Номер за апрель 2009. Интересный материал от жюри World Press Photo Петера Биалобрезски. Перевод, конечно, не слишком художественный получился. Да и фотку он не прокомментировал, но выделить, наверно, стоит такие мысли: слишком дофига присылаете работ, хватит уже фоток из Африки и Индии, долой несчастье с новостных лент и долго думайте прежде чем нажимать на затвор. Такова была картинка в заглавии:
© Anthony Suau, USA, for TIME
Белый шум / Das weiße Rauschen
В апрельском номере PHOTONEWS (2007) Петер Биалобрезски рассказывал о своем опыте жюри конкурса World Press Photo (WPP) - в свое время он решил, что фото молодой ливанки в разрушенном Бейруте Спенсера Платта достойно звания «фото года». В феврале 2008 фотографией года стала работа Энтони Сво (Anthony Suau), изображающая вооруженного полицейского во время операции по принудительному выселению - символичная картина ипотечного и экономического кризиса в США. Свой выбор Петер прокомментировал следующей статьей:
«Свет и время, как основополагающие фотографии, пожалуй, лучше всех исследовал фотохудожник Хироши Сугимото в свой серии «Театры». Экраном для проецируемого фильма из фотографий (48 кадров в секунду) служило светящееся тело, таким образом, экран больше не был средством просмотра, а содержание просто исчезало в таком потоке.
Тоже самое происходило и с теми, кто имел честь просмотреть на экране в течении 5 дней 96.268 цифровых фотографий. Именно столько работ прислали на конкурс WPP в 2008 году 5.508 участников. Это почти на 20 процентов больше чем в прошлом году и примерно в три раза больше чем в «аналоговые» времена. И это учитывая тот факт, что я и мои коллеги из Франции, Дании, Италии, Колумбии и США впервые были подвержены такому эксперименту.
Все воспоминания сводятся к экрану Сугимото. Занавес. Пусто. Тишина. Белый шум. Чем запомнился этот год? Обама, землятресение в Китае, Олимпийские игры. Но ни одна фотография не имеет такого света, резкости и выходящей за границы фоторамки энергии, чем само воспоминание. В этом сложность выбора. В задание 5-ти членов предварительного голосования входило не вспомнить, а за доли секунд решить, остается фотография на конкурсе или нет. Принцип прост. Если хотя бы один из 5 голосует «за», то работа продолжает свой «забег». В конце остается около 27.000 работ, после чего основное жюри в течении 6 дней и ночей определяют победителей. Между прочим, все члены жюри работают на добровольных началах.
20.000 фоторафий в день. Ночью они прокрадываются в сны, перемежаясь с действительным и желаемым, путешествуя между фантазиями и кошмаром. Они похожи на все что угодно, но не на картины - пиксельная масса, соус из текучих цифр, чья мнимая избыточность склеивает извилины в мозгу. Эстетическую ценность и профессионализм фотожурналиста определить не сложно, сложно понять - кому еще нужны эти фотографии? Уж точно не показное, но все же вновь и вновь всплывающее между строк чувство возникает и у меня, журналиста с многолетним опытом, - что классическая, повествовательная репортажная фотография уже часто не в состоянии передать весь контекст происходящего; вместо этого она становится неким пробником для упражнений в жанре, преимущественно в странах третьего мира.
Снова и снова подвергается критике однообразие и косность в выборе финалиста на WPP. Но: жюри не несет никакой ответственности, если вдруг из подавляюще высокого числа «вчерашних» тем пробивается один человек, снявший таким образом, словно хотел выиграть главный приз. Вся сила конкурса, его международный охват и возможность локальных фотографов из неразвитых стран заявить о себе сводится на нет простой оплошностью: как только после подведения итогов становятся известными новые темы и новая эстетика, так на следующий год обязательно всплывают вышеупомянутые «пробники». Работами с заваленным горизонтом, выполненными хольгой и моноклем авторы пытаются придать нелепое обаяние утвержденному репортажному стилю. Подобно сливочной подливке с каждым разом все жирнее расплывается фокус на цифровых снимках и все навязчивее усиливаются цветовые нюансы. Такое ощущение, что многие фотографы просто забыли, что в документальной/репортажной фотографии речь идет о достоверности содержания. Сам собой напрашивается вопрос: а какое, собственно, место занимает сегодня репортажная фотография?
Вернувшись назад, кажется, что просмотренные кадры не соответствуют моим воспоминаниям о главных событиях 2008 года, не считая упомянутых Обамы, землетрясения в Сихуане и пекинских игр. Исходя из факта, что напечатанная репортажная фотография некогда была самым быстрым визуальным медиа, то сегодня эту платформу заняла электроника. Если беззвучной картинкой хотят, как и раньше, осуществлять связь миров, то нужно сбавить скорость и отправиться в те места, где спокойное наблюдение подберет ключ к настоящим культурным и социальным феноменам. И открыться им позволит нечто такое, что не в силах себе позволить даже движемое аудиовизуальное медиа.
«Быстро снятый кадр» устарел как средство немой драматургии, по крайней мере во взыскательной репортажной фотографии. Таково мое мнение по поводу 30-ти совершенно негодных присланных работ, запечатливших победу одного олимпийского легкоатлетиста - все это мы уже видили сотню раз по телевизору. Хотя как раз в спорте цифровая фотография создает хорошие условия для экспериментов в стандартных ситуациях. Таким образом, среди всего «белого шума» выделились только фотографии с олимпийских игр, беззвучные, бездвижные. Велоарена, в своей нерезкости представлена так, как никогда не сможет показать телевизор - никаких лого и спонсорских баннеров, только место, цвет и движение.
И напротив: из тысяч снимков снятых во время майского землетрясения в Сихуане только единицы указывают на место. Как хочется
Роберта Полидори или
Эдварда Бартынски, чтобы придать этому хаосу хоть какую-то целостность. Но вместо этого, как ни цинично будет сказано, мы видим несчастные лица смотрящие из развалин, раненых под обломками, трупы и грязь. В массе это вполне выносимое зрелище, учитывая, что 80 процентов фотографий так или иначе содержат брутальность и кровь. Но меня мучает вопрос, почему «Daily News» и «Conteprorary Issues» неизменно представляют наш мир как сплошное несчастье библейского масштаба. Если нас когда-нибудь посетят внеземные существа и их первым восприятием станет такая проекция, то они, наверняка, поспешат обратно в свой космический корабль и превраят нашу планету в пыль, дабы покончить с этим вселенским несчастьем.
Всеохватывающая, демократичная стипендия WPP присваивается профессиональным фотографам, вне зависимости от того, из какой точки планеты происходит репортер и не ограничивает количество участников. А это значит, что число работ с каждым годом будет возрастать, и все чаще будут мелькать фотографии перед глазами жюри и все выше будет риск не попасть в десятку победителей. Поэтому я надеюсь, что глубокоуважаемое жюри утвердит необходимость оценивать работы из 10 номинаций по различным эстетическим категориям каждого жанра. Выставки 2007 и 2008 года уже идут в правильном направлении.