Замѣтки на поляхъ.
Собственно, основной вопросъ образовательнаго проектированiя, при желанiи уйти отъ однообразiя, - является ли каждый типъ школы надстройкой надъ нѣкоимъ общеобязательнымъ минимумомъ или совершенно самостоятельнымъ, не оглядывающимся на другiе. Педагогическая мысль работаетъ въ основномъ въ рамкахъ перваго подхода. Мнѣ болѣе плодотворнымъ кажется второй.
А къ исторiи преподаванiя россiйской словесности еще придется вернуться. Пока - бѣгло и тезисно, безъ цитатъ.
Многоплановая эмансипацiя:
1) Русской риторики - отъ риторики латинской. А вѣдь на раннемъ этапѣ это часто - личная унiя. Тотъ же пресловутый магистръ Яремской.
Поскольку дворянамъ литинскiй языкъ труденъ, тамъ эмансипацiя отъ французской риторики.
Логика спора такая: учиться надо на совершенныхъ образцахъ, а вашей русской словесности еще и нѣтъ - такъ если презирать ее, и никогда не будетъ.
2) Исторiи литературы - отъ риторики.
Кстати: когда совершилось? Гречъ? Мерзляковъ - еще чистая риторика, безо всякой исторiи.
А потомъ пошло-поѣхало. Такъ и до общественнаго значенiя литературы докатились :)
3) Русской литературы - отъ русскаго языка.
Это, конечно, производная антириторическаго процесса. Если цѣлью обученiя ставить владѣнiе языкомъ, то и словесность подчиняется этой задачѣ.