Некоторое время назад я выиграла эту книгу в сообществе mi_pishem. :)
Копирую сюда часть отзыва))
О чем книга? Автор много рассказывает о том, что происходит в мозгу человека, на основании различных экспериментов с электроэнцефаллографами, МРТ и другими сложными аппаратами и методиками. Например, джазовые музыканты импровизируют, а ученые в этот момент изучают их мозговую активность и выясняют, что для того, чтобы НЕ следовать стандартной партитуре, отключается определенная часть мозга, которую автор поэтически называет "наручники"... Но что это дает нам для развития (или "включения") собственной креативности? Ведь эти музыканты не дают мозгу команды "отключи этот фрагмент".
С другой стороны, на вопрос "как работает креативность" книга отвечает отлично. То, что мы можем знать интуитивно, находит поддержку (например, что некоторые светлые идеи приходят в дУше или сразу после пробуждения). Описано, как именно действуют на мозг некоторые лекарства-наркотики, которые употребляли отдельные гении. Книга подтвердила также то, о чем я смутно догадывалась: среди творцов немало людей, у которых "не в порядке с головой", например, среди творческих людей гораздо выше процент тех, кто страдает биполярным расстройством (ранее это называли маниакальной депрессией). Кроме того, одно из исследований показало, что 80% из числа опрошенных успешных писателей страдали от депрессии. Не то чтобы это был рецепт счастливой творческой карьеры...
Очень любопытно было прочесть и главы о коллективном творчестве: о том, что для оптимальных результатов люди, работающие в рамках одного проекта, должны быть в какой-то мере хорошо знакомы плюс к ним надо добавить новичков (изучалось на примере бродвейских мюзиклов). Слишком хорошо спаянная команда начинает повторяться, малознакомые люди друг другу, очевидно, не доверяют и не стимулируют воображение. Или еще очень интересно, как работают в Pixar: там принято каждый день начинать с жесткой критики достижений дня предыдущего...
Рассказывается, как придумали гениальный слоган Найк Just Do It. Автор сидел в ночь перед тем, как сдавать кампанию, а слогана не было. Тут он вспомнил, как кто-то при нем упомянул имя писателя, написавшего в числе прочих книгу об известном серийном убийце. Когда перед смертной казнью того спросили, каким будет его последнее слово, он подумал и ответил: "Давайте сделаем это". Рекламщик записал на бумаге: Let's do it. Подумал и изменил на Just do it.
Почему вспомнил? Кто его знает.
Книга завершается так: "Все творческие истории разные. И все они одинаковы. Сначала ничего не было. А потом что-то появилось. Это почти всегда волшебство".
Поэтому я совершенно не знаю, рекомендовать вам эту книгу или нет :) Волшебных заклинаний там нет. Но что-то может дать вам искорку, как тому автору слогана.
***
А вот что в комментарии на Озоне написано: "Выяснилось, что приводимые Лерером цитаты выдуманы, интервью, на которые он ссылается, никогда не проводились, и т.д. и т.п. Любой желающий может ознакомиться с подробностями, погуглив jonah lehrer scandal. Лерер во всем сознался, и в США издатели отозвали из магазинов весь тираж, и теперь возвращают деньги покупателям также за предыдущую книгу "Как мы принимаем решения". Там тоже обнаружилась липа".
Опа!
Что называется - "внезапно".
Пошла гуглить.
Нашла, действительно. В основном придираются к тому, что он выдумал цитаты из интервью Боба Дилана. Да, этого делать не стоило. Но на самом деле не все так серьезно. Далеко не всё он взял "с потолка", и - положа руку на сердце - все приводят пример: настоящая цитата Боба Дилана + Лерер добавил фразу "Перестаньте меня спрашивать". Это пример. Ну и...? Мне как-то все равно это.
Некрасиво, но книга хуже не стала, по большому счету.
OZON Labirint Вообрази Как работает креативность