* Паки угрюмо *

Jul 22, 2020 07:44

Навѣрно, мой гражданскій долгъ долженъ былъ бы заключаться въ вопіяніи и предупрежденіи публики о послѣдствіяхъ образовательной политики властей и образовательныхъ взглядовъ самого общества, коль скоро они воплотились бы въ жизнь. Что касается властей… Тутъ два аспекта.

Первый - поддержаніе инфраструктуры и развитіе. Критиковъ ЕГЭ и безъ меня довольно, и я съ ними въ отрицательной части ихъ взглядовъ бываю, какъ правило, согласенъ, только менѣе радикаленъ: мнѣ кажется, что все можетъ удержаться на незначительномъ меньшинствѣ хорошо образованныхъ и правильно думающихъ, а они хотятъ невозможнаго - хорошо образованнаго большинства. (Словосочетаніе «хорошо образованный» беремъ во всей его проблематичности и пока не объясняемъ.)

Второй, который теоретически могъ бы быть полезенъ и въ разговорѣ съ властью, - перспектива потенціальнаго превращенія РФ въ полюсъ слабости, куда импортныя вліянія ворвутся просто въ силу разницы давленія; но - опять-таки положа руку на сердце и сохраняя интеллектуальную честность - то, что у насъ происходитъ, есть заимствованіе общеміровыхъ глупостей. Школьное европейское образованіе пока еще серьезно лучше нашего (и PISA умѣло дезоріентируетъ публику, поскольку измѣряетъ среднюю температуру по больницѣ), но - судя по приходящимъ оттуда вѣстямъ - за него идетъ тоже горячая схватка (кстати, не связанъ ли сравнительный масштабъ войны съ прошлымъ въ США и Европѣ со сравнительнымъ качествомъ ихъ средняго образованія?). Такъ что да, мы будемъ деградировать и слабѣть, но вмѣстѣ со всѣмъ міромъ, и, возможно, даже не въ первомъ ряду.

Теперь отъ государства обратимся къ обществу.

Въ РИ была компетентная государственная власть и (за исключеніемъ періодовъ Ванновскаго и Игнатьева) компетентная образовательная власть. Какъ могли, они создавали квалифицированный педагогическій корпусъ (судя по съѣздамъ начала XX в., самыми лояльными были филологи-классики, самыми нелояльными - психологи). Имъ противостояло некомпетентное общество, съ огромной долей впервые привлекаемыхъ къ образовательному труду дѣтей и, соотѣтственно, семействъ (а наивная и исходная педагогическая концепція - утилитаризмъ, школа для жизни), но они тянули общество вверхъ, какъ могли, вопреки самому обществу, вопреки западнымъ интеллектуальнымъ модамъ и кризисамъ.

Сейчасъ общество (по части школы проникнутое тѣмъ же утилитаризмомъ и, стало быть, младенчествующее въ интеллектуальномъ отношеніи) находится въ полной гармоніи съ государствомъ (оно такое же). Но государство маленькое и во многомъ однородное, бесѣдовать мнѣ съ нимъ не с руки. А общество большое и разное, и его зрѣлую часть, переросшую концепцію утилитарной школы, я оцѣнилъ бы процентовъ - на глазокъ - въ 10-15. Это и есть моя потенціальная аудиторія.

ludus litterarius, реакціонное

Previous post Next post
Up