорадной. Командарм, совершенно неожиданно, таки заполучил УАЗик нашего комполка. Наш комполка, в воспитательных целях уже не мог отнять ни у кого УАЗ-ик - штаты полка не позволяли. Поэтому, с этого момента перемещался на «пятнтистом», да ещё и с рихтованным бампером и капотом. Мне запомнилась ещё фраза комполка, сказанная тогда: «Если Вы долб..бы ещё до учений машину командующего протаранили на.., что же дальше будет?» Меня этот вопрос не встревожил, - таран совершил воин-узбек, имевший минимальный «налёт» и до учений, трудившийся хлеборезом в полковой столовой. Он был «мобилизован» в связи с нехваткой водителей, и совершил таран не сумев «поймать» рычаг КПП ГАЗ 66-го, чтобы выключить передачу (она и вправду, расположена «не очень удачно» - за спиной водителя). Выжать сцепление, почти гвардейцу, тоже навыка не хватило, зато газ жал, до победного конца. Но, как я уже говорил, в моём «взводе» была команда профессионалов и я неудач не боялся. Надежды юношей питают (С) …