Камера сдохла, а зарядное устройство я оставилъ на работѣ. Потому откладывается по крайней мѣрѣ до понедѣльника размѣщенiе сегодняшняго букинистическаго трофея, пріѣхавшаго изъ Новосибирска, - № «Одесскаго Вѣстника» 1828 года (купилъ изъ-за куплетцевъ, пѣтыхъ учениками Ришельевскаго Лицея). Тамъ еще кое-что было, но не столь важное.
Обѣщался лжеюзеру
kislin написать развернутое высказыванiе о либеральныхъ концепцiяхъ въ педагогикѣ. Его
весьма содержательная реплика вызвала не менѣе содержательную дискуссiю; хотѣлъ бы поблагодарить владѣльца журнала и лжеюзера
indigo-indigo за теплыя слова въ мой адресъ, которыя я не столько заслуживаю, сколько стремлюсь заслужить.
Такъ ужъ совпало, что мои букинистическiе поиски принесли мнѣ двѣ книжки вполнѣ либеральнаго содержанiя; одна изъ нихъ принадлежитъ перу министра просвѣщенiя въ кабинетѣ Витте Гомер. Ив. Ив. Толстаго и доступна
здѣсь, другая - Константинъ Фортунатовъ. Пассивное обученiе и научное образованiе въ высшихъ школахъ. М., 1909. Тождественъ ли авторъ съ Константиномъ Алексѣевичемъ Фортунатовымъ, о которомъ идетъ рѣчь
здѣсь и
здѣсь, сказать не могу. Будемъ считать, что совпадаетъ :) Если будетъ желанiе, сфотографирую и разошлю.
Если брать отдѣльно только высшую школу, то суть либеральнаго подхода такова. Государство безнадежно запуталось въ своихъ требованiяхъ къ университету. Онъ готовитъ и ученыхъ, и чиновниковъ, своими привилегiями онъ привлекаетъ карьеристовъ, цѣна его диплому - мѣдный грошъ въ базарный день. Университеты должны существовать только для науки, дипломовъ и привилегiй не давать, техническое образованiе, предназначенное для карьеры, четко отъ него отдѣлить (тогда говорили объ «общественной иницiативѣ», сегодня о «приватизацiи»).
Этотъ подходъ исходитъ изъ несомнѣнно вѣрныхъ констатацiй. Людей, идущихъ за дипломами и льготами по воинской повинности, гораздо больше, чѣмъ обладающихъ научными интересами. Дипломъ въ такихъ условiяхъ не можетъ не обезцѣниваться и неизбѣжно деградируетъ. А обществомъ движетъ страхъ - мы знаемъ, что цѣна бумажкѣ невелика (не только МГУ, но и Сорбонна, жалобамъ на уровень студентовъ которой Аленъ Сегонъ отводитъ всегда столько времени), но безъ оной дезорiентацiя полная; лучше коррумпированный гаишникъ и пожарный инспекторъ, чѣмъ никакого. И этотъ страхъ, вполнѣ раздѣляемый столь же дезорiентированной властью, - главный тормозъ на пути либеральныхъ реформъ въ образованiи.
Есть и еще одно препятствiе - наша нервная система. Для насъ совершенно очевидно банальное человѣческое неравенство; но (говорю о себѣ) мнѣ трудно дѣлать изъ этого далеко идущiе выводы и проецировать этотъ фактъ на учебныя отношенiя. Я ни прямо, ни косвенно не скажу студенту (да и школьнику), что онъ дуракъ. Я постараюсь этого даже и не подумать. Для чего тоже есть свои основанiя: мнѣ встрѣчались замѣчательные ребята, не проявлявшiе ровно никакихъ способностей и рвенiя къ моему предмету. Возможно, немало преподавателей болѣе рѣзкихъ и правдивыхъ, чѣмъ я, но трендъ такой имѣется - личное достоинство, неотъемлемое у каждаго человѣка, мѣшаетъ выстраивать - въ терминологiи И. Ильина - предметное неравенство.
Такъ что главная трудность съ либеральной реформой - трудность назвать вещи своими именами. Потому лично я предпочелъ бы систему отдѣльныхъ улучшенiй и мелкихъ шаговъ.
UPD. Кусочки изъ Фортунатова сам выкладывал
здѣсь.