История эта началась с того, как мы с Настей сидели в карантине, она в Умбрии, я в Тоскане, и мечтали о лете, о какой-нибудь крутой фотосессии в историчном, чтобы юбки, шляпки, всё такое. Или она началась с мешка кружев, которые мне подарила мужина тётя? Или с моего швейного кредо "слабоумие и отвага"?
29 апреля, в разгар итальянской эпидемии, я сидела дома (ок, все мы в эти дни сидели дома) и думала, чем бы заняться (ок, у моего свекра была куча сельскохозяйственных планов, но хотелось чего-то для души). Швейные заказы для танцбанды встали, потому что тандбанда тоже сидела дома и никак не могла приехать на примерку. Тканевые и фурнитурные магазины были закрыты, но в моих закромах были приличные запасы всяких натуральных тряпочек, потому что если ты портниха, то ты беличья душа. Осталось придумать, во что бы такое ввязаться.
Хотелось какой-нибудь новой эпохи, пусть даже я ее не танцую (рококо я уже шила, так что замахиваться на красивое и бесполезное не впервой). Хотелось многослойности, странного силуэта, отделок, кружев, еще больше кружев, а да, у меня же есть целый мешок кружевных обрезков, тогда еще кружев! Хотелось наряда для променадов на природе в соломенных шляпках под ажурными зонтиками. Все дороги вели в Эдвардианскую эпоху.
Эдвардианской эпохой в британской истории называют 1901-1910 годы, но иногда продляют ее до начала Первой мировой. Спокойное богатое десятилетие, технический прогресс, спорт, эмансипация, оптимизм. Огромные шляпы, модный S-образный силуэт (это когда голубиная грудь впереди, потом сразу тонюсенькая талия, а сзади пышные тылы) и сто километров кружева на одну барышню - потому что на дворе уже упомянутый технических прогресс, а значит, кружево делается на станке и пришивается на машинке, очень эффективно.
Мне не хотелось с ходу бросаться в омут бальной или вечерней моды (типичные грабли всех начинающих исторических портних), поэтому решено было быть дневной или прогулочный наряд.
Силуэт тогда радикально изменялся часто, значит, надо было еще раз сузить хронологические рамки (привет, диплом и диссер на истфаке!) В середине 1900-х модная "голубиная" грудь была еще совсем несуразной, а в 1911 силуэт стремительно вытянулся и сплющился, а хотелось все-таки немного поиграть с объемами. В итоге, я решила остановиться на 1909-1910 годах.
25 января 1909 г.
Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши девчонки
или Не было у бабы забот - завела баба порося.
Замахнулась на сложный реконструкторский проект - будь добра, возьми натуральные ткани, историчные выкройки и сделай правильный силуэт. Правильный силуэт достигается правильными слоями. Какими? Пошла рыть Пинтерест, реконструкторские блоги и музейные сайты, вот что нашла:
1) Нижняя сорочка, 2) S-образный корсет, 3) накладная попа, 4) хотя бы одна нижняя юбка, 5) накорсетник, 6) юбка, 7) рубашка.
Итак, про всё по порядку:
1) Сорочку под корсет я сшила в первый же вечер, для разгона. Вставила кружево, придумывая на ходу технологию, потом прочитала про правильную технологию... Фотографии в сорочке во весь рост здесь не будет, приличия не позволяют ;))
4) Застежка-бюск для корсета пришла не сразу, поэтому я взялась за нижнюю юбку. Нашла в Пинтересте историчную выкройку, с плотно облегающей бедра верхней частью. Списалась с
известной итальянской реконструкторшей, спецу по пошиву викторианских и эдвардианских нижних юбок (вы сходите, сходите по ссылке, там сплошное девическое шуршащее счастье). Она посоветовала сделать рюши на нижней части юбки 3-6 метров шириной и сделать нижний край в 2-3 слоя для пышности. Но локдаун на тот момент еще не закончился, и эти рюши я слепила из того, что было, далее по тексту песни. Нижняя рюша вышла шириной 4 метра, под нее я пришила еще второй слой из более грубой ткани. Пристрочила х/бшное шитьё, несколько слоев простеньких кружев. Когда открылись магазины, первым делом сходила в фурнитурный и купила любимое всеми викторианскими портнихами кружево под ленточку, вдела туда розовую ленточку, почувствовала себя принцессой.
3) С накладной попой, она же bumpad, я считерила. На складе обнаружился прихваченный на какой-то местной ретро-ярмарке плотный хлопчатый фартук, в таких ходят официантки в пафосных кондитерских. Если его чуть набить синтепоном и надеть задом наперед, то получается округлая филейная часть, всё как любили эдвардианцы.
2) И тут мне пришел бюск, а значит, можно было начинать мучаться над S-образным корсетом. Я три раза - три, Карл! - переделывала макет. Сначала думала, что сделаю, как умею: каждую деталь в 6 слоев (основная ткань, дублерин без припусков, нитепрошивной флизелин с припусками; то же самое для подкладки). А деталей всего 8 на каждой половинке корсета. То есть всего надо выкроить 96 деталей. ДЕВЯНОСТО ШЕСТЬ.
...
Вышло спустя неделю мучений, конечно же, ужасно. Во-первых, он был мне велик, что на макете, почему-то, было не очевидно. Во-вторых, мне совсем не нравилась основная ткань, такой скучный бирюзовый хлопок, как на наволочку. В-третьих, я, увы, не настолько аккуратно шью, чтобы идеально совместить по швам всю эту кучу деталей разной жесткости.
В итоге рубанула с плеча, засунула подальше опостылевшую бирюзовую броню и сшила еще один корсет с нуля. Однослойный, мой первый опыт. С правильными мерками. Вышло симпатичнее и вообще, как будто так и надо: легкий корсет для летних прогулок, такие в жару и носили.
5) Дня за три сделала накорсетник (corset cover). Это майка из плотной ткани, чтобы корсет не просвечивал сквозь тонкие рубашки или платья, а еще чтобы застежки корсета не рвали наряд, а еще чтобы за счет кучи рюшей спереди получалась знаменитая голубиная грудь. Живота у барышень в начале 20 века не было. Только грудь, а потом сразу талия.
6) На этапе прогулочной юбки в меня вселился демон реконструкторской упоротости и мои ручки потянулись к пособиям по шитью начала века, выкройкам из старых журналов, книжке-библии Janet Arnold и прочим историческим источникам (еще раз привет истфаку). Купила в любимом тканевом два остатка неплохой тонкой шерсти (да, не поверите, летом можно носить шерстяные ткани), продублировала (flatline) их с изнанки льном из старых икеевских штор, получилась очень приятная на ощупь и на вес тряпочка, держит объем и ниспадает складками именно так, как надо. В боковые швы добавила здоровенные карманы, потому что это практично и исторично. Хотела было обработать внутренние швы вручную, но пожалела времени. Подол обработала косой бейкой, опять же, историчная технология: если обтрепается, можно легко заменить.
7) И финальный рывок - рубашка (shirtwaist). Чуть ли не самый известный предмет эдвардианского гардероба. Практичная, но все-таки очень женственная. Однотонная, но богато отделанная кружевом и складками. Прикрывающая декольте, но прозрачная. Снова считерила и взяла за основу старую рубашку из Зары. Не лучшая идея, намучалась с проймой, надо когда-нибудь переделать всё по уму. Воротник хочется повыше, а кружев побольше - потому что в 1909м не было "слишком много кружев".
Рубашку судорожно дошивала, когда ко мне уже ехала моя фотограф Настя. Друзья-косплееры, фоткавшиеся в этот же день с нами, ухмыльнулись, когда я в панике наметывала новую линию проймы, и сказали, что в былые дни фестивалей они вот примерно так же всё и дошивали: с помощью степлера, горячего клея и такой-то матери.
Но закончилось всё хорошо. Фотки вышли симпатичные (пока кидаю снятое на телефон, потом пришлют профессиональные), силуэт получился правильный, эдвардианский пикник удался ;)