Из книги Рейда Митенбюлера о Петере Фройхене (1886-1957), датском путешественнике, антропологе, журналисте, актере и писателе:
"В апреле 1934 года, встревоженный подъёмом нацизма, Фройхен стал укрывать у себя на ферме беженцев из Германии, как евреев, так и просто политических диссидентов. Они жили на Энехойе, пока не находили себе постоянного пристанища. За год до этого Нильс Бор, друг детства Фройхена, теперь обладатель Нобелевской премии по физике за квантовую теорию, основал Датский комитет по поддержке беженцев - работников умственного труда: эта организация помогала немецким учёным, многие из которых были евреями, бежать в другие страны, в основном в Швецию, Англию, Канаду и США.
Вскоре появились и другие формы сопротивления, и Фройхен принимал участие в некоторых (они с Бором не были особенно близки, но иногда виделись). Большинство гостей Фройхена бежали из Германии на борту неприметных рыболовецких судов. Фройхен на моторной лодке «Ярлн» выходил в воды между Данией и Германией и встречал их. Спрятав беглецов под брезентом, Фройхен возвращался к себе на остров и принимал их там, пока другие члены Сопротивления не находили им новое жильё. Инициатива эта со временем только разовьётся.
В августе 1934 года Фройхен отправился в Берлин на премьеру «Эскимоса» - и воочию убедился, какие тяжёлые времена переживала Германия. Адольф Гитлер занимал пост канцлера уже полтора года, и за этот период случился поджог Рейхстага, захват парламента и провозглашение Третьего рейха. Фройхен застал Берлин убранным в красно-бело-чёрные нацистские флаги. В первое же утро в Германии, прибыв в филиал MGM, Фройхен столкнулся с секретаршей, которая в ужасе бросилась к нему и рассказала, что прошлой ночью за ней гналась целая ватага солдафонов, а потом полицейский пригрозил ей, что арестует за проституцию, если ещё раз увидит её «еврейскую рожу».
В тот же день услышал другую историю о нацистских фанатиках, которые сбили с ног престарелого врача-еврея и помочились ему в рот. Несмотря на эти ужасы, студия запретила Фройхену прилюдно критиковать нацистский режим, боясь, что это только усугубит дело. Два из трёх слов в названии Metro-Goldwyn-Mayer были еврейские фамилии, но разве это имело значение сейчас, когда важно было не потерять крупный сегмент европейского рынка!
На самой премьере Фройхена неожиданно представили Лени Рифеншталь, немецкой актрисе и кинорежиссёру, которая в будущем прославится своими пропагандистскими картинами, такими как «Триумф воли». Фройхен до этого не встречался с ней лично, но знал её работу. Год назад она снялась в фильме «S.O.S. Айсберг», где рассказывается о немецкой экспедиции на ледяной щит Гренландии, закончившейся смертью Альфреда Вегенера. Фильм выпустила студия Universal, а натурные съёмки проводились в гренландском Уманаке: Рифеншталь жила практически на съёмочной площадке в палатке. Местные инуиты каждую ночь подглядывали за её ненасытными сексуальными эскападами и позже всё рассказали Фройхену.
Познакомившись, Фройхен и Рифеншталь тут же угодили в толпу репортёров, которые непременно хотели сфотографировать их вместе. Фройхен сначала согласился, но пошёл на попятную, увидев, что в кадр лезет нацистский офицер. Так, чтобы его слышали в толпе, Фройхен заявил, что не желает фотографироваться с людьми, носящими эту форму. Последовал неловкий момент, Фройхена отвели в сторонку и объяснили, что Рифеншталь запрещено появляться на людях без шаперона, потому что, по словам Фройхена, «Гитлер страшно ревнует её». (На самом деле это министр пропаганды Йозеф Геббельс больше всех ревновал Рифеншталь ко всем окружающим мужчинам, а вместе с ним - ещё немало высокопоставленных нацистских чиновников.) Так или иначе, Фройхен стоял на своём: если репортёрам нужна фотография, пускай выбирают между ним и нацистом. Спор уже шёл на повышенных тонах, а это значило - назревает нешуточный конфликт.
И тут Фройхен сделал кое-что импульсивное. Он подхватил Рифеншталь и поднял её в воздух, как когда-то Джин Харлоу на вечеринке у Ван Дайка. После он утверждал, что просто пошутил, что хотел дать фотографам хороший кадр, но в тот момент его шутки не оценили. Большинство присутствующих уставились на него в ужасе, и кто-то тихо сообщил Фройхену, что он рискует прогневать режим, обожающий эту женщину, которую он так бесцеремонно лапает. По словам Фройхена, единственным человеком, которого не напугало происходящее, была Рифеншталь: она игриво рассмеялась и заметила, что «не привыкла, чтобы её подбрасывали в воздух». Фройхену повезло, что она свела всё к шутке.
После премьеры Фройхен должен был отправиться в отель «Эдем» на роскошный приём, который устраивала MGM. Он входил в число почётных гостей и потому с радостью взял с собой Магдалене и Пипалук. Но, явившись на приём, он с неудовольствием обнаружил, что почти половина гостей носят нацистскую форму или повязки со свастикой. Заявив жене и дочери, что сегодня они поужинают в другом месте, Фройхен повернулся и вышел: он по-прежнему не желал якшаться с нацистами.
Слух о поведении Фройхена быстро разлетелся по Берлину. На следующее утро его уведомили, что его больше не хотят видеть в Германии и ему следует немедленно вернуться в Данию. Фройхен с женой и дочерью поспешно собрались и отправились домой на Энехойе".
Из книги: Митенбюлер Р. Жажда жить: девять жизней Петера Фройхена / Рейд Митенбюлер; пер. с англ. А. Тимофеевой. - М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. 480 с.