Я обѣщалъ кое-что написать о преподаванiи отечественной словесности въ Россiи.
Начать можно было бы съ культурной ситуацiи, сложившейся въ результатѣ наличiя славянской Библiи и церковной службы на понятномъ народу языкѣ; но это отвлекло бы насъ въ сторону. Пока посмотримъ, какая многосторонняя эмансипацiя создаетъ такой странный предметъ, какъ «русская литература». Первый документъ - отрывокъ изъ рѣчи создателя академическихъ гимназiй при Императорскомъ Московскомъ университетѣ Iоганна Маттiаса Шадена. Второй - изъ проспекта Благородного пансiона при томъ же университетѣ.
Frg. 1.
Et quamuis lingua patria hic primas sibi partes vendicat: auxiliis tamen aliarum linguarum ad cultum perfectionemque maiorem quin indigeant, dubium omnino non est. At hic iam quaeritur, quaenam linguarum maxime, in auxilia perfectionum, elegantiae inprimis, ac suauitatis illius, perspicuitatis pariter, soliditatis ac grauitatis, quae virtutis sapientiaeque commendatio postulat, sunt commendandae patrio sermoni? Si nationes cultas audias, qui linguam suam iam ad aliquem culturae gradum perduxerunt, quaestio decisa omnino esse videtur; etenim et Galli, et Angli, Itali adhaec ac Germani, vnanimi consensu fatentur, se exemplaria Graecorum Romanorumque nocte diuque versando, decus linguis suis conciliasse: quin et nostri sapientes et disserti viri idem fatentur, fatentur idem Lomonosowii, Sumarokowii, Cheraskowii…
Переводъ:
И хотя родной языкъ притязаетъ на первое место, нѣтъ сомнѣнiя, что для образованности и большаго совершенства онъ нуждается въ помощи другихъ. Теперь слѣдуетъ ответить на вопросъ, какiе именно языки должно прибавить къ родной рѣчи, ради совершенства, изящества, прiятности, а также ясности, обоснованности и серьезности, необходимыхъ для доблести и мудрости? Если узнать мнѣнiе образованныхъ народовъ, которые довели свой языкъ до высокой степени совершенства, вопросъ будетъ снятъ: они признаются, что они листали днемъ и ночью греческiе и римскiе образцы, - и французы, и англичане, и итальянцы, и нѣмцы, будутъ единодушны, что именно такъ они сообщили красоту своимъ языкамъ; и наши мудрѣйшiе и краснорѣчивѣйшiе мужи сознаются въ томъ же - Ломоносовы, Сумароковы, Херасковы…
Schaden I. M. De Ingenuae iuuentutis educatione gloriae nationum duraturae fundamento praecipuo et fulcro, in Monarchiis maxime. Oratio solemnis in solemnitate coronationis Augustissimae ac Potentissimae MONARCHAE AC AVTOCRATORIS CATHARINAE II. ROSSIAE TOTIVS IMPERATRICIS Magnae Patriae Matris, Piae, Felicis, Legislatricis sapientissimae, cum eandem VNIVERSITATIS CESAREO-MOSCVENSIS conventu publico Anno MDCCLXXXI die XIII Sept. festive votisque nuncupatis, pie recoleret, Dicta a Ioanne Matthia Schaden Moral. Iuris Natural. ac Gent. nec non Politices P. P. O. Moscuae In Typographeo Vniversitatis typis Nicolai a Nowikow.
Iоганнъ Маттiасъ Шаденъ. О воспитанiи благороднаго юношества какъ надежномъ основанiи и опорѣ прочной славы нацiй, въ особенности въ Монархiяхъ.
Frg. 2.
Михайло Снѣгиревъ, Провинцiальный Секретарь, Фил. и Своб. Наукъ магистръ, по понедѣльникамъ, вторникамъ, четверткамъ и пятницамъ отъ 10 до 12 часовъ обучать будетъ россiйской Грамматикѣ, по истолкованiи которой подѣля учениковъ своихъ по ихъ успѣхамъ, задавать будетъ краткiе переводы, и требуя отъ нихъ о различныхъ предметахъ изустнаго и письменнаго объясненiя, стараться будетъ такимъ образомъ заблаговременно и нечувствительно прiобучить ихъ къ правописанiю и сочиненiю словъ.
Въ тѣ же дни отъ 8 до 10 часовъ по утру, повторивъ кратко грамматику и синтаксисъ, какъ руководство къ основательному познанiю россiйскаго слога, займетъ учениковъ своихъ, успѣвшихъ въ правилахъ грамматики, переводами съ Французскаго на Россiйскiй языкъ, съ изъясненiемъ свойства и различiя одного языка отъ другаго; покажетъ правила Россiйскаго слога, и объяснитъ разные роды стиховъ, съ присовокупленiемъ къ тому мѵѳологiи; съ критическимъ разборомъ читать будетъ лучшiя на Россiйскомъ языкѣ сочиненiя въ стихахъ и прозѣ; задавать отъ себя различныя матерiи для прозаическихъ и стихотворныхъ сочиненiй, и стараться будетъ сколько можно, дабы прiучить писать ихъ чистымъ и прiятнымъ слогомъ, а особливо письма всякаго рода. Сверхъ того, дабы они основательно могли писать и справедливо мыслить, изъяснять имъ кратко логику.
Краткое начертанiе учебныхъ классовъ и вообще всего порядка, наблюдаемаго при содержанiи Вольнаго Благороднаго Пансiона, учрежденнаго при Императорскомъ Московскомъ Университетѣ. Въ Москвѣ, въ Университетской типографiи у В. Окорокова, 1790.