Григорий Богослов о себе самом и о современных ему епископах

Feb 09, 2021 16:55


Одного остерегайся - дурных епископов



Ты можешь довериться льву, леопард может стать ручным

и даже змея, возможно, побежит от тебя, хотя ты и боишься ее;

но одного остерегайся - дурных епископов,

не смущаясь при этом достоинством их престола!

Ведь всем доступно высокое положение, но не всем благодать.

Проникнув взором сквозь овечью шкуру, разгляди за ней волка.

Убеждай меня не словами, но делами.

Ненавижу учения, противником которых является сама жизнь.

Хваля окраску гроба, я испытываю отвращение

к зловонию разложившихся членов внутри него ...

Меня позвали, и я сплотил народ, который находился среди волков;

я напоил словом жаждавшую паству,

посеял веру, укорененную в Боге,

распространил свет Троицы на тех, кто раньше находился во тьме.

Я уподобился закваске в молоке и лекарству

благодаря силе убеждения…

Но добропорядочные и благовоспитанные мои сопастыри,

лопаясь от зависти - …

неотесанность не переносит культуры, -

взяли себе в союзники мою телесную немощь, являющуюся спутником трудов моих,

которую надлежит почтить всякому,

кто хотя бы немного поработал для Бога;

они, кроме того, ссылались на то, что я не стремлюсь к власти столь великого престола,

в то время как окружающий мир разрывался в борьбе.

Итак, по наущению демона выдвинув это обвинение,

возлюбленные охотно выслали меня оттуда,

выбросив, как выбрасывают какой-нибудь лишний груз из отягощенного корабля.

Ведь в глазах дурных я был грузом, поскольку имел разумные мысли.

Затем они возденут руки, как если бы были чисты,



и предложат Богу «от сердца» очистительные дары,

освятят также народ таинственными словами…

Из них одни, являясь потомками сборщиков податей,

ни о чем другом не думают кроме незаконных приписок;

другие явились из меняльной лавки, после денежного обмена,

третьи - от сохи, опаленные солнцем,

четвертые - от своей каждодневной кирки и мотыги,

иные же пришли, оставив флот или войско,

еще дыша корабельным трюмом или с клеймами на теле,

Они вообразили себя кормчими и предводителями народа

и не хотят уступить даже в малом.

В то время как другие еще кузнечную копоть

не смыли полностью с тела,

достойные подвергнуться бичеванию или быть сосланными на мельницу.

Если перед тем как принести дань своим господам, им удается

сделать небольшой перерыв в работе,

то они тотчас же зазнаются и обольщают некоторых из народа

либо убеждением, либо принуждением.

Они стремятся вверх, как скарабеи к небу,

катя шар, только сделанный уже не из навоза,

и не опуская голову к земле как раньше:

они думают, что имеют власть над небом,

хотя болтают всякий вздор и даже не могут сосчитать,

сколько у них рук или ног…

Не возлюби сладкоречия Платона!

Отбрось красоту [тех мудрецов, от] учения которых ты должен отвращаться!

Философствуй в простоте слова!

Ты нам приятен, хотя ты говоришь просто.

Учи нас, если хочешь, но учи.

Кто для меня Троица? Как соединяется Бог

и как, напротив, разделяется, в то время

как едина Его святость, природа, Единица и Троица?

Какова природа ангелов?

какова природа двоякого мира и истинного предведения

(даже если многое не покажется правильным большинству людей)?

Каковы причины души и тела,

Законов [Заветов Ветхого и Нового] - Первого и Второго?

Что есть воплощение Того,

Кто значительно превосходит умопостигаемые сущности?

что есть смешение неравных природ для единой славы?

[Что есть] смерть [Христова] для Воскресения и тем самым для Неба?

Каково воскресение [мертвых] и каков Суд?

Какая жизнь ожидает праведников и какая грешников?

Почему все течет, скажи мне, и где останавливается?

Если тебе что-нибудь из этого открыто Духом -

все ли, половина ли, та ли часть,

которую позволяет [тебе знать] чистота твоего разума -

не лишай меня этого!

Но если ты совершенно слеп,

почему ты указываешь путь, когда сам лишен зрения?

О мрак тех, которые имеют своим учителем незрячего,

чтобы упасть вместе с ним в яму неведения…

Эти - таковы (и они суть меньшее зло:

потому что, хотя неведение есть зло, но это меньшее зло).

Но что сказать, если вспомнить о плохих,

так как есть, есть некоторые еще более дурные.

Злополучные, презренные игральные кости жизни;

двусмысленные в делах веры;

почитающие законы временной выгоды,

а не законы божественные…

В то время как уже почти вся вселенная

получила от Бога столь великое спасение,

сколь недостойных предстоятелей мы имеем [в Церкви]!

Я буду кричать о правде, хотя она крайне неприятна.

Думаю, что играется некая прекрасная театральная сцена:

сейчас [мы видим] маски, а потом [на Страшном Суде] [увидим истинные] лица.

Мне стыдно сказать, как обстоят дела, но я все же скажу.

Хотя мы поставлены быть учителями блага,

мы являемся мастерской всех зол …

Вот таковы они.

Может быть, они и сделались бы лучше,

но им мешают престолы,

ибо власть делает безумца еще хуже.

Воздержный же, претерпевая бесчестье, стоит

с опущенной головой, устремляясь к одному только Богу,

довольствуясь уделом ученика, хотя его учеником недостоин

быть его нынешний учитель …

Настолько среди нас силен завистник

Так он хитроумно измышляет лукавства, которые бьют точно в цель,

когда хочет поразить какой-либо народ или город…

Итак, продолжайте держать в своих руках престолы и власть,

если это кажется вам высшей наградой:

веселитесь, бесчинствуйте,

бросайте жребий о патриаршестве - пусть великий мир уступает вам;

меняйте кафедру за кафедрой;

одних бросайте вниз, других - возвышайте: все это вы любите.

Ступайте своей дорогой!

Я же обращусь мыслями к Богу,

для Которого я живу, дышу,

и только на Него обращаю взгляд...

Интересное, История, Богослов атакует, Церковь, Богословие, Святые Отцы

Previous post Next post
Up