28 декабря 2024
«Каравайчук - не талант. Он гений», «Абсолютный гений музыки, пробивающей стены», «Городской сумасшедший с наволочкой на голове»...
Олег Каравайчук
Род. 28 декабря 1927, Киев
Ум. 13 июня 2016, Санкт-Петербург.
Советский и российский композитор, дирижёр, пианист, музыкант-импровизатор, автор музыки ко многим кинофильмам и спектаклям.
«Полностью обособившийся от мира и почти бесплотный Каравайчук словно олицетворял собой буддийский выход за рамки каких бы то ни было человеческих страстей и привязанностей. И именно это «просветление» открывало ему двери, которые были закрыты для других. Например, свой последний альбом «Concerto Grosso» он записал в Эрмитаже на рояле, который принадлежал Николаю II». (Борис Барабанов)
https://www.kommersant.ru/doc/3012518 Олег Каравайчук, скриншот
https://youtu.be/7_C0KuFy4oI https://www.kommersant.ru/doc/3012518 Кредит: Коммерсантъ / Денис Вышинский
https://www.kommersant.ru/doc/3012518 Кредит: Коммерсантъ / Денис Вышинский
Прежде чем погружаться в глубины текста, приведу выдержку, которая поможет Вам решить стоит ли читать дальше:
Олег Каравайчук: «иврит очень повлиял на мое искусство. Я сам не еврей. Но всю войну я обитал в консерватории, когда она располагалась там, где выступал эвакуированный еврейский театр. И я вырос на иврите. Иврит - это высший язык на земле, он отражает психологию высочайшей, самой гениальной нации. У иврита врожденная осанка. Он трагически стоит. Никакой трагедии нет, но в нем самом, уже в самой этой нации предрешены вечность и трагизм. Моя музыка близка этому. И я сам предрешен».
(См. ссылку ниже в тексте.)
«Он написал музыку к 150 фильмам, в их числе - «Два капитана», «Поднятая целина», «Город мастеров» и «Короткие встречи». При этом его, друга Михоэлса, Шостаковича и Высоцкого, мало кто знает: концерты запрещались, да и сам он не стремился к публичности. «Городской сумасшедший» с наволочкой на голове и «абсолютный гений» с музыкой, пробивающей стены, - так чаще всего описывали композитора Олега Каравайчука, умершего на этой неделе в Петербурге».
Читайте:
Выдержки:
Почти невозможно достоверно сказать, почему именно вплоть до перестройки запрещались его концерты. Он сам был уверен, что из-за его гениальности: дескать, брал такт, и те, кто называли себя учителями, признавались, что жизнь их прожита зря. На самом же деле, скорее всего, из-за его неуживчивого характера. На выпускном экзамене в консерватории он, ученик Рихтера и Шостаковича, то ли вовсе отказался играть, потому что не разглядел в приемной комиссии благодарных слушателей, то ли сыграл собственную импровизацию вместо Баха. И такая неясность - на каждом этапе биографии Олега Каравайчука.
Он родился 28 декабря 1927 года в Киеве в семье скрипача, которого арестовали, а позже и расстреляли, когда маленькому Олегу было всего два года. Тем не менее Каравайчук уверял, что помнит, как именно его отец однажды сказал, что быть ему композитором, и как он начал играть сразу после его смерти, чтобы мама не продавала музыкальные инструменты.
Затем - очередная легенда, что в семь лет он лично играл Сталину, который якобы был так растроган, что подарил ему белый рояль. После - действительно подтвержденное обучение в Ленинградской консерватории, прерванное эвакуацией в Ташкент. О своих преподавателях Каравайчук обычно говорил, что они пытались переиначить его, требовали стандартного исполнения вместо импровизаций, но признавал, что долгое время в юности находился под влиянием Шостаковича (и ушел от него именно потому, что понял, что теряет свой стиль), а всю последующую жизнь всегда представлял на своих концертах своего лучшего учителя, Святослава Рихтера.
Концертов в его жизни, правда, было немного. В советское время - так и вовсе один, где-то в 60-х, закончившийся скандалом и почти на 30 лет закрывший ему путь на сцену. Все это время Каравайчук писал музыку к фильмам. «Город мастеров», «Два капитана», «Поднятая целина» - всего в его фильмографии то ли 150, то ли 200 картин. Самые, пожалуй, знаменитые - фокстрот из фильма Киры Муратовой «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким в главной роли.
(См.
https://www.kommersant.ru/doc/3012518) и музыкальное сопровождение к еще одному фильму этого режиссера - «Долгие проводы».
К большинству же фильмов, говорят, Каравайчук относился крайне цинично - заранее не готовился, а зачастую сами фильмы не смотрел. Дня за два до сдачи материалов записывал все на одном дыхании, поглядев лишь на название фильма и имя режиссера.
В течение последних лет Каравайчук на удивление был открыт прессе и давал немало интервью. Каждое из них - это сосредоточение высказываний, гениальных на грани абсурда. Однако в одном из своих самых последних интервью композитор почему-то почти в каждом ответе приходил к рассуждениям, так или иначе связанным с евреями. Некоторые из них приводятся ниже.
«Записки сумасшедшего гения»
19 июня 2016
https://jewish.ru/ru/people/culture/3125/ «Человеку свойственно себя анализировать. У него есть мания увеличить еще больше. Уж и так тебе все дано, но я его хочу еще разделить и понять, как это делается. Это великая черта еврейской нации. Если кто-то может играть, научившись, - это евреи. Если бы не было евреев, вообще не было бы средних музыкантов. Значит, Б-г так решил: кого-то надо учить - и сделал евреев. Без евреев цивилизации не было бы. Потому что не было бы этого кода преемственности. Я же не могу создать преемственность. А вот если есть у меня друг-еврей - гениальный еврей! - он как-то меня поймет и передаст. Поэтому молитесь за евреев. Они и дали нам это все».
«Вот поэтому весь этот психоанализ, который ищет причины вещей, вот этот фрейдизм между детьми и взрослыми - это самый уродливый и примитивный метод за всю историю познания. Вообще, евреи, к сожалению, дали самые примитивные способы центрального познания человека. Они ищут какой-то центр и показывают через этот центр все. И вот из-за этого они довели патологию психопатии до крайнего размера».
«Я очень дружил с Михоэлсом. Я был маленький, и он меня очень любил. Он говорил: идиш погубит искусство. Иврит - это гений. Красивее иврита ничего нет. Когда он играл короля Лира на иврите, я плакал навзрыд. Это такой силы актер был! Вот иврит очень повлиял на мое искусство. Я сам не еврей. Но всю войну я обитал в консерватории, когда она располагалась там, где выступал эвакуированный еврейский театр. И я вырос на иврите. Иврит - это высший язык на земле, он отражает психологию высочайшей, самой гениальной нации. У иврита врожденная осанка. Он трагически стоит. Никакой трагедии нет, но в нем самом, уже в самой этой нации предрешены вечность и трагизм. Моя музыка близка этому. И я сам предрешен».
«Человеку свойственно себя анализировать. У него есть мания увеличить еще больше. Уж и так тебе все дано, но я его хочу еще разделить и понять, как это делается. Это великая черта еврейской нации. Если кто-то может играть, научившись, - это евреи. Если бы не было евреев, вообще не было бы средних музыкантов. Значит, Б-г так решил: кого-то надо учить - и сделал евреев. Без евреев цивилизации не было бы. Потому что не было бы этого кода преемственности. Я же не могу создать преемственность. А вот если есть у меня друг-еврей - гениальный еврей! - он как-то меня поймет и передаст. Поэтому молитесь за евреев. Они и дали нам это все».
«Вот поэтому весь этот психоанализ, который ищет причины вещей, вот этот фрейдизм между детьми и взрослыми - это самый уродливый и примитивный метод за всю историю познания. Вообще, евреи, к сожалению, дали самые примитивные способы центрального познания человека. Они ищут какой-то центр и показывают через этот центр все. И вот из-за этого они довели патологию психопатии до крайнего размера».
***
«Каравайчук - не талант. Он гений»
https://www.culture.ru/materials/257768/karavaichuk-ne-talant-on-genii 4.11.23
https://www.culture.ru/materials/257768/karavaichuk-ne-talant-on-genii В прошлом году вышла в свет вторая часть большого проекта продюсера и музыканта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > кино > СССР» - она посвящена композитору Олегу Каравайчуку.
Из
https://www.culture.ru/materials/257768/karavaichuk-ne-talant-on-genii «Каравайчук почти никогда не читал сценариев. Иногда смотрел смонтированный материал. В основном, по собственному выражению, он ориентировался по глазам режиссера. Смотрел в глаза и считывал там высший замысел. Потому что режиссер воплощает в своей картине малую часть большой идеи. И вот Каравайчук работал уже не с малой частью - он видел большой замысел, который режиссер стремился проявить в своей картине. Он работал с целым, а не с частностью, поэтому на экран не смотрел, сценарий не читал. Его интересовали только две вещи: глаза режиссера, где он считывал первооснову, и то, что происходило вокруг в мире. Из этого рождалась музыка.»
***
ОЛЕГ КАРАВАЙЧУК - муз. ПРОЩАНИЕ ( к\ф Короткие встречи)
https://www.youtube.com/watch?v=N4YXrn-nihY Из представления к видео:
Музыка гениального композитора и музыканта Олега Николаевича Каравайчука звучит в нескольких сотнях советских и россиийских фильмов. Но как все живые гении он совершенно неизвестен и непопулярен на родине.
(Это был тот самый знаменитый «прощальный» фокстрот Олега Каравайчука.)
***
Олег Каравайчук импровизирует
https://www.youtube.com/watch?v=a-0LjmJNiWs Комментарий:
«...Давался как-то в городе Петербурге торжественный концерт по поводу какой-то важной даты - дня города, может быть, или чего-то там ещё. На концерте присутствовала сама Валентина Ивановна и другие "замечательные люди". Состав выступающих на таких концертах не меняется уже много лет:
мушкетёр Боярский в шляпе, добрый доктор Розенбаум, кудрявый композитор Корнелюк, пожилая, но по-прежнему сдобная Людмила Сенчина, ну, и бессмертные Эдита Пьеха (иногда с внуком) и Эдуард Хиль. В общем, чем богаты.
И тут вдруг внезапно выходит на сцену композитор Каравайчук... Если вообразить себе самый скверный характер, который возможно вообразить, то у композитора Каравайчука он ещё хуже. Живёт он в крошечной комнатке, в которой едва помещается рояль. За этим роялем он обедает и на нём же спит. Когда его приглашают куда-то выступить, он снимает с подушки свою единственную ни разу не стиранную наволочку для того, чтобы надевать её на голову во время выступления. Тот, кто пригласил такого человека на торжественное мероприятие, наверняка понёс впоследствии самую суровую и совершенно заслуженную кару. Ибо это было актом чистейшего и неприкрытого вредительства. При Сталине за такое вообще расстреливали.
Ну, и значит, выходит этот композитор Каравайчук к микрофону и говорит своим невыразимо противным скрипучим голосом: "Дорогие друзья! Всё то, что вы тут слышали, - это была страшная поебень. Для тех, кто думает, что он ослышался, повторяю: ПО-Е-БЕНЬ. А теперь мы будем слушать музыку".
И в мертвецкой тишине, в которой не пискнула даже Валентина Ивановна, композитор Каравайчук сел за рояль, надел на голову наволочку и заиграл что-то волшебное...»
***
Phil Z.